Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
Реализация требований, которые заложены в Законе РК «Об образовании»:
«…обеспечить условия для самореализации и самоопределения личности…
реализация права ребенка на свободный выбор деятельности, мнений, рассуждений».
Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению определяются следующие задачи:
создание условий для развития логического мышления;
развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развитие интеллектуальных способностей.
Виды мышления
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.
Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам, это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения: 1) вид – род (бабочка – насекомое); 2) род – вид (насекомое – бабочка); 3) вид – вид (лиса – белка); 4) часть – целое (грива – лошадь); 5) противоположность (доброта – зло); 6) последовательность (утро – день – вечер – ночь); 7) причина – следствие (жара – жажда); 8) функциональные отношения: курица –яйца, курятник, петух, цыплёнок.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или отношениях. Например: «Тело птицы покрыто перьями».
Умозаключение – форма мышления, позволяющая по определённым правилам вывода получить из одного или нескольких суждений заключение. Например: Суждение 1: «Растения засыхают без воды. Суждение 2: «Роза – растение». Умозаключение: «Роза засохнет без воды».
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи.
Речь тесно связана с мышлением. Значение слова является обобщением и представляет собой как единицу речи, так и единицу мышления. Они возникают независимо друг от друга, но в процессе психического развития ребёнка возникает речевое мышление, речемыслительная деятельность. интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Методы и приемы развития логического мышления и речи:
- речевые игры и упражнения;
- проблемные вопросы;
- речевые логические задачи;
- чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением;
- моделирование;
- вопрос-задание;
- вопросы на установление причинно-следственных связей и зависимостей;
- рассматривание картин с проблемным сюжетом;
- отгадывание и составление загадок.
Практическая часть
(принимают участие 2 команды участников семинара)
I .Кроссворд «Логика»
II. Практические задания для команд
1.Работа с карточками – выполнение речевых и логических заданий.
2.Конкурс «Думай-отвечай!» - вопросы-ответы.
- Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
- Может ли трамвай объехать мяч, лежащий на рельсах?
- Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
-Будет кубик катиться? Почему?
-Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
-У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
-Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
-По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
-Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
-Может поезд метро столкнуться с автобусом?
-Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
-Летом можно кататься на лыжах? Почему?
-На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
-Чем столб отличается от дерева?
-Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
-Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
3. «Думай, размышляй, слово подбирай!»
Продолжить ряд слов, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
1 команда
• Стол, стул, диван
• Творог, сыр, масло
• Врач, повар, лётчик
• Сок, кефир, компот
• Шишка, жёлудь, орех
• Корабль, лодка, яхта
• Паровоз, электричка, трамвай
2 команда
• Книга, альбом, блокнот
• Торшер, бра, настольная лампа
• Сосиски, колбаса, котлета
• Земляника, клюква, малина
• Сыроежка, лисичка, подберёзовик
• Жасмин, шиповник, сирень
• Дождь, ветер, иней
4. «Найди сходства предметов»
Пилотка — лодка Шкаф — холодильник
Грабли — расчёска Кофеварка — самовар
Вата — облако Батарея — гармонь Мука — песок Рак — помидор
Часы — градусник Муравейник — детский сад
5. «Превращалки»
• Стул без спинки • Чашка без ручки
•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади
• Дерево без веток • Стол без ножек
• Диван без спинки • Окно без стёкол
• Книга без страниц • Подушка без перьев
• Спички без серы • Снеговик без холода
6. «Закончи предложение с союзом потому что»
«Рассуждайка»
• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .
• У Саши заболело горло … .
• Собака грозно зарычала … .
• Гости громко рассмеялись … .
«Размышляйка
• Собака весело завиляла хвостом … .
• Кот выгнул спину и зашипел … .
• Мама открыла окно … .
• Машины резко затормозили … .
III. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста
Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Доклад "Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста."
Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...