Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста может затруднять процесс их подготовки к овладению чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_roditeley.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Климова Елена Александровна
Учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Дошкольное отделение
ГБОУ Школа №1393 «Школа РОСТ», город Москва
Семинар-практикум для родителей
«Со звуками играем – речь развиваем!»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей.
Задачи:
- расширить представления родителей о возможностях оказания помощи ребёнку по развитию речи;
- обучить родителей игровым способам развития речи детей;
- способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Вступительное слово логопеда:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигают определённого развития.
Обсуждение.
- Какую речь можно считать хорошей?
- Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?
(высказывания родителей)
Для ребёнка старшего дошкольного возраста порой показателем высокого уровня развития речи становится умение читать. Родители начинают усиленно заниматься с детьми в этом направлении, заставляя ребёнка учить буквы иногда очень рано.
Чтение не появляется автоматически из знания алфавита. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с буквой окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучать грамоте с букв так же опасно, как давать ребёнку в руки любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса. Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками.
«Теория о звуках»
- Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить).
- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).
- Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными? В чём их главное отличие? (При произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот; при произнесении согласных во рту есть препятствие. Гласные – слогообразующие).
- Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть – и, э, а, о, у, ы).
- Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие).
Давайте поиграем в игры со звуками, которые можно предложить детям.
- Гласные – согласные.
Цель: учить выделять первый звук в слове
Ведущий называет слова, участники определяют первый звук в словах и хлопают, если звук гласный, стучат по столу, если звук согласный.
Банка, аист, утка, стол, облако, щётка, ложка, лыжи…
- Согласные.
Я прочитаю вам стихотворение. Когда услышите слова со звуком Л, положите фишку на стол.
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало.
Но всё мышке было мало.
Логопед: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (Восемь). Какие?
- Игра «День рождения»
Цель: учить подбирать слова на заданный звук.
Представьте себе, что нас пригласили на день рождения к мальчику Роме. Нам необходимо приготовить подарки, названия которых начинаются на звук Р.
Участники: «Я подарю Роме ручку».
«Я подарю Роме рыбку».
«Я подарю Роме ракету».
«Я подарю Роме ракушку» и т.д.
- Игра «Составь цепочку»
Цель: тренировать умение выделять первый и последний звук в словах.
Участникам предлагается из набора картинок составить цепочки, чтобы последний звук названия картинки являлся первым звуком названия следующей. Участники работают группами.
Дом – мальчик – кошка – апельсин – ножницы
Сапоги – индеец – цыплёнок – книга – арбуз
Жёлуди – индюк – колесо – облако
и т.д.
Обмен впечатлениями от встречи.
Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы провели время не зря. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить.
Логопед раздаёт памятки – консультации для родителей с подборками речевых игр, которыми родители могут воспользоваться в домашних условиях.
Памятки «Играем – речь развиваем!»
Игры «Наблюдательный фотограф», «Разведчики»
Цель: тренировать способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.
Взрослый сообщает ребёнку, что он фотограф, и предлагает ребёнку тоже стать фотографом. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, Р, С. Затем в течение нескольких минут просматривают свои «фотоплёнки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.
Игры «Цепочка из слов», «Мяч передавай – слово называй»
Цели: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать ребёнка к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква». Например: дом – мох - хлеб – парта – аист – тополь – лиса…
Игра «Горячий мяч»
Цель: развивать слуховое внимание; тренировать навык звукового анализа и синтеза слов.
Играющие быстро передают друг другу мяч, стараясь не уронить. Ведущий произносит звуки русского языка. Тот, кто уронил (потерял) мяч, придумывает слово, начинающееся на звук, который ведущий называл в момент потери мяча.
Подвижная игра «Самый ловкий»
Цель: развивать фонематическое восприятие, ловкость и быстроту реакции.
По кругу стоят стулья в количестве меньше на один, чем число игроков.
Дети ходят вокруг, по сигналу занимают стульчик. Ведущий произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь, например, звук А, или любой гласный.
Игра « Придумай слово»
Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов.
Играющие по очереди предлагают для игры короткое слово, например: кот, дом, каша, утка, аист и т.д. Необходимо назвать звуки, из которых состоит предложенное слово, и придумать на эти звуки слова.
Игра «Попрыгунчики»
Цель: тренировать навык деления слов на слоги.
Дети подпрыгивают столько раз, сколько слогов в слове: петух, кот, автобус, бегемот, туча, тапочки, молоко, каша, футболист и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями детей старшего дошкольного возраста "Математика вокруг нас. Развиваем логику мышления".
В содержании данного материала родители могут найти рекомендации по математическому воспитанию дошкольников....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...
Тест для родителей детей старшего дошкольного возраста "Уровень развития речи ребёнка"
Тест позволит поверхностно определить развитие речи у ребёнка...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...
Игровой практикум для родителей детей 2-3 лет: «Дома играем – речь развиваем»
Методический материал для специалитсов и родителей детей 3 года жизни.Знакомит родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста, а также с речевыми играми в домашних условиях.Д...
семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формированию у педагогов новых професси...
Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...