Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Габдрахимова Алсу Илгизовна

Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет»   (А.С. Макаренко)

 

Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.
Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.
Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.
Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_igrushki_-zamestiteli.pptx1.18 МБ
Файл tekst_prezentatsii.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №384 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей Презентацию подготовили: Габдрахимова А.И Галиуллина Г.Н.

Слайд 2

« Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет » А.С . Макаренко

Слайд 3

Цель: создание условий для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности Задачи: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители .

Слайд 4

Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Слайд 5

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Например, надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

Слайд 6

По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка » .

Слайд 7

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды: • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. •Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (тарелочка + кубик).

Слайд 8

Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами ( детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки), которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

Слайд 9

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой

Слайд 10

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом.

Слайд 11

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом



Предварительный просмотр:

1 слайд – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №384 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»

2 слайд 

Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет»   (А.С. Макаренко)

Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.
Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.
Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.
Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.


3 слайд

К сожалению, наши дети самостоятельно играть не умеют, поэтому мы поставили перед собой следующую цель: 

создание условий для   самостоятельной игры, соответствующих уровню развития  игровых умений  детей и содержанию игровой деятельности и,  

соответственно, перед собой мы поставили основную  задачу: 

научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.

4 слайд

 Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей. Для этого необходимо, чтобы воспитатели (взрослые) точно представляли  назначение предметов-заместителей, правильно «запустили» их  в детскую игру, использовали  развивающие функции игры в полной мере и возможности вербального общения с воспитанниками

Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Например:

5 слайд 

   Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Например, надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

   Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Какая  у тебя сумочка!» или «Это у тебя сумочка? А можно мне поносить твою сумочку?»

6 слайд 

По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка».

7 слайд 

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:

 • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых            материалов: ложки, утюжки и др.

 •Создаются комплексы: (игрушка + предмет-заместитель), (тарелочка +    кубик).

8 слайд 

Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами (детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки), которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители

9 слайд 

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: дети усваивают действие «понарошку», т.е. для них открылась условность действия с предметом:

-облизывание воображаемого мороженого;

- расчесывание расческой, которой нет;

 -угощение воображаемой конфетой;

например: « Султан, возьми конфету, угости зайчика». Султан берет «как бы конфету» и угощает зайчика. Если ребенок не принимает этого предложения,  воспитатель  сам угощает  игрушку: «Зайка, попробуй, какая вкусная. У меня еще много таких есть (берется  со стола еще воображаемые конфеты) – вот, попробуйте все». Или использование колечек  от пирамидки и говорится: «Это баранки» и т.п. 

 Охотно, но чаще по предложению взрослого, дети используют в игре предметы-заместители или воображаемые предметы, умеют играть рядом, вместе, называют действия, предметы, свойства (спать, сидеть, горячий и т.д.), но они могут легко и отвлекаться от начатой игры, и взрослые должны постоянно игру детей направлять. 

10 слайд   

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом.

 Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул);

 для игры с игрушкой кошкой : миска для кормления, коврик для сна, и др.

    Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.

     Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры.

Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций

(«Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).

      Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».

11слайд 

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом

 Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметов-заместителей в логопедической работе.

В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой мо...

Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"

Данная статья  поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на  умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить  его сочинять сказку про превращения одного хорош...

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.

ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный»     Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...

"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"

Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...

Использование интерактивной мультимедийной доски в учебной и игровой деятельности детей

Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологий невозможно. Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так к...

Использование интерактивной мультимедийной доски в учебной и игровой деятельности детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...