Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет» (А.С. Макаренко)
Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.
Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.
Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.
Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_igrushki_-zamestiteli.pptx | 1.18 МБ |
tekst_prezentatsii.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет » А.С . Макаренко
Цель: создание условий для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности Задачи: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители .
Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.
Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Например, надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».
По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка » .
Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды: • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. •Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (тарелочка + кубик).
Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами ( детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки), которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.
Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой
Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом.
Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом
Предварительный просмотр:
1 слайд – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №384 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани. «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»
2 слайд
Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет» (А.С. Макаренко)
Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.
Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.
Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.
Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.
3 слайд
К сожалению, наши дети самостоятельно играть не умеют, поэтому мы поставили перед собой следующую цель:
создание условий для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности и,
соответственно, перед собой мы поставили основную задачу:
научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.
4 слайд
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей. Для этого необходимо, чтобы воспитатели (взрослые) точно представляли назначение предметов-заместителей, правильно «запустили» их в детскую игру, использовали развивающие функции игры в полной мере и возможности вербального общения с воспитанниками
Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.
Например:
5 слайд
Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Например, надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».
Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Какая у тебя сумочка!» или «Это у тебя сумочка? А можно мне поносить твою сумочку?»
6 слайд
По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка».
7 слайд
Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:
• Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
•Создаются комплексы: (игрушка + предмет-заместитель), (тарелочка + кубик).
8 слайд
Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами (детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки), которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители
9 слайд
Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: дети усваивают действие «понарошку», т.е. для них открылась условность действия с предметом:
-облизывание воображаемого мороженого;
- расчесывание расческой, которой нет;
-угощение воображаемой конфетой;
например: « Султан, возьми конфету, угости зайчика». Султан берет «как бы конфету» и угощает зайчика. Если ребенок не принимает этого предложения, воспитатель сам угощает игрушку: «Зайка, попробуй, какая вкусная. У меня еще много таких есть (берется со стола еще воображаемые конфеты) – вот, попробуйте все». Или использование колечек от пирамидки и говорится: «Это баранки» и т.п.
Охотно, но чаще по предложению взрослого, дети используют в игре предметы-заместители или воображаемые предметы, умеют играть рядом, вместе, называют действия, предметы, свойства (спать, сидеть, горячий и т.д.), но они могут легко и отвлекаться от начатой игры, и взрослые должны постоянно игру детей направлять.
10 слайд
Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом.
Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул);
для игры с игрушкой кошкой : миска для кормления, коврик для сна, и др.
Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.
Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры.
Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций
(«Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).
Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».
11слайд
Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом
Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметов-заместителей в логопедической работе.
В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой мо...
Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"
Данная статья поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить его сочинять сказку про превращения одного хорош...
Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу...
Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный» Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...
"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...
Использование интерактивной мультимедийной доски в учебной и игровой деятельности детей
Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологий невозможно. Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так к...
Использование интерактивной мультимедийной доски в учебной и игровой деятельности детей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...