Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
методическая разработка по теме
цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»
Цель: совершенствование умений воспитателей по данному вопросу.
План семинара:
- Теоретическая часть.
1.1.Определение предмета-заместителя, игрушки-самоделки.
1.2.Последовательность обучения игре с предметами-заместителями.
1.3. Использование проблемных ситуаций, игр-упражнений.
- Практическая часть.
1. Теоретическая часть.
Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей.
Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями их в детскую игру. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым у детей сужается поле для применения условности и творчества в игре, недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей, что является низким уровнем игровых умений.
Предмет-заместитель - это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.
Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.
Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.
Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями. Например. напоить куклу из чашки в виде кубика, помыть куклу мылом в виде кирпичика .
Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:
- Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
- Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
- Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.
Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.
Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок» (постучав шариком (капсулой от киндер-сюрприза) по столу-разбивает яичко», надев большое кольцо на локоть-«сумочка»). Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую».
Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать.
Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать кубик и попросить ребенка покатать как машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются.
По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным… Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», повесит на руку - «сумочка» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.
Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет,
облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.
Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох».
Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях.
При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации. «Кукла Оля испачкала свое платье»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.
Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например:
Игра «Во что с этим можно поиграть?». Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов.
Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - машина, конь; зонтик - гриб,; веревка - дорожка, ручеек и т.д. Для этой игры можно использовать любые предметы.
Игра «Что я делаю?» (типа игры «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»). Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.
Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.
2. Практическая часть.
Игра «Волшебный чемоданчик».
Цель: обучение педагогов приемам руководства игровыми ситуациями.
Подготовка к игре: в красочно оформленную коробку кладутся детали настольного строительного материала (деревянные, неокрашенные).
Педагог: Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нем «живут» персонажи сказок. Хотите с ними поиграть?
Коробка открывается.
Педагог: Ой! Что такое? В чемоданчике вместо сказочных персонажей просто деревянные детали. Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь?
Педагог: Давайте мы с Вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев!
Педагогам предлагается взять фломастеры, карандаши, выбрать любой предмет и превратить его в своего любимого сказочного героя. Затем предлагается «подружить» персонажей между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.
Игра учит грамотно помогать детям в развитии сюжета игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей раннего возраста
Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними....
«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....
Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Цели и задачи: Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.
Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...