Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный»
Использование предметов-заместителей
в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Игры с прищепками.
Учитель-дефектолог
Демчук Ольга Валерьевна
г.Набережные Челны
2016г.
Использование предметов-заместителей
в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Игры с прищепками.
О.В. Демчук, учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Набережно - Челнинский дом ребёнка
Всем давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для этого, но по сути, любые действия пальчиков – уже полезны. Развитие мелких движений пальцев рук способствуют созреванию речевых зон в коре головного мозга. Когда ребёнок выполняет осознанные, подчиненные определенной цели движения, осваивает новые приемы, развивается и речевая функция. Получается, что когда мы учим малыша кушать, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его к жизни, но и способствуем речевому развитию. В работе учителя-дефектолога с детьми по развитию подвижности и ловкости пальчиков, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений эффективно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. На коррекционно-развивающих занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, что привносит разнообразие в работу учителя-дефектолога.
В связи с этим предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «ПРИЩЕПОК».
Да, обыкновенных прищепок, с помощью которых сушат белье! Занятие это интересное, и как выяснилось очень полезное! Прищепки великолепно развивают координацию, силу пальцев рук, готовят ребенка к письму, оставляя место воображению. Чтобы тренировка пальчиков не была скучной и утомительной, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.
Дефектолог показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и как можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем показывает, как прищепка может «открыть и закрыть ротик». Дефектолог держит прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола. При возникающих затруднениях дефектолог помогает ребёнку сжимать пальчики.
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Первые три упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
Например: В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
Дефектолог обращает внимание на то, чтобы «ротик раскрылся», нужно сильнее нажать на края прищепки.
1.Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.
(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста)
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки склевала,
Птичка вновь защебетала.
2. Использование прищепок с другими предметами
«Угостим Жучку»
Материал: прищепки, картонные полоски (косточки) не менее 15см длиной (по числу детей), миска.
Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой руке, прищепка «захватывает косточку».
После ужина убрались,
В миске косточки остались.
Косточки мы соберём
И собачке отнесём.
Жучка косточку схватила
И зубами надкусила.
«Глупая ворона»
Материал: прищепки тёмного цвета, свёрнутые в виде конфет фантики (конфеты) не
менее 5см длиной (по числу детей).
Перед каждым ребёнком фантик, нужно взять его прищепкой и поднять кисть в и.п.
Глупая ворона клювик приоткрыла,
Глупая ворона фантик ухватила.
Думала, конфетки,
Но их съели детки!
Ам! Ам! Ам!
Никому конфет не дам!
Выполнение упражнений двумя руками, в каждой руке прищепка.
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно, зубы берегут.
3.Упражнения, способствующие закреплению сенсорных навыков. Направлены на обучение детей соотносить цвета, уметь называть их, формировать понятия большой - маленький.
Жили – были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Зубастики любили все грызть, но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:
Красный зубастик - ест помидор.
Желтый - за грушей полез за забор.
Синий ест сливу, вот молодец!
Зеленый зубастик ест огурец.
«Жили-были гномики, каждый в своем домике» (Распределить прищепки по цвету и величине)
4.Упражнения с прищепками, направленные на развитие творческого воображения, способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания. Эти упражнения вполне приемлемы в процессе автоматизации свистящих звуков.
***
Мерзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
***
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
5.Упражнения с прищепками используются при расширении и активизации словаря:
Взрослый читает стихотворение, дети имитируют диалог, в дальнейшем дети проговаривают стихотворный текст.
Хрюкает свинья: - хрю-хрю,
Очень сына я люблю!
- Хрю-хрю-хрю, - кричит ребенок.
- Кто сынок тот? – Поросенок.
6. Использование прищепок в разыгрывании сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
«Заяц и ежик»
- Ай, шум, какой! Ай, треск, какой! Не иначе – волки бегут или медведи бредут…
- Не бойся… Это я, Ежик.
- Чего же ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват? Это опавшие листья под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул – и сам от страха трясусь!
7. Как правило, дети, имеющие нарушения речи, испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Вполне эффективно при ознакомлении со схемой собственного тела использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие понятия, как «право - лево». Не вызывает сомнения и важность работы по развитию пространственных дифференциаций для предупреждения и преодоления дисграфии.
«Кот или собака?»
Одной половине детей в группе крепится прищепка на левый рукав, другой - на правый. Кот собирает свою команду, тех, у кого прищепка на правом рукаве, а собака свою команду. Под музыку дети собираются к «своей» игрушке.
«Клоун» - закрепление в активной речи предлогов НА, С.
Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку клоуну)
Дети комментируют. Затем каждый ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)
«Сказочная улица» - тренирует умение определять линейную последовательность.
В сказочном городе есть улица (полоска картона), на этой улице мы построим дома из прищепок. Начало улице слева и первый дом – красный, второй – синий…
Так дошли до конца улицы. А теперь давайте повернем назад и назовем цвета в обратном направлении.
8. Прищепки используются при автоматизации звуков в стихотворных текстах – диалогах.
Камышам пищала мышь:
- Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
- Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка, -
Кошка сцапает, глупышка!
Литература
1.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками, Сибирское университетское издательство,2008.
2.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилкина И.И., Игры с прищепками творим и говорим, ТЦ «Сфера»,2011.
3.Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.
Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...
Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда
Информационные технологии стремительно входят во все сферы жизни, не остались в стороне и дошкольные учреждения. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная...
Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Данная статья была представлена на VII Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум 2015". Материалы статьи представляют собой комплексный подход к организаци...
Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»
Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...