Культура речи: звук з-зь
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко. различать слова с этим звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук З-ЗЬ | 20.86 КБ |
zvuk_z_z.odt | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи: звук з-зь»
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь.
Задачи:
Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материалы: Комар Комарович (фигурка на палочке), картинки на заданные звуки «З», «Зь», картинки с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, раскраски с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, картинка с изображением языка, листочки на ниточке, игрушка коза.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся и подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки помогают,
Ножки не мешают.
Воспитатель.
- Ребята, в какое время года сейчас? (Осень.)
- Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2 часть: Вводная
Воспитатель:
- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают)
- Послушайте, кто-то за дверью шумит?
Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З
Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке - КОМАРА.
Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?
Воспитатель: Поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем.
- Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?
Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика Листопадничка день рождения и он не знает, что ему подарить.
3 часть: Основная
Воспитатель:
- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?
- Отправляемся на поиск подарка.
В начале пути дети встречают «Домик для язычка» (картинка)
- Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.)
- Чтобы продолжить путь нам надо поиграть с язычком.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
Упражнения:
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Лопатка».)
2. Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
3. Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка».)
4. На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
5. Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устал
И в свой домик побежал.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто перегородил нам дорогу? (Коза.)
- Давайте с ней поиграем
«Чистоговорка»
зя-зя-зя - за-за-за – вот идет коза;
зю-зю-зю - зу-зу-зу – не дразни козу.
зю-зю-зю - зу-зу-зу – не боюсь козу;
зи-зи-зи - зы-зы-зы – нет козы.
(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)
Дети находят дудочку
Воспитатель:
- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения?
- А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?
Слышите, какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.
Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Игра «Громко – тихо»
Воспитатель: Послушайте, как поет маленький комарик: зь.зь.зь.зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.
Игра малой подвижности «Комарики»
- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.
(Дети играют.)
А теперь мы попали в магазин Открыток
Воспитатель:
Здесь очень много открыток. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ
(зеркало, ваза, слон, земляника,….)
Дети выбирают картинки с изображением предметов, в которых есть звук З или ЗЬ
Воспитатель:
- А теперь выберете раскраску для подарка Зайчику, в котором есть звук З и ЗЬ и раскрасьте её.
Дети выбирают картинку и раскрашивают её. Затем кладут свои открытки в подарочную коробку и отправляют её вместе с Комаром Комаровичем Зайчику Листопадничку.
Воспитатель: Комар Комаровичу понравилось у нас, но ему пора поздравить друга. Давайте попрощаемся с ним.
4 часть: Заключительная
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогали?
- Чем мы помогли Комару Комаровичу?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вам было сделать сложнее всего?
- А с каким звуком мы познакомились?
- Вы сегодня молодцы!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи: звук з-зь»
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь.
Задачи:
Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материалы: Комар Комарович (фигурка на палочке), картинки на заданные звуки «З», «Зь», картинки с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, раскраски с изображением предметов, в которых есть или нет звук з-зь, картинка с изображением языка, листочки на ниточке, игрушка коза.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся и подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки помогают,
Ножки не мешают.
Воспитатель.
- Ребята, в какое время года сейчас? (Осень.)
- Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)
Дыхательная гимнастика «Ветерок» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2 часть: Вводная
Воспитатель:
- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают)
- Послушайте, кто-то за дверью шумит?
Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З
Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке - КОМАРА.
Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?
Воспитатель: Поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем.
- Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?
Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика Листопадничка день рождения и он не знает, что ему подарить.
3 часть: Основная
Воспитатель:
- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?
- Отправляемся на поиск подарка.
В начале пути дети встречают «Домик для язычка» (картинка)
- Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.)
- Чтобы продолжить путь нам надо поиграть с язычком.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
Упражнения:
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Лопатка».)
2. Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)
3. Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка».)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка».)
4. На качелях покачался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
5. Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».)
Язычок уже устал
И в свой домик побежал.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто перегородил нам дорогу? (Коза.)
- Давайте с ней поиграем
«Чистоговорка»
зя-зя-зя - за-за-за – вот идет коза;
зю-зю-зю - зу-зу-зу – не дразни козу.
зю-зю-зю - зу-зу-зу – не боюсь козу;
зи-зи-зи - зы-зы-зы – нет козы.
(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)
Дети находят дудочку
Воспитатель:
- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения?
- А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?
Слышите, какую звонкую песенку он пел: ЗЗЗЗЗЗЗ.
Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.
Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.
Игра «Громко – тихо»
Воспитатель: Послушайте, как поет маленький комарик: зь.зь.зь.зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.
Игра малой подвижности «Комарики»
- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.
(Дети играют.)
А теперь мы попали в магазин Открыток
Воспитатель:
Здесь очень много открыток. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ
(зеркало, ваза, слон, земляника,….)
Дети выбирают картинки с изображением предметов, в которых есть звук З или ЗЬ
Воспитатель:
- А теперь выберете раскраску для подарка Зайчику, в котором есть звук З и ЗЬ и раскрасьте её.
Дети выбирают картинку и раскрашивают её. Затем кладут свои открытки в подарочную коробку и отправляют её вместе с Комаром Комаровичем Зайчику Листопадничку.
Воспитатель: Комар Комаровичу понравилось у нас, но ему пора поздравить друга. Давайте попрощаемся с ним.
4 часть: Заключительная
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Кому мы помогали?
- Чем мы помогли Комару Комаровичу?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что вам было сделать сложнее всего?
- А с каким звуком мы познакомились?
- Вы сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...