Технологии успешного развития речи детей раннего возраста из опыта работа.
статья по развитию речи

Гатина Гузель Хаметхафизовна

Выступление для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_rechevogo_razv.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии успешного развития речи детей раннего возраста из опыта работа.

   В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.

   Одна из ведущих актуальных технологий развития речи, на мой взгляд, это технология игры

    Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном  учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.

   С детьми нашей группы мы очень много играем, так как они еще только начинают познавать мир и им многому еще предстоит научиться. Мои дети с удовольствием играют во все игры которые я им предлагаю. Это:

  1. Подвижные игры «Кто тише?», «Пузырь», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кошка и мышки», «Где звенит?», благодаря которой у детей развивается еще и фонематический слух. Благодаря подвижным играм мои дети активные, любознательные, умеют выполнять все все виды основных движений по физической культуре, умеют слушать и понимать требования, речь воспитателя.

   2. Дидактические игры «Чудесная площадка», «Найди пару», «Чей домик?», «Большой и маленький», лэпбук «Найди свое место», пазлы, куб с геометрическими фигурами и др., благодаря которым у наших детей  обогащаетился словарный запас слов, большинство детей из нашей группы научились составлять предложения из 2-3 слов.

   3. Сюжетно - ролевые игры, игры – забавы наши дети играют с удовольствием, в течение дня каждый режимный момент мы стараемся проводить в игровой форме.

   Еще одна актуальная технология, применяемая в моей практике – технология  развития мелкой моторики пальцев и рук.

   Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми  движениями.

   Мы с детьми нашей группы с удовольствием играем в пальчиковые игры – «Сорока - белобока», «Бу бармак», «Идет коза рогатая» благодаря которым у детей развивается память, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия.

   Также наши дети активно играют в панно, на котором они учатся и закрепляют навыки застегивания пуговиц, молний, застежек сандаликов, завязывания шарфа у девочки, закрепляют знания о цвете.

   Дети нашей группы с удовольствием лепят, рисуют при помощи пальцев рук, кисточки, карандаша, мела, продевают шнуровку, собирают пазлы, играют в мозаику, перекладывают крупу, закрепляют крупу на изображения из пластилина, прищепляют прищепки к доске и т.д.

   В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

    Технология пальчиковой гимнастики удачно сочеталась с народным фольклором.   

   Не менее важная технология, это технология ознакомления малыша с народным фольклором.

   Чем раньше мы  начинаем знакомить малыша с народным  фольклором, чем чаще мы  будем это  делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
     А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

   Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детской речи. 

   В своей педагогической деятельности я активно использую потешки, пеструшки, заклички (обращение к природе, ее явлениям), приговорки (обращение к живой природе), короткие стишки, песенки, которые очень нравятся нашим детям, они удовлетворяют потребности и желания детей разнообразно двигаться: бегать, топать, хлопать, подражать животным и птицам. Они приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.   Нашим детям очень нравятся колыбельные песни, они успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.  Также наши дети с большим удовольствием слушают сказки, смотрят театры.

   Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Результатом использования народного фольклора в нашей группе являются благодарность родителей за то, что дети дома поют песенки, рассказывают стишки, потешки, заклички, которые мы используем в детском саду в течение дня.

   Работая с детьми раннего возраста более 3 лет, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.  В течение дня мы используем элементы фольклора во всех видах деятельности, благодаря которому любая деятельность становится более эмоциональной, развивается логическое и образное мышление.

   Особенно важно использование народного фольклора в период адаптации ребенка к детскому саду. С помощью фольклора мы легко устанавливаем контакт с ребенком раннего возраста

   Таким образом, устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

   Используя эти технологии в своей деятельности я вижу результаты в развитии речи детей нашей группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте». (из опыта работы)

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

Использование готовых пособий для развития речи детей раннего возраста Из опыта работы для молодых специалистов ГМО

Использование готовых пособий для  развития речи детей раннего возрастаИз опыта работы для молодых специалистов ГМО...

Технология с использованием коллажей для успешного развития речи детей раннего возраста

Можно использовать для:• ознакомления детей с окружающим миром;• заучивания стихов;• пересказа художественной литературы;• обучения составления рассказов;• отгадывания и загад...

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...