«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Локтионова Светлана Евгеньевна

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей раннего возраста» (из опыта работы)

Ранний возраст - время, когда закладываются основы физического, психического развития человека.

Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Многие причины задержки развития речи у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее формирования на этом раннем этапе.

Полноценное развитие речи должны обеспечить мы взрослые: педагоги и родители.

Умелое использование в работе с детьми народные пословицы, потешки, игры, хороводы - помогает всестороннему  развитию: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, а также воспитанию любознательности, любви, к родному слову.

Основываясь на своём педагогическом опыте, я решила как можно шире применять фольклорный материал в своей работе, а именно с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой  обстановки он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми.                  Хочу отметить особую значимость фольклора в адаптационный период ребёнка в детском саду.

Хорошо подобранная с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю.

Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их.

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!»

А ещё детям нравятся «Ладушки, ладушки», «Сорока, сорока», «Идёт коза рогатая».

Таким образом, устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Какие же задачи можно решать с помощью русского фольклора:

- обеспечивать эмоционально положительное общение с каждым ребёнком;

- воспитывать положительное отношение к режимным процессам: умыванию, одеванию, приёму пищи и т.п.;

- побуждать ребёнка, активно включаться в диалог всеми доступными средствами: мимика, жесты, движения;

- создавать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

Моя работа началась с  подбора потешек, приговорок, попевок. Обращала внимание на то, чтобы тексты были простые, короткие, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Какие – то тексты я заучивала наизусть, какие-то читала по карточке из картотеки и конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой.

Дети  реагировали на потешки неодинаково. Одних успокаивали потешки с перебиранием пальчиков, другие на эту потешку почти не реагировали, тогда приходилось привлекать их к играм в сопровождении потешек.

В работе учитываем индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит по-другому, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Я старалась с помощью потешки побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному: многие двигались с удовольствием, некоторых приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растормошить, заставить двигаться под потешку.    Я произносила бодро, с задором:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создаёт радостное настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я использовала художественное слово.                 Так, во время умывания говорю:

Ай, лады/, лады/,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Малые формы фольклора способны создавать у детей хорошее настроение. Вот почему мы старались, чтобы художественное слово сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад.

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я  приговаривала:

Сандалики, сандалики,

Невелички, маленьки,

Хотят они на ножки

Бегать по дорожке.

Потешки способствуют обогащению словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Качая куклу, девочки повторяют: «Баю-баюшки-баю». Во время кормления кукол приговаривают: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам.

Каждое знакомство детей с новыми игрушками сопровождается потешкой.     Малыши играя, пытаются, подражать мне, сочетая свои действия со словами потешки.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и игры-развлечения. Любимое развлечение малышей – «Здравствуй, солнышко».

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Малыши очень любят шутливо грозить пальцем, а затем звать солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут тебя детки,

Детки – конфетки.

Когда солнышко появляется, малыши выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши.

С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки».

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так мы обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.

В группе созданы следующие условия для речевого развития: книги и игры по фольклору, собрано большое количество игрушек.

В книжном уголке разместились книги – игрушки,  книги – раскладушки, книги – картинки, книги малютки, фигурки персонажей потешек, прибауток, сказок, д/игры по мотивам знакомых сказок. Дети с радостью идут в гости к книгам.

Мы знаем, что большое значение для всестороннего развития детей и развития речи в частности имеет единство подходов  дошкольного учреждения и семьи.

В нашей группе налажено тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников, используем различные формы общения с ними:

- проводим беседы, консультации,

- родительские собрания,

- функционирует домашняя игротека, куда входят игры для развития речи, потешки, стихи,

- пользуется спросом фонотека с записями детских песенок,

Каковы же результаты работы? 

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным. А главное  у детей обогащается словарь, они с удовольствием рассказывают стихи и сказки.

По сравнению с началом учебного года  произошла большая качественная динамика в речевом развитии детей нашей группы.

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста"

Речь является важнейшим  средством  развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....

Презентация «Влияние устного народного творчества в развитие речи детей раннего возраста»

laquo;Влияние устного народного творчества в развитие речи детей раннего возраста»Актуальность  темы:Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. ...

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста"

ЧТО ТАКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО?"УСТНОЕ" - то, что передается из "уст в уста", так как раньше не записывали."НАРОДНОЕ" - придуманное, созданное народом."ТВОРЧЕС...

ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста (Примерный)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста....

Творческий отчёт «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»

Умелое использование в работе с детьми народные пословицы, потешки, игры, хо­роводы - помогает всестороннему  развитию: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, а также воспита...

Отчёт по самообразованию "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

Отчёт по самообразованию "Влияние устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"...