Развитие речи и коммуникативных способностей дошкольников
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.
Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
К началу дошкольного возраста (3 года):
- ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
- ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
К завершению дошкольного возраста (7 лет):
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.
Общение включает в себя:
- Коммуникация (обмен информацией):
информационно-коммуникативные умения.
- умение услышать и понять обращенную информацию;
- умение передать информацию;
- умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;
- умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.
- Интеракция (обмен действиями):
регуляционно-коммуникативные умения.
- умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;
- умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
- умение совместно решать бытовые и учебные задачи;
- умение регулировать поведение партнера;
- умение оценивать результаты совместного общения.
- Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):
аффективно-коммуникативные умения.
- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
- умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
- умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Этапы развития общения.
Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).
Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).
Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).
Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).
Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
- Технологии проектной деятельности.
- Технологии развития детского речевого творчества.
- Интерактивные технологии.
- Технологии коллекционирования.
- Технологии исследовательской деятельности.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технологии создания портфолио ребенка или группы.
Формы работы по развитию свободного общения детей.
- НОД (непосредственно-образовательная деятельность):
-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):
--реально-практические: чтение литературного произведения,
рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.
--имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».
- Образовательная деятельность в режимных моментах:
-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;
-решение бытовых проблемных ситуаций;
-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;
-беседы;
-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»; ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»; ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»; ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»; ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)
--планируется воспитателем или возникает спонтанно;
--является формой для упражнения детей в использовании освоенного
речевого содержания;
--возникает в разных видах детской деятельности;
--требует организации развивающей среды.
- Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:
-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;
-игры на общение;
-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)
- Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.
Организация развивающей среды.
Литературный центр
(условия для литературного развития ребенка)
Задачи: -обогащать литературный опыт детей;
-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению
художественных произведений;
-развивать умение обращаться с книгами;
-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения
деятельности;
-развитие выразительности речи.
детей;
-воспитывать желание делиться литературным опытом,
развивать речевые умения.
Центр творческой художественно-речевой деятельности
(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)
Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;
-развитие разных сторон речи детей;
-стимулирование речевого взаимодействия детей;
-развитие умения отражать литературный опыт в
творческой
РЕЧЬ - ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!
Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Задачи развития речи.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.
Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.
Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).
Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).
Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).
- Обогащение активного словаря (развитие словаря).
-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);
-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов , действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;
-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;
-воспитание правильного словопроизношения;
-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).
-освоение звукового анализа слов;
-составление предложений;
-обучение процессу чтения;
-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.
Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.
Виды этикета для дошкольника – это:
-этикет приветствия
-этикет знакомства
-гостевой этикет
-этикет телефонного общения
-этикет убеждения и спора
-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.
Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
- Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
- Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
- Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
- Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
- Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»
На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей
Воспитатель уточняет и систематизирует представления детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей
Картотека игр и упражнений для развития речи и коммуникативных способностей. Формирование у дошкольников связной речи и навыков позитивного общения....
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...
Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...
«Сказка – как средство развития речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследс...