Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Жадеева Наталья Валерьевна

Картотека игр и упражнений для развития речи и коммуникативных способностей. Формирование у дошкольников связной речи и навыков позитивного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей

Словарь.

1. «Давай искать на кухне слова».

    Взрослый предлагает вычленить из слов: борщ, винегрет, кухонный шкаф, плита и прочее - как можно больше других слов.

2. «Угощаю»

    Взрослый предлагает вспомнить «вкусные» слова и «угостить» друг друга. Ребёнок называет  «вкусное» слово и «кладёт» на ладонь взрослого. Затем взрослый проделывает то же самое, и так до тех пор, пока всё не «съедят». Можно предложить поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

3. «Доскажи словечко».

    Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.

4. «Подбери слово».

    Взрослый предлагает подобрать к словам-действиям подходящие по смыслу слова-предметы: шить... (платье), штопать... (носки), завязывать... (шнурки), вязать... (шарф).

Грамматически правильная речь.

«Приготовим сок».

    Взрослый называет, из каких фруктов или овощей приготовлен сок, а ребенок называет одним словом: из яблок сок... (яблочный), из груш... (грушевый), из слив... (сливовый), из вишни ... (вишневый), из моркови, лимона, апельсина и т. п. А затем наоборот - апельсиновый сок из чего делают и т. д.

«По дороге в детский сад (из детского сада)».

1. «Я заметил».

    Взрослый предлагает проверить, кто внимательнее. Называют предметы, мимо которых проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди,

2.«Упрямые слова».

    Взрослый рассказывает ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кто, пианино, метро): я надеваю пальто; на вешалке висит пальто; я гуляю в пальто; сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. Затем задает вопросы ребенку с использованием неизменяемых слов, при этом следит, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

3. «Игра с мячом».

    Взрослый называет предметы и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его только тогда, когда в слове услышит звук [ж]. Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо: жаба, стул, ёжик, книга, жук... Аналогично проводится игра с другими звуками: [с], [р], [ш] и т. д.

4. «Что за предмет?».

    Ребёнок, не вынимая из «чудесного мешочка» предмет, игрушку, называет его, предварительно ощупав. Затем вынимает, убеждаясь в правильности своего определения. В начале игры предмет описывает взрослый: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой». И т. д.

5. «Угадай игрушку».

    На обозрение выставляются 3-4 знакомые ребенку игрушки. Взрослый обрисовывает игрушку, а ребенок называет, берет и показывает ее.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака.

6. «Кто больше увидит и назовёт».

    Взрослый сообщает ребенку, что кукла Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Предлагает сделать кукле приятное: описать, как выглядит её платье, какие красивые у нее туфельки, носочки.

7. «Назови как можно больше предметов».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают (называет только те, что находятся в поле его зрения). Взрослый следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил слова, не повторял. Когда малыш не сможет больше ничего назвать сам, взрослый может задать ему наводящие вопросы: «Что висит на стене?». И т. д.

8.«Олины помощники».

Взрослый сообщает ребенку, что у куклы Оли есть помощники. Предлагает определить, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла «идёт» по столу. Взрослый указывает на её ноги:

- Что это?        (Это ноги.) Они Олины помощники. Что они делают?

 (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)

Далее взрослый указывает на другие части тела куклы и задает аналогичные вопросы, ребенок отвечает (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...).

9. «Эхо».

Взрослый громко говорит: «А-а-а». Ребенок - «эхо» тихо отвечает: «А-а-а». Можно так же использовать сочетание гласных звуков: «ау», «уа», «эа» и т. д.

10. «Кто больше действий назовёт».

Взрослый раздает ребенку картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Задача ребенка - подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

  •  Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается.)
  •  Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)
  •  Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше.) И т. д.

11.«Буратино-путешественник».

Взрослый предлагает ребенку определить, в каких комнатах дома или на улице Буратино-путешественник побывал: «Зашёл в комнату, где ты засучиваешь рукава, намыливаешь руки, вытираешься». (Ванная комната.) Или: «Зеваешь, отдыхаешь, спишь...» (Спальная комната.)

Игры с буквами и словами.        

1.«Буквы вокруг меня».

Взрослый предлагает ребёнку оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке, например: а - арбуз, б - банка, в - вешалка, г - гардины и т. д.

2.«Доскажи словечко».

1. Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра,- машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он... (артист).

2.Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури... (альбатрос).

3. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?.. (Апрель.)

4. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его... (арбуз).

5.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор... (Айболит).

6.Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (автомобиль).

7.А водитель спозаранку

Крутит круглую... (баранку).

8.Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый... (василёк).

9.Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

10.Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

11.Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица... (грач).

12.Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (гол).

13.Лодки по морю плывут,

Люди вёслами... (гребут).

14.Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый... (гусь).

15.Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля... (енот). 

16.Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили - были серый ёж

И его... (ежиха).

17.Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (ёлки).

18.Я сижу, едва не плача,

Очень трудная... (задача).

19. Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла... (зима).

20.Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешен... (иней).

21. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная... (картошка).

22.Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это... (кот)

23.В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит... (крокодил).

23.Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (карандаш).

24. На скамейке у ворот  

Лена горько слёзы... (льёт).

25.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую... (лису).

26.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из... (лейки).

27.Заставил плакать всё вокруг,  

Хоть он и не драчун, а... (лук).

28.Лейся, дождь весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по... (лужам).

29.Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).

30.Мы щенка в воде и в мыле  

Два часа мочалкой... (мыли).

31.Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло).

32.А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым... (ножиком)

33.Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший... (одуванчик).

34.Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка.

И зовут его... (Петрушка).

35.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (подосиновик).

36.Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежат в нём задачник,

Букварь и... (пенал).

37.Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе... (позвал).

Я взял муки, я взял творог,

Испёк рассыпчатый... (пирог).

38. Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе... (пять).

39.В реке большая драка:

Поссорились два... (рака).

40.И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

А всё же называются

Они - морские... (свинки).

41.Верещунья, белобока,

И зовут её... (сорока).

42.Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

43.Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический... (утюг).

44.Все ребята со двора  

Малярам кричат... («Ура!»)

45. Вот пришла и осень,

И придут метели.

И с прощальным криком

Птицы... (улетели).

46.Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок –

Красный, маленький... (флажок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей

Воспитатель уточняет и систематизирует  представления  детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"

Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...