Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Картотека игр и упражнений для развития речи и коммуникативных способностей. Формирование у дошкольников связной речи и навыков позитивного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей. | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей
Словарь.
1. «Давай искать на кухне слова».
Взрослый предлагает вычленить из слов: борщ, винегрет, кухонный шкаф, плита и прочее - как можно больше других слов.
2. «Угощаю»
Взрослый предлагает вспомнить «вкусные» слова и «угостить» друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» на ладонь взрослого. Затем взрослый проделывает то же самое, и так до тех пор, пока всё не «съедят». Можно предложить поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
3. «Доскажи словечко».
Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.
4. «Подбери слово».
Взрослый предлагает подобрать к словам-действиям подходящие по смыслу слова-предметы: шить... (платье), штопать... (носки), завязывать... (шнурки), вязать... (шарф).
Грамматически правильная речь.
«Приготовим сок».
Взрослый называет, из каких фруктов или овощей приготовлен сок, а ребенок называет одним словом: из яблок сок... (яблочный), из груш... (грушевый), из слив... (сливовый), из вишни ... (вишневый), из моркови, лимона, апельсина и т. п. А затем наоборот - апельсиновый сок из чего делают и т. д.
«По дороге в детский сад (из детского сада)».
1. «Я заметил».
Взрослый предлагает проверить, кто внимательнее. Называют предметы, мимо которых проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди,
2.«Упрямые слова».
Взрослый рассказывает ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кто, пианино, метро): я надеваю пальто; на вешалке висит пальто; я гуляю в пальто; сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. Затем задает вопросы ребенку с использованием неизменяемых слов, при этом следит, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
3. «Игра с мячом».
Взрослый называет предметы и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его только тогда, когда в слове услышит звук [ж]. Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо: жаба, стул, ёжик, книга, жук... Аналогично проводится игра с другими звуками: [с], [р], [ш] и т. д.
4. «Что за предмет?».
Ребёнок, не вынимая из «чудесного мешочка» предмет, игрушку, называет его, предварительно ощупав. Затем вынимает, убеждаясь в правильности своего определения. В начале игры предмет описывает взрослый: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой». И т. д.
5. «Угадай игрушку».
На обозрение выставляются 3-4 знакомые ребенку игрушки. Взрослый обрисовывает игрушку, а ребенок называет, берет и показывает ее.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака.
6. «Кто больше увидит и назовёт».
Взрослый сообщает ребенку, что кукла Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Предлагает сделать кукле приятное: описать, как выглядит её платье, какие красивые у нее туфельки, носочки.
7. «Назови как можно больше предметов».
Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают (называет только те, что находятся в поле его зрения). Взрослый следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил слова, не повторял. Когда малыш не сможет больше ничего назвать сам, взрослый может задать ему наводящие вопросы: «Что висит на стене?». И т. д.
8.«Олины помощники».
Взрослый сообщает ребенку, что у куклы Оли есть помощники. Предлагает определить, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла «идёт» по столу. Взрослый указывает на её ноги:
- Что это? (Это ноги.) Они Олины помощники. Что они делают?
(Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее взрослый указывает на другие части тела куклы и задает аналогичные вопросы, ребенок отвечает (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...).
9. «Эхо».
Взрослый громко говорит: «А-а-а». Ребенок - «эхо» тихо отвечает: «А-а-а». Можно так же использовать сочетание гласных звуков: «ау», «уа», «эа» и т. д.
10. «Кто больше действий назовёт».
Взрослый раздает ребенку картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Задача ребенка - подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается.)
- Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)
- Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше.) И т. д.
11.«Буратино-путешественник».
Взрослый предлагает ребенку определить, в каких комнатах дома или на улице Буратино-путешественник побывал: «Зашёл в комнату, где ты засучиваешь рукава, намыливаешь руки, вытираешься». (Ванная комната.) Или: «Зеваешь, отдыхаешь, спишь...» (Спальная комната.)
Игры с буквами и словами.
1.«Буквы вокруг меня».
Взрослый предлагает ребёнку оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке, например: а - арбуз, б - банка, в - вешалка, г - гардины и т. д.
2.«Доскажи словечко».
1. Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра,- машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
2.Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури... (альбатрос).
3. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?.. (Апрель.)
4. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
5.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
6.Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).
7.А водитель спозаранку
Крутит круглую... (баранку).
8.Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василёк).
9.Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский... (вертолёт).
10.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
11.Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица... (грач).
12.Михаил играл в футбол
И забил в ворота... (гол).
13.Лодки по морю плывут,
Люди вёслами... (гребут).
14.Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый... (гусь).
15.Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля... (енот).
16.Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили - были серый ёж
И его... (ежиха).
17.Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (ёлки).
18.Я сижу, едва не плача,
Очень трудная... (задача).
19. Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла... (зима).
20.Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен... (иней).
21. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная... (картошка).
22.Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это... (кот)
23.В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).
23.Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (карандаш).
24. На скамейке у ворот
Лена горько слёзы... (льёт).
25.Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису).
26.У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из... (лейки).
27.Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
28.Лейся, дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по... (лужам).
29.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь).
30.Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой... (мыли).
31.Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось... (мыло).
32.А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым... (ножиком)
33.Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (одуванчик).
34.Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его... (Петрушка).
35.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я... (подосиновик).
36.Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и... (пенал).
37.Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе... (позвал).
Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый... (пирог).
38. Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе... (пять).
39.В реке большая драка:
Поссорились два... (рака).
40.И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они - морские... (свинки).
41.Верещунья, белобока,
И зовут её... (сорока).
42.Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна... (тетрадь).
43.Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический... (утюг).
44.Все ребята со двора
Малярам кричат... («Ура!»)
45. Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы... (улетели).
46.Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький... (флажок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»
На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей
Воспитатель уточняет и систематизирует представления детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...
Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей
Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...