Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Опасности вокруг нас».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
«Опасности вокруг нас».
Выполнил воспитатель: Сухарева А.И.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения, развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного поведения.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущими предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии.
Развивающие:
-Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, учиться правильно составлять предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание.
-Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать ситуации, учить высказывать предположение и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитывающие:
-Воспитывать у детей умение противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации,
Виды деятельности: коммуникативная, игровая.
Методы и приемы:
Наглядные: описание картин, рассказывание по картинкам, опасные предметы.
Словесные: чтение стихотворения, рассказывание с опорой на наглядный материал, рассказывание, вопрос-ответ.
Практические: дидактические игры по теме.
Словарная работа: активизация словаря-опасные предметы, электрический ток, Электроприборы, ножницы , иголка, гвоздь, нож, булавка
Обогащение-режущие и колющие предметы
Предварительная работа:
-Беседа и рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, плакатов и презентаций по теме.
- Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями электроприборов, плакаты, мяч, магнитная доска, картинки «Опасности вокруг нас».
Ход занятия:
Вводная часть:- Ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение.Давайте передадим хорошее настроение с помощью улыбки и сохраним его на весь день. А чтобы мы на занятии говорили правильно и красиво, нужно подготовить наши язычки. И так , вы готовы?
Артикуляционная гимнастика.
Раз-окошечко открыли
Два-мы дудочку купили
Три- в улыбке наши губки
На четыре –чистим зубки
Пять-мы моем потолок
Шесть-лошадка скок да скок
Семь –варенье очень любим
Восемь-горку делать будем
Девять - дружно мы болтаем
Десять-ротик закрываем.
(Раздается плачь)
-Как вы думаете а у этого героя какое настроение? Ответьте, что может испортить настроение (когда обидят, сделают больно, потеря).
2.Основная часть.
В жизни на подстерегают разные опасности. И чтобы опасности преодолеть, нужно знать и соблюдать правила.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня рассказали историю, которая приключилась с одним непослушным мальчиком Егором. Он чуть было не засунул пальцы в розетку, стал дергать за провод от телевизора и его чуть током не ударило. А еще он очень любит пить чай с конфетами, поставил чайник и забыл про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, он обжегся об утюг. И еще много чего с ним приключилось.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, хорошие поступки совершил этот мальчик? (ответы детей). Ребята, чтобы у нас не появились такие же дети как Петя, мы сегодня с вами поговорим о правилах соблюдения безопасности.
Дети стоят в кругу на ковре, у воспитателя в руках большой мяч.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое безопасность? (Ответы детей). Жизнь каждого человека – это ценность. И главная цель нашего занятия – напомнить вам об опасностях, угрожающих вашей жизни и здоровью, и о том, как их предотвратить. Скажите, где нас может подстерегать опасность? (Слайд 3)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об опасностях, с которыми мы можем столкнуться дома. Какие предметы могут быть опасными?
Дети по желанию отвечают, перебрасывая друг другу мяч.
Воспитатель: Много домашних опасностей вы назвали, сейчас поговорим о них подробнее. Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стулья, стоящие на ковре полукругом
Воспитатель: Сейчас во всех домах есть электрические приборы, которые требуют аккуратного обращения. Почему? (можно обжечься, может возникнуть пожар, может ударить током и т. д.)
Воспитатель: Да, опасен ток, но без него многие приборы в нашей квартире работать не будут. Эти приборы работают от электрического тока. Для чего служат? (ответы детей).
Воспитатель: Подумайте и вспомните, какие приборы у вас дома работают от электрического тока (магнитофон, компьютер, утюг, чайник, пылесос, холодильник, телевизор и т. д.)
Воспитатель вешает на доску картинку с названым электроприбором.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
Электроприборы – подспорье в семье
Почистят, погладят и мне и тебе.
И свежесть продуктов для нас сохранят
И мультиком новым порой удивят.
Воздушное тесто взбивает волчок –
И в жаркой духовке печется пирог
Электроприборы помогут всегда
Без них обойтись нам порою нельзя.
Воспитатель: Могут ли такие полезные и нужные электроприборы быть опасными для детей (дети рассуждают).
Воспитатель: Правильно, электроприборы могут обжечь, ударить током или стать причиной пожара. Это первая опасность дома
Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Но чтобы ими пользоваться, надо соблюдать правила. Составьте правила к этим знакам.
1. Не выключать электроприборы, дергая за провод
2. Не дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками
Воспитатель: Не стоит дразнить электрический ток – он больно кусается.
А теперь давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, дома у нас есть много нужных предметов, при неправильном обращении с которыми мы можем пораниться. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. Слушайте внимательно.
1. Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать. (Ножницы)
2. Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь)
3. Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
4. Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собой иглу тащу. (Иголка)
5. Если хорошо заточен
Все легко он режет очень
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
6. Я, иголкина подружка,
Только нет у меня ушка. (Булавка)
Воспитатель показывает на картинки или предметы на столе
Воспитатель: Мы отгадали загадки про: иголку, нож, ножницы, булавку, шило и гвоздь. Как можно назвать все эти предметы (режущие и колющие предметы).
Воспитатель: Ребята, острые, колющие и режущие предметы – это вторая опасность, которая может вас поджидать дома.А что нужно делать, чтобы эти предметы не стали причиной беды? (не махать ножницами, не брать нож, все предметы убирать на свои места).
Воспитатель: Правильно, необходимо соблюдать правила пользованиями этими предметами и все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Воспитатель показывает картинки лекарственных средств и бытовой химии.
Воспитатель: А вот и третья опасность, которая подстерегает нас дома. Это лекарства и бытовая химия. Ребята, как вы думаете, чем опасны лекарства ими же лечатся? (дети отвечают).
Воспитатель: А какую опасность представляет бытовая химия? (можно отравиться, попасть в больницу). Послушайте стихотворение и скажите, какое правило надо знать, чтобы быть в безопасности?
Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать, как тут быть? -
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средства против тараканов…
Но остались тараканы,
А не стало великанов.
Что же случилось? Какое правило надо соблюдать?
(детям эти вещества брать нельзя)
Правильно, химикаты – это яд,
И не только для ребят.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить”.
Воспитатель: Ребята, а где у вас дома хранятся лекарства и бытовая химия (ответы детей). Правильно ребята, дома есть специальные места для хранения всех этих предметов. Лекарства хранятся в аптечке, бытовая химия хранится в шкафчике, в специальных контейнерах.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим все правила безопасности:
1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что правила безопасного поведения дома вы хорошо знаете. Надеюсь, вы будете их всегда строго соблюдать и выполнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц....
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы». Это занят...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Транспорт"
Занятие подготовлено для детей со средней и тяжёлой степенью сенсоневральной тугоухости (3-4, 4ст.). Возраст детей - 5-6 лет.Цель: расширять представления детей о транспорте.Задачи:1. Общеобразователь...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».
Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...