Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Любимая мамочка моя»
Программное содержание:
Цель: Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
Задачи:
Образовательные:
Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни. Сформировать у детей интерес к своей маме, семье, сохранению семейных традиций и обычаев.Вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы(перекодирование информации).Научить мыслить детей последовательно, систематизировать знания и представления, задавать вопросы, находить ответы, делать выводы; развивать творческое воображение, сообразительность.
Развивающие:
Развивать интерес ребенка к своим близким. Развивать у детей связную, монологическую и диалогическую речь.Развивать эмоциональную и слуховую память.Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением. Развивать грамматический строй речи. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
Предварительная работа:
Рисование портретов мамы.Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Благининой "Посидим и в тишине". А. Барто"Мама".
Заучивание стихотворений и пословиц о маме.Предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, колонки, игрушечный микрофон, презентация "Что общего между двумя картинками?", раздаточный материал: картинки к игре "Приготовь обед", мнемосхема "Какая мама".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу. Вы бы хотели стать участниками этой передачи?
Ответы детей:
Воспитатель: Чтобы узнать название передачи, я загадаю слово, а вы задавая вопросы, должны догадаться, какое слово я загадала.
Игра “Да-Нет” или “Угадай, что я загадала” (ТРИЗ).
Цель: научить мыслить детей последовательно, систематизировать знания и представления, задавать вопросы, находить ответы, делать выводы; развивать творческое воображение, сообразительность.
Воспитатель загадывает слово “мама”, дети задают вопросы (Это что - то живое? Это растение? Это животное?Это человек? Оно большое?Это не ребенок?Это близкий человек?
Воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Воспитатель:Да,это мама ребята.Итак, наша передача называется «Моя мама – лучше всех».
Воспитатель: А кем буду я? Если это телепередача?
Дети: Телеведущей.
Воспитатель: А кем будут те, кто смотрит телепередачу?
Дети: Телезрителями.
Воспитатель: Дорогие участники передачи, как и все артисты, давайте с начало подготовимся.
Ритмическое упражнение "Гости".
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь.
Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца.
Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца.
Гости едут. Так же мизинцы.
Ну, и что? Так же большие пальцы.
Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже,
остальные, переплетаясь, шевелятся.
Упражнение: «Вкусное варенье».
Цель: развивать артикуляционную моторику детей.
Блин мы ели с наслаждением,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!
Добрый день, дорогие участники и телезрители! Сегодня в нашей студии дети старшей группы. Они пришли на передачу, чтобы рассказать о своих мамах, самых лучших мамах на свете. В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?
(Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучит почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
Игра "Как ласково можно назвать маму?"
Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся,солнышко,…..матушка-так называли в старину.
Воспитатель: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, радостная…
Воспитатель: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Я хочу вам прочитать рассказ А.В. Митяева «За что люблю маму».
Чтение: А. Митяев"За что я люблю маму".
Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это.
Воспитатель: О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?
О чем нам хотела сказать автор А. Митяев в своем рассказе «За что я люблю маму»?
Ответы детей:
Воспитатель: Я с вами согласна ребята, мамы у нас разные, но мы их все любим, и надо чаще говорить им об этом. Говорить друзьям ,какие они хорошие.
Давайте поподробнее расскажем о своей маме: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд?
Кто хочет?
(Рассказ детей по мнемосхеме).
Воспитатель: Спасибо ребята за интересные рассказы. (Остальных мы послушаем на прогулке).
Воспитатель: А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и показать ,как вы помогаете мамам.
Физкультминутка "Дружно мама помогаем":
Дружно мамам помогаем,
Пыль повсюду протираем.
Мы белье теперь стираем.
И полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем.
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель: А теперь, дорогие участники, предлагаю вам построить пирамиду к слову "Мама".
Синквейн к слову "Мама".
Цель: развивать психические функции (память внимание, мышление), умение подбирать имена прилагательные, глаголы.
Например: в первой строчке напишем существительное.
во второй строчке опишем это слово с помощью двух прилагательных.
на третьей укажем глаголы, обычно в количестве трёх.
на четвёртой - смысловую фразу к существительному.
на последней, пятой - одно слово ассоциируемое, с первым.
Мама
Дорогая, единственная
Понимает, советует, жалеет
Никто тебя не заменит
Мамуля.
Или этот вариант:
Мама
Добрая, родная
Терпит, учит, приласкает
Всегда придёт на помощь
Жизнь.
Воспитатель: Ребята,посмотрите пожалуйста на экран.Сейчас мы свами поиграем в игру «Что общего между двумя картинками?». (ТРИЗ).
Игра "Что общее между двумя картинками". Работа с презентацией.
Цель: развивать умение находить общее между объектами и предметами.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали, что общего в картинках.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Цель: развивать умение соотносить орудие труда с профессией человека; называть соответствующие профессии; закреплять умение составлять рассказ о профессии; умение употреблять винительного падежа имен существительных; дательного падежа имен существительных: повару – поварешка, продавцу – касса ; ножницы – портнихе, бинт – медсестре, указка - учителю, краска - маляру .
Воспитатель: Молодцы, вы знаете, кому что нужно для работы. Скажите ребята, а что значит слушаться маму?
Проект «Будущих родителей растим вместе».
- поступать в соответствии с правилами (или обычаями)
- просить разрешения
- помогать маме
- делать так, как скажет мама
- радовать близких своими хорошими поступками.
Воспитатель: Мама иногда говорит «надо слушаться». Как вы думаете дорогие участники, почему мама хочет, чтобы мы ее слушались?
- хочет, чтобы мы выросли хорошими людьми
- мам любит нас
- мама желает добра
Воспитатель: Я с вами согласна, ведь когда мы вырастем, и мы будем родителями. И также будем стараться воспитать добрых, любящих детей.
Воспитатель: Сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию».
Воспитатель: Дорогие участники, давайте вспомним пословицы о маме. (Некоторые пословицы воспитатель начинает читать, а дети договаривают).
Пословицы о маме.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Материнская ласка не знает конца.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете много пословиц про маму.
Нам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой. Недавно, мы для мам делали подарки. А сегодня я предлагаю вам «приготовить обед».
Игра "Приготовь обед".
Цель: развивать речь, активизировать словарь по теме "Посуда", "Овощи", "Фрукты", "Ягоды".
Воспитатель: У меня на трех столах разные карточки , а на мольбертах кастрюли. В большой кастрюлебудет вариться суп (щи), в средней кастрюле надо будет сварить картофельное пюре, а в маленькой будетфруктово - ягодный компот. Вам нужно будет подобрать карточки с картинками продуктов для каждого блюда.
В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети анализируют, правильно ли они подобрали продукты к блюдам.
Воспитатель: Я увидела настоящих помощников мам. Вы теперь сможете ей помочь приготовить обед для всей семьи.
Воспитатель: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, и вас, уважаемые телезрители за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех!».Заканчивая нашу встречу, я хотела бы, чтобы вы не забывали говорить мамам добрые слова, потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. До новых встреч!
Рефлексия.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?
Воспитатель: Что вам особенно понравилось?
Где мама, там забота,
Где мама, там общение,
Где мама, там любовь,
Где мама - вдохновение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц....
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы». Это занят...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Транспорт"
Занятие подготовлено для детей со средней и тяжёлой степенью сенсоневральной тугоухости (3-4, 4ст.). Возраст детей - 5-6 лет.Цель: расширять представления детей о транспорте.Задачи:1. Общеобразователь...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Опасности вокруг нас».
конспект...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».
Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...