Роль детской художественной литературы в развитии культуры речи дошкольников
статья по развитию речи

Кубан Светлана Евгеньевна

Познавая действительность средствами искусства, дети не только расширяют круг знаний, но и по новому переживают события собственной жизни, более осмысленно относятся к окружающему миру. В частности, художественная литература помогает им осознать нравственный смысл человеческих поступков, дает возможность принять высшие социальные мотивы поведения героев художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_dl.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детской художественной литературы  в  развитии культуры речи дошкольников

В требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогическая работа с детской литературой отражена в таких образовательных областях как «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Содержанием образовательной деятельности на основе детской литературы является знакомство детей с детской книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, целенаправленное восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и т.д.

Универсальность детской литературы и фольклора позволяет рассматривать их не только как цель образовательной работы в детском саду, но и как эффективное средство развития всех сторон личности дошкольника

 Художественный мир литературного произведения представляет собой многоуровневую систему ценностей (идеологических, эстетических, моральных и т.п.), которые для читателя  из общезначимых переходят в категорию индивидуально-личностных и наоборот. Таким образом, детская литература, по своей сути, является художественным сопровождением процесса самопознания ребенка.

 Познавая действительность средствами искусства, дети не только расширяют круг знаний, но и по новому переживают события собственной жизни, более осмысленно относятся к окружающему миру. В частности, художественная литература помогает им осознать нравственный смысл человеческих поступков, дает возможность принять высшие социальные мотивы поведения героев художественных произведений.

Так же, можно говорить о том, что детская художественная литература и фольклор являются для дошкольников эффективным средством социализации.

Уникальность влияния средств искусства на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в его культурогенной способности создавать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, художественно-творческой), тем самым способствуя освоению детьми мира и развитию их личности.

Использование детской художественной литературы и фольклора как средства психологической коррекции личности дошкольников с ЗПР подтверждает свою эффективность. Это позволяет сегодня активно внедрять  коррекционно-развивающие программы в практику работы дошкольных образовательных учреждений обучающих и воспитывающих детей с особенностями развития.


 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

               

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка, освоение культуры речи.

             

 Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

        Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

         Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений .

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.


 Выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

 Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия

Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

 Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание»  окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Большую роль в развитии детей играет культура речи педагога, так как развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель.  

Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых.

Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Рассмотрим приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

  3) Логика  чтения (логическое ударение) - выделение во фразе главного по смыслу слова.

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

  6)Сила голоса - это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

  Большое значение имеет чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

       Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

                       При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

             .

           Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

              На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

И в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. .

 Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. 
Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка
 Культура речевого общения состоит не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.

Воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальш может  дать обратный результат.

Таким образом, культура взаимопониманию, укреплению общечеловеческих речи вносит красоту в отношения между людьми, способствует их и производственных отношений. К этому должен стремиться воспитатель дошкольного образовательного учреждения, к этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием дошкольников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для воспитателей ДОУ по теме: "Роль детской художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".

Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....

Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"

Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

дать представление о роли родителей в вопросах развития звуковой культуры у дошкольников.....

Диспут с родителями воспитанников "Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ"

Обсуждение с родителями воспитанников их роли в ранней логопедической помощи дошеольникам...