Диспут с родителями воспитанников "Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)
Обсуждение с родителями воспитанников их роли в ранней логопедической помощи дошеольникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность формирования у детей с ОВЗ правильной и красивой речи | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников с ОВЗ»
Цель: показать родителям актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
Задачи: информировать родителей о роли ранней логопедической помощи для развития дошкольников.
Логика изложения:
Добрый день, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли время для нашего общения и что неравнодушны к проблемам воспитания своих детей. Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей, о их звукопроизношении.
Дошкольники очень любознательны и задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы, но не секрет, что родители всегда заняты, и не остаётся времени на ребенка. Но мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним, чему-то научить. Предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно. Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи ребенка. Как вы думаете какие это факты? (от эмоционального общения родителей с ребенком; от общения ребенка со сверстниками; от строения артикуляционного аппарата; от речи самих взрослых; от развития мелкой моторики ребенка; от чтения детям художественной литературы и конечно же от игр ребенка со взрослыми и сверстниками). Не секрет, что все эти факторы влияют на развитие речи наших детей.
Работая с дошкольниками необходимо обращать внимание на формирование таких сторон речи как, звуковой культуры и грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; обучение рассказыванию, связной речи; а также развитие выразительности речи. Более подробно это выглядит так.
Формирование звуковой культуры речи. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).
Формирование грамматического строя речи. Дошкольник усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. Дети в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами: потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Обогащение словарного запаса. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории: платье – одежда и начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Обучение рассказыванию и связной речи. Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы, овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Развитие выразительности речи. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, говорить шепотом.
Вывод: в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности; формируется внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности; обогащается словарный запас, нормализуется звукопроизношение, формируются навыки звукового анализа слов. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий в игровой и художественной деятельности, а также в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств
В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".
Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....
Консультация для родителей. «Советы родителям по формирование звуковой культуры речи дошкольников».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311588","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"406","width":"300"}}]]...
«5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ». Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»
laquo;5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»Известный факт, что интеллектуальное развитие ре...