Консультация для воспитателей ДОУ по теме: "Роль детской художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста".
консультация
Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_rol_det_hud_litry.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль детской художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
Содержание:
Введение
1. Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей
2. Методика обучения чтению и рассказыванию художественного
произведения на занятиях
3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и
поэзии
4. Особенности методики ознакомления с художественной
литературой в разных возрастных группах
Заключение
Список литературы
Введение
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательной и образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественная литература – могучее действенное средство
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей,
оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает
эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы
русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети
познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают
музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных
сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность
языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями,
сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к
личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные
чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против
несправедливости.
Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка.
Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям
свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать
разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду
является правильная организация обстановки, в которой бы у детей
появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в
речевое общение.
1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное
и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи
дошкольника.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его
эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение,
так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она
воздействует на личность ребенка, развивает
умение тонко чувствовать форму и ритмы родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его
жизни.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве
содержания и художественной формы. Восприятие литературного
произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к
нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей
не только на содержание, но и на выразительные средства языка
сказки, рассказа, стихотворения и других произведений
художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к
литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать
идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать
прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее
знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на
фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров
детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок
проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых
событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Исследователи обратили внимание на характерные особенности
понимания дошкольниками содержания и художественной формы
литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность
мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное
отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только
на определенной ступени развития и лишь в результате
целенаправленного восприятия возможно формирование
эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского
художественного творчества.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом
считается умение говорить в соответствии с нормами литературного
языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие
точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе
общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи
считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких
направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами
речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием
разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и
как формирование языкового оформления самостоятельного связного
высказывания.
Произведения художественной литературы и устного народного
творчества, в том числе и малые литературные формы, являются
важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи
являются произведения художественной литературы и устного
народного творчества, в том числе и малые фольклорные
формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки,
фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он, расширяя знания об окружающей
действительности, развивает умение тонко чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой
осуществляется с помощью литературных произведений разных
жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки,
рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке,
сочувствовать положительным героям.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные
произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью,
музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать
текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве
рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему
словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной
литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на
содержании литературного произведения, но и на некоторых
особенностях языка. Очень важно после чтения произведения
правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить
главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.
Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать,
размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время
замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания
литературных произведений замечать выразительные средства. Дети
старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание
литературного произведения и осознавать некоторые особенности
художественной формы, выражающей содержание. Они могут
различать жанры литературных произведений и некоторые
специфические особенности каждого жанра.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный
анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что
оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха,
чувства языка и словесного творчества детей.
2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения
на занятиях:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная
передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все
оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства
слушателей. Значительная часть литературных произведений
читается по книге.
2. Рассказывание воспитателем. Это относительно свободная
передача текста (возможны перестановки слов, замена их,
толкование). Рассказывание дает большие возможности для
привлечения внимания детей.
3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство
вторичного ознакомления с художественными произведениями.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы
работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание
художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях
и использование литературных произведений и произведений устного
народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.
Типы занятий:
1. чтение и рассказывание одного предложения.
2. чтение нескольких произведений, объединенных единой
тематикой (чтение стихов и рассказов о зиме, о жизни
животных).
Можно объединять произведения одного жанра или нескольких жанров (загадка,
рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый
и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам
искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание
репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного
материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание
сказки «Теремок» сопровождается показом игрушек и
действий с ними);
б) настольный театр
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) слайды, диафильмы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в
процессе беседы о чтении стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное
чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к
занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном,
повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
-обоснованный выбор произведения в соответствии с
разработанными критериями (художественный уровень и
воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей
воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года,
а также, выбор методов работы с книгой
- определение программного содержания – литературной и
воспитательной задач
-подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать
произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и
эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ
художественного текста: понять основной замысел автора, характер
действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение
средствами эмоциональной и образной выразительности (основной
тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка
правильного произношения, хорошей дикции.
В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего,
подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его
содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный
опыт детей, обогатить их представления путем организации
наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Методика проведения занятий по художественному чтению и
рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания
литературного материала и возраста детей. В структуре типичного
занятия можно выделить три части. В первой части происходит
знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям
правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во
второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения
содержания и литературно-художественной формы, средств
художественной выразительности. В третьей части организуется
повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального
впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой
организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа,
подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт,
текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены — краткий рассказ о писателе,
напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если
предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги,
вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения,
картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ,
сказка, стихотворение), имя автора.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его
эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия
художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от
восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями,
достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
В конце занятия возможно повторное чтение произведения (если оно
короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют
понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные
образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и
формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ
иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста.
Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы
вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются,
организованно после чтения. Если книга разделена на небольшие
главы, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при
чтении книги познавательного характера картинка используется в
любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит
единства впечатления.
Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и
выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по
объему произведения повторяются после первичного чтения, большие
требуют какого-то времени для осмысливания. Далее возможно
чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное
чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то
отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов
повторяется чаще.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. При
повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.
Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по
развитию речи, в литературные и развлечения.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной
литературой используются разные приемы формирования
полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение воспитателя
- беседа о прочитанном
- повторное чтение
- рассматривание иллюстраций
- объяснение незнакомых слов.
3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и
поэзии
Как уже говорилось раньше, на специальных занятиях воспитатель
может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или
по книге. Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей
слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую
речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму,
усваивать норму литературной речи.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в
основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения,
рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста
он читает уже по книге довольно значительные по объему
стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.
Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей
разных возрастных ступеней организуется педагогом по – разному. С
детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или
группами по 2 – 6 человек; группу детей младшего дошкольного
возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно
разделить пополам; в средней и старшей группах занимаются
одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.
Воспитатель перед занятием подготавливает весь наглядный
материал, который предполагает использовать во время чтения:
игрушки, муляж, картины, портрет, наборы книжек с иллюстрациями
для раздачи детям и др.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно – два из
тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение
произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже
знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение
эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к
лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому
осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у
детей появляются любимые персонажи, дорогие для них
произведения и потому их радует каждая встреча с этими
персонажами.
Основное правило организации занятия по
чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость
чтеца и слушателя. Настроение приподнятости создает воспитатель:
он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением
произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает
интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать.
Красочная обложка новой книги, которую воспитатель покажет детям
перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их
повышенного внимания.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь
им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель
обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется
дополнительными методическими приемами, развивающими у детей
навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1. повторное чтение всего текста,
2. повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1. игровыми действиями детей;
2. предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей игрушкой или другим объектом;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни
детей или из другого художественного произведения
б) постановкой после чтения поисковых вопросов,
в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно
называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая,
бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).
4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по
содержанию художественного произведения
Беседа по произведению, это комплексный прием, часто включающий
в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Различаются вводная (предварительная) беседа, до чтения, и краткая
разъяснительная (заключительная)беседа после чтения. Не следует,
однако, делать эти приемы обязательными. Работа над
художественным произведением может протекать и другим
образом.
После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно
находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются
репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает
непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем
читает произведение вторично и рассматривает с детьми
иллюстрации. В младших и средних группах такой работы с новым
произведением часто бывает достаточно.
Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно
акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на
мотивах их поступках.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые
требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили
ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа?
Хотел бы иметь такого друга и почему?
В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку
произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста,
использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.
Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы
сюжет, последовательность действий персонажей, так как в
произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне
простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и
чувства.
Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не
разрушая эстетического воздействия литературного образца.
Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все
его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от
увлечения беседой, от излишних объяснений и, в особенности, от
морализирующих выводов.
На занятиях по художественной литературе применяется и
технические средства обучения. В качестве приемов могут быть
использованы в прослушивание записи исполнения артистом
знакомого детям произведения (или фрагмента), аудиозаписей
детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ слайдов
или коротких диафильмов на сюжеты произведений.
4. Особенности методики ознакомления с художественной
литературой в разных возрастных группах
Искусство слова отражает действительность через художественные
образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая
реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь,
формирует его отношение к окружающему. Художественные
произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей
волноваться, переживать как свои радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для
детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных
задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Художественные произведения привлекают ребенка не только своей
яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие
дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную,
мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям,
умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий,
описанных произведений, с теми, что ему приходилось наблюдать в
жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать
реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста –
перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития
отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров,
как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи
взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к
овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия
между прозой и поэзией
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием
целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть
единство содержания произведения и его художественной формы,
найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и
рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства,
использованные другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной
литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных
особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой
деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую
направленность, принят термин «художественно-речевая
деятельность детей». По своему содержанию это деятельность,
связанная с восприятием литературных произведений и их
исполнением, включающая развитие начальных форм словесного
творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных
строк), а также образности и выразительности речи.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное
произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок
должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства,
настроение, которые хотел передать автор. Важно также учить детей
сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни
Заключение
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и
рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая
основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных
психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто чтото добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику,
всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом
процессе дошкольного учреждения отводится речевому развитию
детей.
Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что
формирование детской речи невозможно без художественной
литературы.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное
и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и
воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные
образцы русского литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает в себя
целостный анализ произведения, а также выполнение творческих
заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие
поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Искусство слова отражает действительность через художественные
образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая
реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь,
формирует его отношение к окружающему. Художественные
произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей
волноваться, переживать как свои радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для
детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных
задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к
овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия
между прозой и поэзией.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное
произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его
содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел
передать автор. Важно также учить детей сопоставлять
прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и
рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с
книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться,
чтобы в детском саду художественное слово было постоянным
спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в
праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках,
играх-драматизациях, кинофильмах.
Список литературы
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.:
Просвещение, 2004.
2. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи
детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 2004.
3. Федоренко Л.П. «Методика развития речи детей
дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.
4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и
книга» М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние средств художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Влияние художественной литературы на развитие речи. Отбор художественной литературы для детского чтения...
Консультация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней – чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:«О, как же ты красива!»Речь – это величайшее богатство да...
Анкета для родителей на тему: "Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"
Дорогие родители, предлагаю ответить на вопросы анкеты для успешной работы с детьми в детском саду.1. Книги каких детских писателей есть у вас дома?2. Часто ли вы покупаете книги?3. Есл...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...