Консультация «Использование художественного слова в развитии звуковой культуры речи дошкольников 5-6 лет»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование художественного слова в развитии звуковой культуры речи дошкольников 5-6 лет»
Воспитатель: Зайцева Т.П. МБДОУ д/с №4
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла художественная литература. Для детей народ создал замечательные песенки, потешки, загадки, поговорки. Разнообразные по содержанию, они не утратили своего воздействия на ребёнка, на развитие его речи и в наши дни. По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью художественного слова можно решать практически все задачи методики развития речи, и можно и нужно использовать этот богатейший материал, отобрав доступный детям по содержанию и языку.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений, они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п., а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование малых форм фольклора на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости: «Худо тому, кто не делает добра никому», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Лучше предложить детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед, в таком случае загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах:
1.Для кудрей и хохолков 3.В белом сарафане
Целых двадцать пять зубков, Стала на поляне,
И под каждым под зубком Летели синицы,
2.Лягут волосы рядком. (Расческа). Сели на косицы. (Береза).
Не лает, не кусает, 4. В гору бегом,
А в дом не пускает. (Замок). А с горы кувырком. (Заяц).
5.Пришла без касок и без кисти 6. Идут, идут,
И перекрасила все листья. (Осень) А с места не сойдут. (Часы).
Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они стараются самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуют не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Также рекомендуется использовать фольклорные элементы в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Таким образом, ознакомление детей с художественным словом влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений.
Художественное творчество — большое искусство слова. Чёткая, стройная композиция, увлекательная фантазия, яркие образы, выразительный и предельно лаконичный язык, волшебное очарование, законченность сюжета делают эти произведения высоко художественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей. По меткому определению К. Д. Ушинского, народное творчество помогает "выломать язык ребенка на русский лад". Оно является богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, педагоги с помощью художественного слова готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность и образность его речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культу...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств ...
«Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет»
laquo;Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет», реализуется мною в условиях МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный О...
Развитие звуковой культуры речи дошкольников через использование речевых игр
Работа с использованием разнохарактерных игр, наглядности, при речевой активности ребенка на занятии, будет способствовать восприятию речи и фонетическому ее оформлению....
Использование художественного слова в развитии экологической культуры дошкольников
Консультация для педагогов...
Развитие звуковой культуры речи – дошкольника 3-4 лет с использованием здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по развитию речи, а также создание разнообразной,интересной для ребенка речевой среды способствует решению поставленных задач более ...
Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи дошкольников
дидактические игры для развития речи...