Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: Грибы.
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах.

Моя задача состояла в том, что бы познакомить детей с  названиями грибов, раскрыть их своеобразие. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию.

Тема: Грибы.


Цель: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).

Ход занятия:

1Организационный момент.

2. Беседа.

- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?

- Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Для этого нам понадобятся корзинки.

- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.

- За грибами мы поедем на электричке до станции " Лесная ".

( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )

" Чух-чух-чух ",

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,-ту-туу

" Тороплюсь ",- гудит:

" У-У-У ..."

( Дети " приезжают " в лес). Картина осеннего леса.

- Вот мы и приехали на станцию " Лесная ". Посмотрите, какие деревья в лесу вы видите. ( Ёлки, берёзы, сосны, дубы и т.д.)

- Как называют такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный.)

- В нашем лесу растёт много грибов, давайте соберём полные корзинки.

( У ребят в руках корзинки, дети собирают грибы – муляжи).

- Много грибов вы собрали. А как называют тех людей , которые любят собирать грибы? ( Грибники)

- Давайте присядем на " пеньки " (стульчики), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.

3. Д/и " Почему так названы ".

В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.

- В красной шляпке словно гном,

 Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)

- Кто догадался, что это за гриб, вынимайте его из своей корзины (кладут рядом).

- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)

- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.

- Этот гриб весьма хорош

 На опавший лист похож. (Подберёзовик)

- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)

- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)

Кладут подберёзовик рядом с подосиновиком (также с остальными грибами )

- В глухом бору стоять привык

  На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб)

- Опишите его, какой он. ( Круглая,  коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)

- Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)

- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)

- Грибы букетом

 Стоят на пеньке

 Найдётся им место

 В твоём кузовке. ( Опята)

- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")

- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").Раньше в деревнях их называли пнятами.

- Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение.

- А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)

- Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")

- Давайте положим " съедобные " грибы в корзинки.

4.Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по коленкам.

Мы идем грибы искать.

 Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

 Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел, Оттого и потолстел.

5. Работа с плакатам " Съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.

- Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти два гриба?   ( Мухомор, бледная поганка). Почему они выделены на плакате красными треугольниками? ( Их нельзя есть)

- Как называются такие грибы? Почему их нельзя есть? ( Ядовитые, отравимся, можно умереть)

- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый " воротничок ")

- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)

- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)

- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.

- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? ( Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )

- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )

- Я очень рада, что никто из вас не положил в свои корзинки ядовитые грибы. Мухомор и бледную поганку нам есть нельзя, а надо ли их уничтожать? Почему? ( Нет, не надо. Мухомор едят лоси, с его помощью избавляются от мух. Из бледной поганки изготавливают лекарства)

- Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. Например, у опят - ложные опята, у белого гриба- желчный гриб, у лисичек- ложные лисички ( показываю на плакате ) и многие другие.

6.  Составление описательного рассказа о грибах с использованием мнемотаблицы.

- А сейчас давайте попробуем составим рассказ о грибах ( дети присаживаются на полянку на " пеньки "). Работа по схеме, воспитатель показывает.

  1.  "?" ( что это за гриб – название)
  2. лес (где растёт, под каким деревом )
  3. два гриба (съедобный, несъедобный, один из них в красном треугольнике)
  4. шляпка, ножка, грибница (из чего состоит, внешний вид, цвет)
  5.  корзинка ( зачем грибы нужны человеку, что с ними делать - приготовить )


Воспитатель приводит примерный рассказ о грибах.

- Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он растёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.

- А теперь вы расскажите, выбрав любой понравившийся вам гриб из вашей корзины.

7. Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке? Что больше запомнилось? Что нового вы узнали?

- Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ... (отмечаю каждого ребёнка).

- Всем спасибо! Пора возвращаться, берите свои корзинки с грибами. Сейчас выйдем из леса, дойдём до станции " Лесная ", сядем в электричку, скоро будем в детском саду.

Воспитанники имитируют движение электрички.

?

Описание: C:\Users\MyNote\Desktop\схема.jpg

Описание: C:\Users\MyNote\Desktop\бг.jpg

                  Описание: C:\Users\MyNote\Desktop\мух-р.jpg

Описание: C:\Users\MyNote\Desktop\части.jpg

Описание: C:\Users\MyNote\Desktop\схема - копия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ОНР (lll ур) Тема:«В гости к Снежной Королеве"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы  с ОНР (lll ур) Тема: «В гости к Снежной Королеве»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология.  2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ка...