Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: Грибы.
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах.
Моя задача состояла в том, что бы познакомить детей с названиями грибов, раскрыть их своеобразие. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию.
Тема: Грибы.
Цель: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?
- Сегодня я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Для этого нам понадобятся корзинки.
- Чтобы собирать грибы, надо о них всё знать.
- За грибами мы поедем на электричке до станции " Лесная ".
( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )
" Чух-чух-чух ",
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,-ту-туу
" Тороплюсь ",- гудит:
" У-У-У ..."
( Дети " приезжают " в лес). Картина осеннего леса.
- Вот мы и приехали на станцию " Лесная ". Посмотрите, какие деревья в лесу вы видите. ( Ёлки, берёзы, сосны, дубы и т.д.)
- Как называют такой лес, где растут разные деревья? (Смешанный.)
- В нашем лесу растёт много грибов, давайте соберём полные корзинки.
( У ребят в руках корзинки, дети собирают грибы – муляжи).
- Много грибов вы собрали. А как называют тех людей , которые любят собирать грибы? ( Грибники)
- Давайте присядем на " пеньки " (стульчики), и внимательно рассмотрим грибы в ваших корзинках, все ли их можно есть. Вот и увидим, хорошими ли мы грибниками сегодня оказались.
3. Д/и " Почему так названы ".
В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.
- В красной шляпке словно гном,
Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)
- Кто догадался, что это за гриб, вынимайте его из своей корзины (кладут рядом).
- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)
- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка.
- Этот гриб весьма хорош
На опавший лист похож. (Подберёзовик)
- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)
- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая)
Кладут подберёзовик рядом с подосиновиком (также с остальными грибами )
- В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке. ( Белый гриб)
- Опишите его, какой он. ( Круглая, коричневая, шершавая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)
- Какой гриб носит название дикого животного? ( Лисичка)
- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)
- Грибы букетом
Стоят на пеньке
Найдётся им место
В твоём кузовке. ( Опята)
- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")
- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").Раньше в деревнях их называли пнятами.
- Как называется гриб с шершавой волнистой шляпкой? ( Волнушка.) Описывают внешний вид, строение.
- А гриб с масляной шляпкой? ( Маслёнок)
- Посмотрите, как много грибов мы собрали. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")
- Давайте положим " съедобные " грибы в корзинки.
4.Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по коленкам.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел, Оттого и потолстел.
5. Работа с плакатам " Съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.
- Подскажите мне, пожалуйста, как называются эти два гриба? ( Мухомор, бледная поганка). Почему они выделены на плакате красными треугольниками? ( Их нельзя есть)
- Как называются такие грибы? Почему их нельзя есть? ( Ядовитые, отравимся, можно умереть)
- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый " воротничок ")
- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)
- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)
- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.
- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? ( Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )
- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )
- Я очень рада, что никто из вас не положил в свои корзинки ядовитые грибы. Мухомор и бледную поганку нам есть нельзя, а надо ли их уничтожать? Почему? ( Нет, не надо. Мухомор едят лоси, с его помощью избавляются от мух. Из бледной поганки изготавливают лекарства)
- Очень важно знать, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников. Например, у опят - ложные опята, у белого гриба- желчный гриб, у лисичек- ложные лисички ( показываю на плакате ) и многие другие.
6. Составление описательного рассказа о грибах с использованием мнемотаблицы.
- А сейчас давайте попробуем составим рассказ о грибах ( дети присаживаются на полянку на " пеньки "). Работа по схеме, воспитатель показывает.
- "?" ( что это за гриб – название)
- лес (где растёт, под каким деревом )
- два гриба (съедобный, несъедобный, один из них в красном треугольнике)
- шляпка, ножка, грибница (из чего состоит, внешний вид, цвет)
- корзинка ( зачем грибы нужны человеку, что с ними делать - приготовить )
Воспитатель приводит примерный рассказ о грибах.
- Послушайте мой рассказ (выставляю гриб на поднос). Гриб подосиновик. Он растёт в лесу, чаще всего под осиною. Подосиновик съедобный гриб. У него красного цвета выпуклая шляпка, высокая белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, сушат, солят, маринуют. Собирать подосиновик ( и другие грибы ) нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.
- А теперь вы расскажите, выбрав любой понравившийся вам гриб из вашей корзины.
7. Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу. Что вам понравилось в нашей прогулке? Что больше запомнилось? Что нового вы узнали?
- Мне понравились ваши рассказы о грибах, очень интересный рассказ... (отмечаю каждого ребёнка).
- Всем спасибо! Пора возвращаться, берите свои корзинки с грибами. Сейчас выйдем из леса, дойдём до станции " Лесная ", сядем в электричку, скоро будем в детском саду.
Воспитанники имитируют движение электрички.
? |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию «Заколдованный подарок или приключения в осеннем лесу».
Итоговое занятие по теме "Осень"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ОНР (lll ур) Тема:«В гости к Снежной Королеве"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ОНР (lll ур) Тема: «В гости к Снежной Королеве»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".
Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»
Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ка...