Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия.
статья по развитию речи (средняя группа)

Основные упражнения для развития фонематического восприятия - это узнавание звука в слове и работа над этим строится в определенной последовательности.

В качестве пособия используется  "волшебный кубик". Придумывание слов на определенный звук еще и обогащает словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya_vnimanie_vospriyatie.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия.

Основным упражнением для развития фонематического восприятия в средней группе является узнавание звука в слове. Работа строится в такой  последовательности.

  1. Повторяется артикуляция всех гласных, подчеркивается их звонкость, обращается внимание на то, что эти звуки «открытые», их можно протягивать и пропевать. В начале каждого занятия обязательно повторяется артикуляция тех гласных, которые затем дети будут угадывать. Это же упражнение можно проделать с картинками на гласные в начале, середине и конце слова.
  2. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в слове, необходимо перейти на артикуляцию согласных звуков. Сначала делается артикуляция свистящих, а затем шипящих [ш, ж, ч, щ] и звука [р]. Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в слове.

 Хорошим пособием для закрепления произношения звуков является «волшебный кубик». На гранях кубика нарисованы цветные сигналы* звуков. Ребенок бросает кубик, приговаривая: « Брошу кубик, посмотрю, и вам звук я пропою».

  1. Особо серьезное внимание уделяется узнаванию согласных звуков в слове, но сначала напоминается детям артикуляция звука.  Следует подчеркнуть, что в средней группе, выделяя из слова какой-нибудь звук, нужно избегать слов с другими свистящими или шипящими.
  2. Опознаются оппозиционные звуки (согласный и смягченный согласный) с напоминанием артикуляции обоих звуков и узнаванием их в слове. Одним из игровых упражнений в работе над дифференциацией оппозиционных звуков является раскладывание картинок по звукам.

Заключительный этап данной работы – придумывание слов на определенные звуки

*

гласный

согласный

смягченный согласный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

"Игровые приёмы при формировании слухового внимания и фонематического восприятия у детей с ОНР".

Краткое описание основных этапов формирования и развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Конспект подгруппового занятия "Формирование слухового внимания и фонематического восприятия у детей 2-4 лет с ОНР. ( на материале русской народной сказки "Колобок")

Закрепление умения вслушиваться в речь взрослого, работа над пониманием вопросов, соотнесение предмета с картинкой и тем, как он звучит, работа над слоговой структурой слова (односложными и двух...