Конспект занятия «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей подготовительной к школе группы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тюрина Оксана Владимировна

конспект открытого занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vord.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Конспект логопедического занятия

«Развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей подготовительной к школе группы»

        Подготовила:

Учитель-логопед:

Тюрина Оксана Владимировна

с. Кулунда

2023 г.

Пояснительная записка

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются еще до обучения в школе. Поэтому тема фонематического восприятия, его развития наиболее актуальна в современное время.

Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

Коррекционно-образовательные задачи:

  • совершенствовать навык у детей восприятия речи на материале неречевых звуков;
  • учить внимательно, слушать речь, различать слова в потоке речи;
  • закрепить умение выделять первый звук в слове;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать навык звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
  • развивать слуховое внимание; фонематическое восприятие детей;
  • развивать мелкую моторику у детей;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества;
  • Здоровьесберегающие:
  • сохранять и укреплять здоровье обучающихся;

Планируемые результаты:

  • различать слова на слух по звуковому составу;
  • различать сходные фонемы в произношении;
  • подбирать слова сходные по звучанию;
  • воспроизводить ритмический рисунок и находить к нему нужную схему
  • выделять нужный звук среди других звуков
  • определять количество слогов в слове (навык слогового анализа)
  • различение гласных и согласных звуков

Форма проведения: подгрупповая форма

Используемые технологии, методы.

Игровые: воображаемая ситуация, презентация;

Наглядный: картинки со словами, ИКТ;

Практические: игра «Что звучало?», «Отбей ритм», стимуляция речевой функции, сочетание проговаривание слов и движений, ритмические отстукивания, «Звуковые круги»;

Ресурсы: скрипичный ключ картинка, мяч, пакет, бумага, книга, чашка, ложка; барабан, погремушка, бубен; раздаточный материал для детей: по 2 круга красного и зеленого цвета; картинки с рифмующимися словами, картинки для игры «звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

Логопед ведёт занятие. Здоровается с ребятами.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю я вам «Привет!», улыбнитесь мне в ответ. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Да, этот ключ открывает двери в страну звуков и шума, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

Если мы глаза закроем

 И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем  

О котором не забудем.

1. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

 Путешествие у нас необычное приключенческое, для того чтобы попасть в эту страну вам необходимо надеть повязки.

Потемнело всё вокруг, тишину нарушил звук, ты послушай, разгадай, не стесняясь, ответ громкий дай.

1.Д/и «Что ты слышишь?».

Дети с закрытыми глазами должны определить характер шумов и звуков; отгадать и назвать действия (производит разнообразные действия: сминает бумагу, мешает ложкой в чашке, шуршит пакетом, стучу ложками, ударяет мячом об пол, звон колокольчика и т.д.

-Молодцы, ребята!

   После этого логопед предлагает детям послушать и запомнить, как звучат инструменты. Логопед. Сначала запомните, как звучат разные музыкальные инструменты, а потом определите их на слух. (бубен, дудочка, погремушка, балалайка) За ширмой звенит погремушкой, бубном, балалайкой. Дети отгадывают, что звучит.

Молодцы! Всё громко разгадали и уверенно назвали. Стало светлеть вокруг, повязку снимай мой друг.

Развитие фонематического слуха на материале речевых звуков

2. Игра «Слушай внимательно»

Я буду произносить разные звуки, а ты будешь хлопать, если услышишь звук

 «К» Т, А, М, Ж, К, И

А теперь я спрячу ротик, а ты играешь если слышишь «К» И, Б, У, К, Ш, О, Т, К.

-Отлично справились!

3. Игра «Отбей ритм»

Найди нужный ритмический рисунок, затем отхлопай сам

 (слайд 1)

На экране находятся изображения молоточков, дети хлопают, соблюдая паузы и громкость громко/тихо

Интересное у нас с вами приключение, что же ждёт нас дальше тебе предлагаю стать светофором

 Развитие фонематического слуха на материале слов.

4. Игра «Светофор» (слайд 2)

Перед тобой картинка, если услышишь правильное название того, что изображено на картинке, то ты должен поднять зелёный кружок, если неправильное -красный. Затем выставляет картинки, на которой нарисованы на экране демонстрируются картинки, логопед четко произносит слова и звукосочетания):

слайд – клетка, баман, ваван, мосотыкл, паман, банан, баван, мотоцикл, клетка, квекта, къекта.

слайд         –липесин, ломоток, апельсин, мотолок, апесин, молоток, моколок, кок, ток, кот, тот.

-Молодцы! Ну что ж прежде чем отправиться дальше, отдохнем немного.

5. Физкультминутка

«Баба-Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой–крыша)

Стоит задом наперед (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глаза)
Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям)

6.Навык слогового анализа. Ребята, посмотрите у вас на листочках изображены рамочки. Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны определить сколько слогов в этом слове, затем нарисуйте такое количество фигур, сколько слогов в слове.

Слова: лед, лимон, лев, пальто, телефон.

   -Очень здорово получилось, посмотрите! А сейчас давайте назовем, и узнаем какой звук стоит в названиях первый. (утка, вата, лед , индюк,).

  7. Игра «Найди картинки» Дети делятся на 2 пары. Одна пара собирает картинки, со звуком ЛЬ, другая со звуком Й. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук.

Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить последнее задание. 

8. Игра «Звуковые круги»

– Перед вами два круга красный и синий

В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.

Давайте вспомним, гласный звук это какой?

А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.

Пока музыка играет, вы собираете картинки.

Проверяем правильность выполнения вместе с детьми.

    Упражнение «Продолжи узор». Инструкция: посмотрите внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как вы думаете, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым. Помните, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.

Наше путешествие подошло к концу, надеюсь, вам понравилось

10. Итог занятия

Замечательно, понравилось тебе наше путешествие. За смелость и активность небольшой подарок вам от страны звуков и шума.

    Скажите мне, пожалуйста, что мы сегодня делали с вами?

Заключение.

Применение разных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, позволяет, учить детей весело, радостно, без принуждения выполнять задания. Помогает, наряду с формированием и развитием фонематического слуха, организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь. Игры и упражнения можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал. Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по развитию фонематического слуха, звукового анализа слова.  

Список источников:

  1. Гербова В. В. Учусь говорить
  2. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей.
  3. Максаков А. И. Звуковая культура речи
  4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"

Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...

Конспект комплексного занятия "Животные жарких и холодных стран" для детей подготовительной к школе группы

Это занятие направлено на творчество детей  и свободу  выбора техники  исполнения....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ» для детей подготовительной к школе группы («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество», « Музыка»)

Программное содержание:- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;- накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде;- совершенствоват...

"Игровые приёмы при формировании слухового внимания и фонематического восприятия у детей с ОНР".

Краткое описание основных этапов формирования и развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект подгруппового занятия "Формирование слухового внимания и фонематического восприятия у детей 2-4 лет с ОНР. ( на материале русской народной сказки "Колобок")

Закрепление умения вслушиваться в речь взрослого, работа над пониманием вопросов, соотнесение предмета с картинкой и тем, как он звучит, работа над слоговой структурой слова (односложными и двух...