Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме

Анохина Юлия Валерьевна

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематического недоразвития. В данном материале предложены игры и упражнения по развитию слухового внимания и фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

в стихотворениях.

Подготовила:учитель-логопед

Анохина Ю.В


 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия в стихотворениях.

Логопед  читает стихотворения, предупредив детей, что слушать надо внимательно, чтобы заметить в тексте смысловые неточности.

Это правда или нет?

Тёплая весна сейчас,

Виноград  созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей,

«Га- га –га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

                 Перевод с болгарского А.Александровой  Л.Станчева

Если ребёнок затрудняется выполнить задание, спросите у него: «Весной созревает виноград? У коня есть рога? А снег может быть летом? Кто кричит  га-га-га?» После беседы можно вновь прочитать стихотворение, замедляя темп там, где есть смысловые несоответствия.

  • Прочитайте ребёнку стихотворение и поинтересуйтесь у него, о каком шарике идёт речь.

Шарик

Что машина,

Что фонарик,

Что мне новый

Паровоз?!

На полу улёгся

Шарик –

Папа мне его принёс!

Он не жёлтый,

И не синий,

И совсем не голубой!

Просто он такой

Красивый –

Трудно высказать

 Какой!

Выбегаю

Из калитки

И бегом лечу

К реке!

Не держу его на нитке,

А держу

На  поводке!

                В.Орлов

  • «Бывает – не бывает»

Вода бежит в прохладной  печке,

Поленья полыхают в речке.

Все уселись мы на песенку,

И поём мы дружно лесенку.

Я нажимаю на медали,

Чтоб первым получит педали.

На пляже тёпленький лесок,

Вдали берёзовый песок.

Далеко идти мне пень,

Лучше сяду я на лень.

Лечит от болезней пекарь,

Хлеб печёт умелый лекарь.

        * * *

* Январским ясным утром

В начале сентября

Взошла луна, а звёзды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвёл петух-чудак.

А я в подвал спустился,

Чтоб подмести чердак.

               Перевод  с англ. А.Жукова

        • Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ему помочь маленькой девочке правильно расставить вещи по своим местам.

Что взяла, клади на место!

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

 Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

 На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

 Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

 На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там...

 Помогите ей, ребята,

 Все расставить по местам.

                             З.Александрова

Прочитайте отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница". Затем предложите ребенку найти несоответствия в тексте («Что непра вильно?»), назвать нужные звукоподражательные слова и четко произпе сти в них звуки.

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

Не желаем больше крякать!

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Взрослый. Разве свинки мяукают? Что делают свинки?

Ребенок. Хрюкают.

Взрослый. Правильно, хрюкают. Как они хрюкают?

Ребенок. Хрю, хрю, хрю!

Взрослый. Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю! Могут кошечки хрюкать? Что они делают? Как они это делают?

Ребенок. Мяу, мяу, мяу!

Взрослый. Уточки заквакали: ква, ква, ква! Кто квакает? Кричат утки?

Ребенок. Квакают лягушки, уточки крякают: кря, кря, кря?

Такую беседу можно провести с ребенком в процессе чтения стихотворения «Путаница». Стараясь заметить смысловые несоответствия, малыш  внимательно вслушивается в текст, быстро указывает на смысловые  неточности, воспроизводит нужные звукоподражательные слова,  упражняясь таким образом в четком произнесении звуков.


Какой звук пропал  в  слове?
 

Расскажите ребенку, что Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил один  звук. Попросите его отгадать, какие слова он хотел написать; выясните, какой звук пропущен. (Если ребенок легко справляется с заданием, спросите его, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.)

Землю роет старый к...от (крот),                   Написал письмо я зайке,

Под землею он живет.                                 Но забыл приклеить ... арки (марки)

                                                                                                                  А. Максаков

 В зоопарке живет с...он (слон),                                                                      

Словно дом огромен он. 

   На арену вышли ...игры (тигры),

   Мы от страха все притихли. 

                                                                                               

  Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли  … ушки    (пушки)

Серый вол... (волк), голодный, злой,        

Бродит по лесу зимой

Своей младшей дочке Тосе          Нам темно. Мы просим папу

Заплетает мама ...осы (косы).                                    Нам включить поярче ла…пу

                                                                                                                                                             (лампу)

Мама кукле шар... (шарф) вязала,                                   Прыгал птенчик по дорожке
Ей Наташа помогала.
        И клевал большие к...ошки

                                                                                                                                         (крошки)

Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от ...лавы (Славы, Клавы).

Какой звук лишний в слове?

Скажите ребенку, что Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний  звук. Предложите ему выяснить, какое слово Незнайка написал неверно; какой  звук оказался лишним в слове?

Говорит Володя Коле:

Стройку (тройку) получил я в школе.

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (кошки).

Вадик спит и видит слон (сон),

 Что летит в ракете он.

•        Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их. (Упражние направлено на совершенствования слухового, фонематического воприятия и звукопроизношения.)

Найди ошибку и назови слово правильно.

Расскажите ребенку, что в других стихах Незнайка в словах перепутал звуки: вместо шишки написал фишки, вместо дом ком. Пусть он выяснит, какие звуки перепутал Незнайка? (Вместо слова  фишки надо было сказать «шишки». Здесь Незнайка перепутал звук  ш  со звуком ф.) Верно. А здесь, что неправильно?

Доски на  гору везем,

Будем строить новый... ком (дом).

Под водою рак живет,

В поле красный... лак (мак) растет,

Прилетел из леса... лук (жук) И залез под толстый сук.

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько... норку (корку).

Здесь хорошее местечко — Протекает мимо... печка (речка).

Подарила мама…ночке (дочке)                                

 Разноцветные платочки,

 Очень рада... бочка (дочка)

Маленьким платочкам.

Между гор издалека

Течет бурная... щека (река).

— Ой! — кричат вокруг хозяйки.

 — В огород забрались... майки (зайки).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали... лед (мед).

Писем мы не написали,

...Тучку (ручку) целый день искали.

Слезы льются у Оксанки:

У нее сломались... банки (санки).

Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят... двери (звери).

Утром... кости (гости) к нам пришли,

 Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли... шапки (лапки).

      Проследите, чтобы ребенок при замене в словах одного звука другим правильно называл изолированные звуки, особенно при произнесении мягких согласных.

• Поупражняйте ребенка в умении правильно заменять один звук другим.

Замени звук другим.

Спросите ребенка, из каких звуков состоит слово мышка (какой звук первый, второй, третий и т. д.). Затем предложите заменить в слове один звук другим так, чтобы образовалось новое слово: мышка мишка — мошка — мышка.

Мышка в норке

Мышка в норке росла, Мышка грызла корки, Только грызла тоска Мышку в этой норке. И решила от тоски: «Я меняю Ы на И»

Какое получилось слово? (Мишка)

Мишка в норке живёт,

Мишка лапу сосёт.

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как-то  сыро и темно…

Я меняю И на О!»

Какое образовалось слово? (Мошка.)

Мошка в норке живет,

Мошка крошку сосет.

«Неуютно дома —

Целые хоромы.

От кровати до ворот —

Очень длинный перелет.

Это не годится:

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чем моей вины,

Я меняю О на Ы!»

А теперь какое слово образовалось? (Мышка.)

Мышка в норке сидит, У нее довольный вид.

                        Н. Голь


• Предложите ребенку отгадать загадки, а затем назвать, с какого звук        

начинаются слова-отгадки.

Обожгу – попробуй тронь! -                              Плутовкой  издавна слывёт,

Хоть я вовсе не огонь.                                        В округе курам счёт ведёт          

                (Крапива)                                             И ловит мышек ловко,

Из пшеницы и овса                                             Хотя не мышеловка.

Смотрят синие газа.                                                                  (Лиса)

                (Васильки)                                            Речка – льняная,      

Бредут вразвалку                                                 Лодка - стальная

По тропинке                                                         Проплывёт она -

К воде подушки                                                   Пропадёт волна.  

Да перинки –                                                                          (Утюг)

Они пловцы                                                          На клумбе голубой

Прекрасные,                                                         Бубенчик золотой

На ножках –                                                          По утрам расцветает,

Ласты красные.                                                    Свет и жар излучает.

           (Гуси)                                                                       (Солнышко)

Кружок дырявый                                                 Покажет,

Поверчу –                                                             Хоть без рук, -    

И говорю,                                                             Где север,

С кем захочу.                                                       А где юг.

      (Телефон)                                                            (Компас)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Конспект занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия

Занятия лучше проводить с подгруппой детей из 4-6 человек. Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых  и речевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...