Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР по теме: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР
по теме: «Домашние животные»
Разработала:
учитель-логопед
Смирнова Е.Р.
Санкт-Петербург
2023
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных, их внешнем виде, пользе для человека и образе жизни, названии детенышей.
- Актуализировать словарь по теме «Домашние животные»
- Совершенствовать грамматический строй речи:
- учить образовывать существительные в форме множественного числа в родительном падеже;
3) Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
4) Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки в игровой деятельности.
5) Развивать связную речь, фонематические представления.
Развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Развивать память, мышление, творческое воображение.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
- Развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные:
- Воспитывать навык сотрудничества,
- Формировать самостоятельность, инициативность, активность.
3) Воспитывать любовь к животным, ответственность.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, раздаточные карточки с изображением животных, Д.И: «Собери семью», мягкий мяч, колокольчик, фланелеграф, изображения загонов, плоскостные изображения животных на липучках, мольберт, мнемотаблица, аудиозапись: «Автобус», «Вальс цветов» Шопен.
План занятия:
Организационный момент.
1.Приветствие колокольчик.
2. Отгадывание загадок.
Основная часть.
3. Игра: «Кто что делает?»
4. Игра: «Собери семью?»
5. Игра: «У кого кто?»
6. Дыхательное упражнение.
7. Игра «Пастушки».
8. Игра «Есть-нет».
9. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Заключительная часть.
10. Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними).
-Ребята, поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются с гостями)
1. Приветствие «Колокольчик».
-Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Вы будете называть друг друга ласково и передавать колокольчик. Я начну, а вы продолжите.
(Дети передают друг другу колокольчик, называя имя соседа в ласковой форме. Н-р: Здравствуй. Настенька! ...)
Л: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но чтобы узнать куда, вам нужно отгадать загадки:
2. Отгадывание загадок.
(Картинки с отгадками выставляются на доске)
И сметану, и кефир,
Молоко, и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пестрая…(Корова)
Травы луговые
В капельках росы.
Накошу травы я
Для своей…(Козы)
Спереди-пяточек, сзади-крючок,
Посередине-спинка, а на ней щетинка. (Свинья)
Я хозяину служу,
Дом хозяйки сторожу,
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю. (Собака)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Только родился-
Молока напился.
Молоко коровье
Даст ему здоровье. (Теленок)
В сарае, в клетке он живет,
Морковку сладкую грызет.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это… (Кролик)
Л: Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? (Домашние животные).
Л: Как вы думаете, почему этих животных называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)
Л: Сегодня мы с вами отправимся на ферму.
Л: На чем мы с вами можем поехать на ферму? (Ответы детей. Логопед предлагает отправиться на автобусе). (Дети встают друг за другом).
Л: Я буду шофером.
Л: Первым в наш автобус сядет тот, кто назовет животное которое начинается со звука [к]. (Те дети, которые назовут корову, козу, кролика встают друг за другом).
Л: Теперь сядет тот, кто назовет животное, которое начинается на звук [с].
(Встают, те дети, которые назовут свинью, собаку).
Л: Следующим сядет то, кто назовет животное которое начинается на звук [б]. (Встает, тот, который назовет барана).
Л: Теперь сядет тот, кто назовет животного которое начинается на звук [т'].
(Встает тот ребенок, который назовет теленка).
Л: Поехали!
(Звучит аудиозапись Автобус)
Основная часть
(Логопед берет мячик).
Л: Вот мы и приехали. Ребята, давайте с вами поговорим, о том как подают голос домашние животные, что они делают? Я буду говорить, как подает голос животное, кидать вам мяч, а вы будете отвечать, что оно делает и кидать мне его обратно.
3. Игра «Кто что делает?»
Л: Корова кричит: «Му!» Корова Что делает? (Мычит).
Л: Лошадь кричит «Иго-го!». (Лошадь ржет)
Л: Овца кричит: «Бе!» (Овца блеет).
Л: Коза кричит: «Ме!» (Коза мекает)
Л: Свинья кричит: «Хрю!» (Свинья хрюкает).
Л: Собака кричит: «Гав! Гав! (Собака лает).
Л: Кошка кричит: «Мяу!» (Кошка мяукает).
Л: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!
Л: Родители и детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они встретились?
(Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу, перед каждым ребенком кладет картинку с изображением домашнего животного, а на столе раскладывает картинки с изображениями детенышей домашних животных и их мам. )
Л: Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите, кто с кем рядом стоит. Следите за произношением звуков [р],[р'],[л],[л'].
4. Игра «Собери семью?»
(Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Логопед спрашивает у каждого ребенка: чью семью он собрал? Кто в этой семье?)
1-й ребенок: Я собрал семью коров.
Л: кто в семье коров? (Корова, бык и теленок).
2-й ребенок: Я собрал семью лошадей. (Лошадь, конь, жеребенок).
3-й ребенок: Я собрал семью котов. (Кот, кошка, котенок).
4-й ребенок: Я собрал семью собак. (Собака, пес, щенок).
5-й ребенок: Я собрал семью свиней. (Свинья, боров, поросенок).
6-й ребенок: Я собрал семью кроликов. (Кролик, крольчиха, крольчонок).
7-й ребенок: Я собрал семью овец. (Баран, овца, ягненок).
8-й ребенок: Я собрал семью коз. (Коза, козел, козленок).
Л: Очень хорошо! Это было довольно сложное задание. Вы удивили и порадовали меня! Садитесь на стульчики.
(Дети садятся на стульчики, логопед берет мяч)
Л: Давайте вспомним как называются дети животных? (Детеныши).
Л: Я назову животное, вы будете называть детеныша и передавать мяч друг-другу.
5. Игра: У кого кто?
Л: У лошади (жеребенок)
Л: У коровы (теленок)
Л: У овцы (ягненок)
Л: У козы (козленок)
Л: У кошки (Котенок)
Л: У собаки (щенок)
Л: У крольчихи (крольчонок)
Л: У свиньи (поросенок).
Л: Очень здорово! Вы вспомнили всех детенышей! А сейчас мы немного отдохнем, расслабимся, подышим!
6. Дыхательное упражнение.
(Логопед включает расслабляющую музыку).
Л: Делаем глубокий вдох, помним о том, что вдыхаем носом, плечи не поднимаем, задержка дыхания, плавный выдох через рот, щеки не надуваем.
(Логопед приглашает детей к фланелеграфу, на котором закреплены изображения и плоскостные изображения домашних животных с подклеенными на них «липучками» (Бык, конь, овца, баран, коза, лошадь, корова, козленок, теленок, ягненок).
Л: На ферме разбежались животные. Сейчас вы превратитесь в пастушков и расставите животных в загоны. В первый загон следует поставить животных, в названиях которых один слог. Во втором загоне должны оказаться те животные, в названии которых по два слога. И в третьем загоне должны стоять те животные, в названиях которых по три слога.
7. Игра «Пастушки»
(Дети поочереди выбирают животное прохлопывают его название и расставляют комментируя свои действия).
Л: Кого ты выбираешь? (Быка)
Л: Давай прохлопаем слово бык. (Ребенок прохлопывает).
Л: Сколько слогов в слове бык? (Один).
Л: Правильно в какой загон мы поставим быка? (В первый).
(И т.д.).
Л: Все животные в своих загонах! И я предлагаю вам поиграть в следующую игру, которая вам хорошо знакома.
(Логопед приглашает детей к столу, кладет на стол стопку карточек с изображениями домашних животных).
Л: Вы берете одну карточку, рассматриваете и говорите кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть те, которые изображены у него на карточке и так далее.
8. Игра «Есть-нет».
(Дети выполняют задание и комментируют свои действия).
1-й ребенок. У меня есть коровы.
2-й ребенок. А у меня нет коров, но зато есть кролики.
3-й ребенок. А у меня нет кроликов, но зато есть бараны.
4-й ребенок. У меня нет баранов, но зато есть козы.
5-й ребенок. У меня нет коз, но зато есть овцы. (И т.д.)
Л: А теперь я предлагаю вам выучить стихотворение про домашних животных и поможет нам с вами его запомнить подсказка-схема.
9. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Заключительная часть
10. Подведение итогов.
Л: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На чем мы с вами приехали? (На автобусе)
(Дети садятся в автобус).
Л: Где мы сегодня были?
Л О ком мы сегодня говорили?
Л: Что тебе больше всего запомнилось?
Л: Какое задание для тебя было самым трудным?
Л: Что тебе больше всего понравилось?
(Логопед хвалит каждого ребенка)
Л: ….мне очень понравилось, как рычал твой язычок.
Л: …..мне понравилось, как ты внимательно всех слушал.
Л: Мне понравилось, как ……и …. отвечали на мои вопросы.
Л: …. ты очень хорошо отгадывал загадки.
Л: Мне понравилось, как ты правильно прохлопал название животного.
Л: ….ты очень хорошо рассказывал стихотворение.
Л: Мне очень понравилось, что … вспомнил как называются дети животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-1251936-1590348093.jpg)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1295140-1606924014.jpg)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-815650-1473808514.jpg)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...