"Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Валерьевна Любиченко

Проблема речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой упадок общей культуры. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде, и как проблема психолого-педагогического исследования требует применения новых подходов. Анализ теоретических исследований проблемного обучения (Брушлинский А.В.,  Лернер П.Я., Кудрявцев Т.В., Скаткин М.Н.) позволил выделить проблемную ситуацию как основополагающий элемент проблемного обучения и раскрыть основные условия для успешного применения проблемных ситуаций в работе с детьми. Возможности использования проблемных ситуаций при обучении детей речевому этикету позволит детям самостоятельно находить выход из ситуации, выдвигать нормы, правила общения и поведения, использовать их в повседневной жизни и в новых ситуациях общения. Включая проблемные ситуации в учебно-воспитательный процесс, мы ненавязчиво и целенаправленно развиваем в детяхсистему общечеловеческих ценностей и культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.odt18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы

«Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций»

        Автор работы:

Любиченко Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Обобщенный педагогический опыт работы по теме «Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций». Разработка методики осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, в соответствии с ФГОС.

Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования.

 В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, сленга, чрезмерное использование компьютерных игр и технологий. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

 Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников  является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Успех воспитания культуры речевого общения зависит от ряда факторов: окружающей речевой среды, особенностей обучения, условий воспитания в семье и дошкольном учреждении. Развитие речевого общения у старших дошкольников осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической ( как необходимое условие становления культуры речи в целом).

Процесс воспитания культуры речевого общения предполагает ознакомление с нормами общения, обучение правилам речевого этикета, развитие умения выбрать правильное поведение, использование дифференцированного отбора языковых средств в зависимости от участников и ситуации общения. Но все это станет результатом при условии следования определенной системы обучения родному языку, вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения.

 В воспитании культуры речевого общения первостепенное значение имеет пример воспитателя. На занятиях и в ситуациях каждодневного общения речь выступает как фактор развития речи детей. В работе по развитию культуры речевого общения воспитатели используют, в основном, традиционные формы обучения в виде целенаправленных, запланированных занятий: этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев, просмотр и прослушивание аудио, видеозаписей и др.

Особого внимания воспитателя требует организация повседневной жизни детей. Именно в повседневной жизни особенно наглядно можно увидеть, насколько нормы поведения и общения усвоены ребенком, насколько они стали его потребностью. Практика показывает, что педагоги в своей деятельности испытывают определенные трудности: знания, полученные детьми на занятиях, в индивидуальных беседах воспитателя с ребенком имеют неустойчивый характер, т.е. в измененных , новых условиях дети полученные знания не всегда применяют.

 Анализ литературы по теме проблемного обучения позволил выявить проблемную ситуацию как основополагающий элемент развивающего обучения для активизации самостоятельности и творчества ребенка при освоении образовательного содержания.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованиям.

Основные условия для успешного применения проблемных ситуаций:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2.Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Возможности использования проблемных ситуаций при обучении речевому этикету позволят детям самостоятельно находить решения, выход из ситуации, выдвигать нормы, правила поведения и общения, и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются ими наиболее добросовестно. Содержание проблемных ситуаций должны отражать различные жизненные ситуации, связанные с личным опытом ребенка, и имеющие место в детском саду:

  • Ситуации, направленные на выражение сочувствия, сопереживания
  • Ситуации, направленные на проявления внимания, доброжелательности, взаимопомощи
  • Ситуации гостевого этикета
  • Ситуации обращения с просьбой
  • ситуации приветствия, прощания
  • Ситуации извинения, прощения

Содержание

На основе анализа педагогической литературы были сформулированы цель и задачи работы.

Цель: Повысить уровень развития культуры речевого общения детей через создание проблемных ситуаций.

Задачи:

- Обогащение представлений о правилах речевого этикета

- Воспитание интереса и желания использовать  правила культуры общения со взрослыми и сверстниками

- Развитие умений творческого использования освоенных этических формул, правил общения в ситуациях повседневной жизни, в новых ситуациях общения.

Разработанная методика повышения культуры речевого общения детей через создание проблемных ситуаций предполагает работу по трем этапам.

1 этап — Обогащение представлений о правилах речевого этикета.

На этом этапе предполагается подбирать проблемные ситуации, аналогичные содержанию художественных произведений и обыгрыванию этих ситуаций для присвоения детьми правил и формул речевого этикета.

Содержание работы данного этапа

- чтение художественной литературы

- обсуждение поступков героев

- этические беседы

- игровые упражнения, этюды

- создание и обыгрывание проблемных ситуаций

Тематика этических бесед направлена на освоение детьми правил речевого этикета в ситуациях «Знакомство», «Приветствие», «Благодарность», «Просьба», употребление этических формул в зависимости от партнера, времени суток, вариативных слов приветствия, прощания, различных выражений благодарности, выражения просьбы. Пример: В раздевалке дети одевались на прогулку. Вике не пройти к своему шкафчику: «подвинься, дай пройти!»,  и толкнула впереди стоящую девочку Машу. Маше стало больно и обидно. Как можно попросить отойти, чтобы никого не обидеть?

2 Этап — Воспитание интереса и желания использовать правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. На этом этапе создаются проблемные ситуации, стимулирующие желание  ребенка использовать правила речевого этикета, и ситуаций, демонстрирующих необходимость применения этикетных формул и преимущества культурного человека. Пример: «Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах, упала и заплакала». Какое решение примет Наташа, чтобы продолжить игру с Леной?

Обыгрывание ситуаций формирует у детей доброжелательное отношение к окружающим сверстникам, взрослым; дети учатся выражать сочувствие, сопереживание словесными выражениями утешения, учатся адекватному культурному общению в конфликтных ситуациях, пониманию, как важно в любой совместной деятельности помогать, уступать друг другу, применяя в речи этикетные формулы.

3 этап — Развитие умений творческого использования освоенных этических формул, правил общения в ситуациях повседневной жизни, в новых ситуациях общения. На данном этапе используются проблемные ситуации, предполагающие самостоятельную творческую деятельность ребенка по использованию и формулированию правил речевого этикета.

С этой целью дошкольникам предлагались задания по прогнозированию дальнейших событий. Пример: «Кате на день рождения подарили красивую куклу. Катя стала с ней играть, к ней подошла младшая сестра и сказала: «дай и мне поиграть с этой куклой». Катя ответила...Что ответила Катя? Как поступила? На этом этапе важно определить проблемную ситуацию самими детьми. Детям предлагается иллюстративный материал, максимально побуждающий ребенка к выражению гуманных чувств, отношений, использованию правил общения. Дети рассматривают иллюстрацию где ребенок, как правило, нуждается в сочувствии, помощи сверстников, огорчен неудачей, оплошностью.

Задача взрослого — помочь детям понять этический смысл ситуации, оценить нравственную сторону действий персонажей, проникнуть в эмоциональное состояние страдающего персонажа и предложить другим участникам ситуации совершить тот поступок, который по мнению детей, сможет оказать положительное влияние на состояние героя.

С целью творческого использования освоенных норм и правил общения, поведения детям предлагается придумать проблемные ситуации нравственного характера, или воспитатель предлагает детям создать книгу  для малышей о том, как следует поступать в той, или иной ситуации, придумать и нарисовать картинки таких ситуаций, о которых еще не говорили. Предложить оформить стенд «Правила нашей группы» с рисунками детей о совместно принятых правилах общения и поведения.

Методы и приемы работы

  • Чтение художественной литературы
  • Обсуждение поступков героев
  • Постановка проблемных вопросов детьми, педагогом
  • Дидактические игры парами
  • Игры-драматизации
  • Ролевые игры
  • Этюды, игровые упражнения на развитие эмоций
  • Сочинение «вежливых» сказок, сказок-перевертышей
  • Проигрывание проблемных ситуаций и мн. др.

Именно так, включая проблемные ситуации в образовательный процесс, мы ненавязчиво и целенаправленно развиваем в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы  с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и све...

Доклад «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками»

На современном этапе образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личност...