РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.
статья на тему

Иванова Анна Андреевна

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

А. А. Иванова

Томская область, город Северск, МБДОУ «Детский сад № 44», mbdouds-44@mail.ru

      Долгое время главными ориентирами и критериями успешной работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают ребенку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. В своем докладе хочу сделать уклон на нравственное становление личности дошкольника. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры речевого общения. Данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день. Ведь почти каждому ребенку, нынешнего поколения, присуще лидерство, и не всегда это проявляется в положительных качествах. Порой дети не умеют считаться с мнениями, интересами других людей, не могут правильно изложить свои мысли, разумно сформулировать вопрос. Это зачастую приводит к возникновению споров, конфликтов. Поэтому мне, как воспитателю и руководителю кружка «Робототехника», стала интересна данная проблема, как организовать педагогический процесс, чтобы избежать конфликтных ситуаций, во время работы, как научить детей сотрудничать в паре и группе, уважать мнение и решение напарника по команде. Поэтому задачами своей работы я определила - знакомство детей с правилами этикета общения, культуры поведения и расширение их словарного запаса.  Культура поведения тесно связана с этикетом общения, если оба эти фактора находятся в норме, то это обеспечивает эмоциональное благополучие и комфортное состояние детей.

      По данной теме мне пришлось прочитать много литературы, искать материал в разных источниках, чтобы подобрать наиболее подходящие формы и методы для своей работы. Проанализировав изученную литературу, я сделала вывод, что важнейшим условием в формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста является речь воспитателя. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения. Е. И. Тихеева детально рассмотрела "культурные и методические требования" к речи воспитателя:

1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

6. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

7. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.[1]

Кроме того, речь воспитателя должна быть обусловлена демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, что является профессиональной обязанностью воспитателя.

        Так же одной важных форм работы, я считаю, установление с детьми правил поведения во время занятия. На первом занятии во время обсуждения нашей предстоящей работы, совместно с детьми было решено, что во время обращения друг к другу, мы употребляем вежливые слова, благодарим друг друга, за помощь. Так же немало важным является, что все детали к нашим моделям, мы решили называть полным названием, чтобы закреплять и пополнять свой словарный запас по данной теме. Сначала употребление подобного стиля общения, вызывало у детей затруднение, но потом вошло в привычку, и дети чувствуют себя увереннее, когда во время работы используют специальные термины.

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого человека. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. [2] Именно поэтому в конце каждого занятия дети обыгрывают свои модели роботов, придумывают свои истории и сказки. Создают декорации, либо используют готовые, привлекают дополнительный материал – игрушки, атрибуты и прочее. Это так же является достаточной речевой нагрузкой для детей старшего возраста, что просто необходимо для полноценного развития речи. Но и в этих играх есть свои правила, мы не забываем о культуре общения, о вежливых словах, о помощи друг другу.

За год занятий у нас есть свои успехи. Дети свободно владеют терминами, используемыми в робототехнике, сократилось количество конфликтов во время работы. Так же дети свободно просят о помощи и помогают друг другу, не боятся выступать перед другими детьми и демонстрировать свои модели роботов, объясняя детям сборку модели. Вежливость, уверенность, отзывчивость детей во время занятий робототехникой является хорошим результатом проделанной за год работы.

  1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - Москва: 1972.
  2. Смирнова Е. О., Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание —1994, №3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

"Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций"

Проблема речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой упадок об...

"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы  с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и све...

Методическая разработка «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, с...