Доклад «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками»
методическая разработка (младшая группа)
На современном этапе образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Социально-коммуникативная грамотность является четвертым компонентом функциональной грамотности. Основной целью социально-коммуникативной грамотности является позитивная социализация детей, приобщение их к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Под социально-культурными нормами подразумеваются относительно устойчивые правила поведения человека, фиксирующие в жизненных ситуациях пределы дозволенного. В данном материале будут представленны игровые ситуации позволяющие формировать функциональную грамотность у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korobko_a.a._doklad_rmo_mart.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Обмен опытом работы
Тема: «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками»
Подготовила: Коробко Анастасия Алексеевна, воспитатель МКДОУ Мирнинского детского сада
с. Мирный
Тайшет, 2023г.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по созданию игровых ситуаций, формирующих усвоение правил взаимоотношения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование представлений о значении игровых ситуаций на формирование правил взаимоотношения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
2. Демонстрация различных игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношений со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
3. Стимуляция познавательного интереса, активности участников методического объединения.
Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие коллеги, участники методического объединения! Я очень рада встрече с вами! Я представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками».
Актуальность:
Эта тема особенно актуальна для детей именно младшего дошкольного возраста, так как им еще трудно взаимодействовать со сверстниками, они не умеют играть вместе, договариваться, делиться игрушками. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо прививать детям правила поведения во взаимоотношениях со сверстниками.
Основная часть:
На современном этапе образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Социально-коммуникативная грамотность является четвертым компонентом функциональной грамотности. Основной целью социально-коммуникативной грамотности является позитивная социализация детей, приобщение их к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Под социально-культурными нормами подразумеваются относительно устойчивые правила поведения человека, фиксирующие в жизненных ситуациях пределы дозволенного.
Под правилами взаимоотношения со сверстниками подразумевается:
- умение делиться предметами (игрушками);
- умение играть в группах, парах;
- умение общаться со сверстниками.
Дети в силу своего детского эгоизма часто воспринимают общие вещи как свои собственные и на прогулке часто можно услышать от ребят: «Это моя песочница!», «Это мои качели!». Дети не умеют делиться игрушками как своими собственными, так и общими этому умению необходимо учить.
Воспитывать в детях умение делиться предметами можно используя приемы:
- обмен;
- очередность;
- игрушку не забирают навсегда;
- игрушка не сломается;
- с тобой тоже могут поделиться.
Некоторые из данных приемов я использую в игровых ситуациях.
1. Игровая ситуация «Давай поменяемся» - используется прием обмена.
Цель: учить детей меняться игрушками.
Оборудование: коробка с разными игрушками, колокольчик.
Воспитатель предлагает ребятам положить в коробку разные игрушки. Дети кладут каждый по одной игрушке, затем педагог закрывает коробку и говорит детям, что сейчас он будет давать ребятам игрушки поиграть, но когда они услышать звон колокольчика, они должны поменяться игрушкой с другим ребенком.
2. Игровая ситуация «Игра по очереди» – используется прием – очередность.
Цель: учить детей играть по очереди.
Оборудование: игрушка котенок, миска, расческа, игрушка для котенка «фантик на ниточке», кроватка, колокольчик.
Воспитатель показывает детям новую игрушку – котенка. Предлагает ребятам погладить, говорит, что котенок пришел к ребятам в гости и хочет с ребятами поиграть. Объясняет ребятам, что котенок один, а их много, и играть с котенком нужно по очереди. Воспитатель устанавливает очередность между детьми и предлагает ребятам выполнить по желанию игровые действия: покормить, расчесать, поиграть, уложить спать котенка или игровые действия по желанию ребенка, затем говорит, что играть они будут с котенком до тех пор, пока не услышат звон колокольчика, затем нужно будет передать котенка следующему ребенку. Ребенок играет с котенком, затем по сигналу – звона колокольчика ребенок передает котенка следующему ребенку в порядке очереди.
Если ребенок принес игрушку из дома и не желает ей делиться с другими детьми, то я использую приемы убеждения «с тобой тоже могут поделиться», «игрушку не забирают навсегда», «игрушка не сломается».
Воспитывать умение играть в парах, группах можно используя следующие игровые ситуации:
1. «Играем в парах»
Цель: воспитывать умение играть в парах.
Оборудование: кукла, кроватка, паровозик, вагончик, кубики, грузовая машинка.
Воспитатель раздает детям игрушки и рассаживает ребят по парам в соответствии с игрушками (кукла-кроватка, паровозик-вагончик, кубики-грузовая машина). Воспитатель предлагает детям поиграть вместе, подсказывает игровые действия. В конце игры воспитатель проговаривает игровые действия детей: Соня и Анжелика играли вместе – Соня раздевала куклу, а Анжелика расстилала кровать для куклы, девочки вместе укладывали куклу спать; Денис и Кирилл играли вместе они возили паровозик; Коля и Ваня играли вместе они нагружали и возили на грузовой машите кубики.
2. «Прятки с зайчиком» (игра в парах)
Цель: воспитывать умение играть в парах.
Оборудование: игрушечный заяц.
Воспитатель показывает детям игрушку и предлагает поиграть в прятки с зайчиком, объясняет игровые правила: «Сейчас мы с Соней спрячем зайчика, а Коля попробует его найти, пока мы будем прятать зайчика, Коля закроет глазки». Воспитатель помогает ребенку спрятать игрушку на видное место, после чего просит другого ребенка найти зайчика. После того как ребенок найдет игрушку, воспитатель предлагает теперь ему спрятать, а тому кто до этого прятал найти.
3. «Играем с мячом вместе»
Цель: воспитывать умение играть в группе.
Оборудование: мяч.
Воспитатель рассаживает ребят по кругу и предлагает ребятам катать мяч дуг другу при этом, называя имя ребенка, которому катишь мяч.
4. «Игра на внимание»
Цель: воспитывать умение играть в группе.
Оборудование: 3 различные игрушки, например: кукла, машинка, кубик.
Воспитатель раскладывает на столе в ряд игрушки и просит детей назвать их. Затем вместе с детьми вслух проговаривает названия игрушек и просит ребят закрыть глаза, после чего воспитатель убирает одну игрушку и прячет ее за спину, проговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять! Глазки можно открывать!», - педагог просит ребят сказать чего не стало. Затем вместо себя воспитатель просит выйти и спрятать игрушку ребенка, при этом помогая малышу проговаривать слова и прятать игрушку. Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Со второй младшей группы в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – сверстник, появляются первые друзья. Согласно концепции личности по Б.Г. Ананьеву по причине детского эгоизма обостренного в этом возрасте, ребенок не умеет прислушиваться к мнению других детей и воспринимает их не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения собственных потребностей, собственного «Я» (поиграть, порисовать, побегать и т.п.). В общении со сверстниками ребенок привык диктовать свои условия, не зависящие от потребностей и желаний сверстников.
Воспитывать у детей умение общаться со сверстниками можно используя следующие игровые ситуации:
1. «Дотронься до…»
Цель: развитие навыков общения, умения действовать в паре.
Оборудование: различные игрушки – машинки, куклы, животные.
Воспитатель просит детей встать в круг, в центр круга кладет игрушки из расчета 1 игрушка на два ребенка. Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду называть часть игрушки, а вам необходимо дотронуться до этой части. Вы можете предложить другому ребенку дотронуться вашей игрушки, сказав при этом, давай вместе дотронемся до этой игрушки». Воспитатель называет части предметов – глаз, колесо, лапка, ухо, платье, рука и т.п., дети по одному или в парах находят нужные части предметов и дотрагиваются до них.
2. «Вежливая просьба»
Цель: развитие навыков общения.
Оборудование: стул, игрушка.
Воспитатель садиться на стул и берет в руки игрушку. Педагог, обращает внимание детей на то, какая красивая игрушка и предлагает детям вежливо попросить игрушку назвав имя того у кого игрушка и вежливую просьбу, например, если игрушка в этот момент у воспитателя то необходимо сказать следующее: «Анастасия Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, игрушку». После вежливой просьбы воспитатель говорит: «Возьми, Соня, пожалуйста» и дает игрушку тому ребенку, который ее вежливо попросил, напоминая ответить «Спасибо», этот ребенок садиться на стул и игра продолжается.
3. «Башня из кубиков»
Цель: развитие навыков общения.
Оборудование: кубики – 20 штук (4 зеленых, 4 красных, 4 желтых, 4 синих).
Количество игроков: 4 ребенка.
Воспитатель показывает детям башенку из кубиков, которая состоит из кубиков разных цветов одного зеленого, красного, желтого и синего. Педагог обращает внимание детей на различные цвета кубиков, и предлагает сделать такую же башенку. Воспитатель раздает детям кубики одному ребенку 4 зеленых, другому – 4 желтых, третьему – 4 красных, четвертому – 4 синих. Педагог интересуется у детей, как они смогут построить такую башенку, если у них только кубики одного цвета. При необходимости подсказывает детям, что нужно поменяться кубиками, при обмене обязательно нужно договариваться, произнося имя ребенка и вежливую фразу «давай, пожалуйста, поменяемся кубиками», после обмена напоминать говорить слово «спасибо». После обмена педагог хвалит ребят, говоря, например, «Молодцы Соня и Анжелика они смогли обменяться кубиками и не забыли сказать волшебное слово «спасибо».
В своей практике я использую данные игры во второй половине дня. Со временем я отметила снижение частоты конфликтных ситуаций между детьми, дети стараются договариваться со сверстниками, меняться игрушками, играть по очереди.
Решение в проект:
1. Рекомендовать использовать в своей практике игровые ситуации: «Давай поменяемся», «Игра по очереди», «Играем в парах», «Прятки с зайчиком», «Играем с мячом вместе», «Игра на внимание», «Дотронься до…», «Вежливая просьба», «Башня из кубиков» для формирования правил взаимоотношения со сверстниками детей младшего дошкольного возраста.
2. Регулярно использовать данные и подобные игровые ситуации для формирования правил взаимоотношений со сверстниками детей младшего дошкольного возраста во вторую половину дня и в других режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций
•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии
По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...
"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...
ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»
Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...
Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»
В статье представлены формы взаимодействияс дошкольниками по формированию КГН в младшем дошкольном возрасте....
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...