Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по английскому языку.
статья по развитию речи на тему
О формировании лексических навыков по английскому языку у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по английскому языку.
Расширение внешнеэкономических и культурных связей между странами способствует формированию социального заказа современного общества на владение иностранными языками для практического их использования в различных сферах жизнедеятельности. Кроме того одним из направлений программы модернизации губернатора Белгородской области, Савченко Е.С. английский язык становится обязательным для изучения не только в школах, но и в детских садах.
В детском саду №66 «Журавушка», 87% детей участвуют в процессе образовательной деятельности по английскому языку. Обучение начинается со средней группы. Работа проводится по программе “Английский для малышей”, под редакцией Н. А. Бонк.
Цель программы - формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного возраста.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
• обучение дошкольников английской разговорной речи;
• развитие интеллектуальных способностей, психологических процессов, памяти;
• создание условий для коммуникативно-психологической адаптации детей.
• Способствовать развитию творческой деятельности.
• Развивать умение сравнивать, обобщать, логично мыслить.
• Развивать содержательность, понятность, выразительность речи.
• Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся.
На раннем этапе обучения иностранному языку ставлю задачу формирования основ языковой и минимальной коммуникативной компетенций, а также ознакомление детей с традициями и культурой Великобритании, что стимулирует познавательную мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и иноязычной культуре.
Эти задачи решаю путем разучивания небольших песенок, стихотворений, считалок, игр. Часто использую обучающие мультфильмы: «Спокойной ночи малыши представляют английский вместе с Хрюшей и Степашкой», «Лунтик. Английский язык», что способствуют более эффективному обучению детей, развитию интереса и желания изучать английский язык. Отбор материала осуществляю с учетом возраста и коммуникативно-познавательных интересов дошкольников.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет мне обеспечивать естественную мотивацию речи на иностранном языке, делать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Необходимо заметить, что использование игровых приемов закладывает основы формирования базовых компонентов образовательной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других ребят.
Следующим этапом обучения является продолжение знакомства с фонетикой английского языка, пополнение пассивного лексического запаса, расширяется объем страноведческих знаний в результате знакомства с детской литературой страны изучаемого языка.
Решая эти задачи, работу с детьми провожу методом постепенного погружения, т.е. не я опускаюсь до уровня ребенка, а стараюсь поднять его до своего уровня. Считаю важным отметить, что дети должны иметь возможность слышать не только отдельные слова, но и целые фразы и предложения. Для этого применяю короткие разговорные фразы, рифмовки, стихотворения и песни, что способствует непроизвольному запоминанию.
Взаимодействие с детьми на этом этапе выстраиваю по следующей схеме:
- приветствие, фонетическая зарядка,
- закрепление пройденного материала,
- разучивание песни или рифмовки,
- разминка с использованием подвижных игр,
- введение нового материала,
- обучающая игра на закрепление пройденных грамматических и лексических структур,
- индивидуальная работа,
- подведение итогов.
Работу с каждым звуком строю в три этапа:
а) предъявление звука с подробным описанием действий язычка, работы органов речи;
б) закрепление, отработка звука, в процессе которой сами ребята говорят о работе органов речи, отвечая на вопросы педагога;
в) повторение, когда воспроизводится только сам звук и комментируется игровая ситуация, но о работе органов речи не говорится.
Отбору лексического материала уделяю особое внимание. Предлагаемые слова должны часто употребляться в речи и обозначать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке. Дети дошкольного возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, а также глаголы, обозначающие движение и действия. Примерную лексическую тематику можно представить следующими темами: английский алфавит, счет, цвета, игрушки, животные, семья, части тела, еда, одежда.
При закреплении и отработки материала принимаю во внимание возрастные особенности дошкольников (наглядно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность). Основной упор делаю на ведущий вид деятельности – игру, что позволяет отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме.
На этапе закрепления лексических единиц особое место отвожу музыкальной деятельности, поскольку слова соединенные ритмом и музыкой являются более эмоциональными и индивидуально значимыми раздражителями для ребенка. Практика показывает, что после разучивания песни, стихотворения, рифмовки, их лексическое содержание включается в активный словарь дошкольника.
Особое внимание уделяю системе упражнений, рекомендуемых для отработки и закрепления лексического материала - угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок); физкультминутки (называние действий, выполнение действий и команд); игры на внимание/понимание (педагог называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку, а дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);
выбор слов/картинок по теме или по ситуации.
Таким образом, если лексические задания увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются, изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.
Особое внимание отвожу работе с семьей, включению родителей в образовательный процесс, организации развивающего пространства по английскому языку в группе, совместным праздникам и развлечениям, подготовке презентаций.
При планировании стараюсь включать самые разнообразные формы: круглый стол, тренинги, деловые игры, мастер-класс, совместные праздники и развлечения. Один раз в квартал выпускается родительская газета «Дружная семейка». Для родителей, не присутствовавших на собрании, готовлю памятки, в которых кратко освещаются вопросы собрания.
Отметила, что после таких встреч у родителей формируется более высокая оценка деятельности педагога, они видят результаты работы с детьми, развивается более глубокое понимание процесса обучения английскому языку. У детей в свою очередь от присутствия родителей на собрании, празднике или занятии наблюдается взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер.
Итак, обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста, поэтому, оно должно существенно отличаться от обучения в начальной школе. На протяжении всего обучения необходимо сохранять единство форм и видов работ, при этом доминировать должна наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как нечто единое и целое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка
Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...
Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...
"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Знакомство с играми, направленными на коммуникативное развитие....
Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....
План по самообразованию 2019-2021гг. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и...