Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
консультация (младшая группа)
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района
Санкт-Петербурга
Консультация:
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Составила воспитатель:
Ильина Ирина Владимировна
Санкт-Петербург
2022 г.
Консультация «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видах деятельности: учебу, труд, игру , социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка, способствует социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время общение не является врожденным видом деятельности, поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии навыков общения.
Учитывая, что игра-ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей. Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые коммуникативные навыки.
При планировании и организации взаимодействия с детьми, необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей.
Дети ранненго возраста-эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли действия, желания направлены на себя, на удовлетворение своих потребностей. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса. Дети играют «рядом, но не вместе».
Игра носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.
Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.
Примерно с двух лет все большее значение начинает приобретать общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом, формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения. Для сближения детей, организации их совместной деятельности следует использовать разнообразные коммуникативные игры.
Коммуникативная игра позволяет развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и с учетом непроизвольности поведения у детей.
Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста заключается в том, что у детей :
•Ограниченный опыт,следовательно, педагог должен выбирать материал, соответствующий возрастным особенностям детей ;
• Неустойчивость внимания. Игра должна быть непродолжительной, играть пока интересно.
• Ограниченные возможности передачи чувств, настроений и т. д. Движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т. д.)
• Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции. Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно.
• Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.
Принципы подбора коммуникативных игр с детьми раннего возраста :
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей ;
• Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);
• Тесное взаимодействие воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;
• Положительная эмоциональная поддержка;
• Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;
• Точное дозирование времени.
В целях развития общения детей взрослый:
- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.
Коммуникативные игры - это нерегламентированная деятельность. Проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.
С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.
Особое место среди коммуникативных игр занимают сюжетно-ролевые игры. Первые сюжетные игры малышей отображают бытовые ситуации, элементы поведения взрослых в реальной жизни. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей и позволяет ребенку занять свое место в обществе. В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности и для развития коммуникативных навыков. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
Обучая ребенка игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Обучая детей, воспитателю
важно донести до ребенка смысл игровой ситуации, и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой- либо роли, взрослый направляет игру с помощью прямых и косвенных подсказок, вопросов и предложений.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, коммуникативным навыкам уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образцами для подражания. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности. Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Игры с правилами развивают умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с правилами и нормами и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности в коммуникации. В них уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.
Хороводные игры основанные на народных традициях помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья , доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.
С помощью коммуникативных игр у детей:
- снимаются телесные зажимы;
- происходит эмоциональная разрядка;
- развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
- активизируется внимание;
- проявляются навыки правил поведения;
- повышается самооценка.
Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем полнее реализоваться как личность. Поэтому задача взрослых помочь детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, быть в ладу с окружающими и самим собой.
Приложение
Примеры игр на формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста
Упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.
Ход: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа, и правой ручкой и левой. Послушайте:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
Возьмитесь за ручки, я вам помогу сейчас. А теперь поднимите руки вверх. Молодцы! Мы вместе! Замечательно!
«Все мы весело играем»
Цель: закрепление понимание речи и двигательной реакции, формирование положительных взаимоотношений.
Ход: Ребятки, покажите мне ваши ручки. Вот они! Молодцы! А наши ручки умеют весело играть. Попробуем?
Все мы весело играем,
Ручкой глазки закрываем.
Раз глазок, два глазок…
Куда ты спрятался, дружок?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой ушки закрываем.
Ушко раз, ушко два…
Куда вы спрятались, друзья?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой щечки закрываем.
Щечка раз, щечка два…
Закачалась голова
«Солнышко и дождика» игра стимулирует к подражанию сверстникам, развивает стремление находится вместе.
«Поезд»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, учить детей двигаться в определенном направлении,
согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
Ход: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. "Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза « Чух - чух , у-у-у!», побуждает детей повторить их
«Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Ход: Детям раздают по одной игрушке (набор, состоящий из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т. д.) Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка, а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).
«Передай мяч»
Цель: формировать умение взаимодействовать со сверстниками.
Ход: Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
«Спаси птенца»
Цель: воспитывать заботливое отношение к окружающим
Ход: Детям раздают ватные комочки — это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.
«Флажок»
Цель: развивать умение реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам
Ход: Для игры понадобится флажок Дети встали в кружок: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит воспитатель. «Кому дать, кому дать, кому флаг передать?» Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок. Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними! Ваня берет флажок, поднимает его. Вот наш Ваня идет и флажок свой несет «Кому дать, кому дать, кому флаг передать!» Ваня выбирает ребенка, которому передает флажок, -- игра повторяется.
«Платочек»:
Цель: закреплять знание своих имен и имен сверстников, закреплять положительные взаимоотношения.
Ход: Ребята, посмотрите, какие у меня красивые платочки! Какого они цвета? Какого цвета этот платочек? А этот? Сейчас мы поиграем с платочками.
- Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….
- Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!
- Спрятали платочки.
- Где платочек Анечки?
Где платочек Ванечки? Спрятались платочки! Вот они!
- Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!
- Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки,
Вверх поднимем мы платочки
Вот так, вот так, молодцы!
- Сядем тихо мы в кружочек,
Спрячемся за свой платочек,
А потом, а потом всех ребяток мы найдем!
Это Танечка, это Ванечка и т. д
-А теперь все подходите
И платочки положите.
«Кто лучше разбудит?»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих
Ход: Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.
«Колокольчик»
Цель: учить проявлять симпатию к сверстникам
Ход: Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик С колокольчиком играю динь-динь-динь. (2 раза. } С колокольчиком гуляю динь-динь-динь. (2 раза. } Позвеню и покружусь, всем ребяткам покажусь. Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой? Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.
«Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать Дети садятся в одну линию. Они «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т п., голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Зеркало»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т. д.). Содержание: 1 этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно. 2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности
Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельностиСвоё сообщение я бы хотела начать со слов Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роско...
Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"
Развитие социально- коммуникативных навыков у детей раннего возраста происходит в процессе игровой деятельности. Именно в игре ребенок отражает...
Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
Методический материал из опыта работы...
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Знакомство с играми, направленными на коммуникативное развитие....
План по самообразованию 2019-2021гг. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и...
Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...