ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Щербатова Ирина Германовна,
воспитатель МАДОУ № 209
Библиографическое описание: Щербатова И.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник дошкольного образования. 2023. № 28 (246). Часть 4. URL: https://files.sba.ru/publ/vestnik-do/2023/246-4.pdf. Поскольку дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в формировании эмоциональной сферы, одним из направлений нашей работы, мы взяли развитие эмоционального интеллекта детей. Эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий. Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей. Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта мы решили комплектно и разработали долгосрочный проект для детей старшей группы под названием: «Познаем мир эмоций». Первый этап проекта предполагал диагностику индивидуально - психологических особенностей детей, которая включала в себя исследование: • эмоционального состояния детей (Цветовой тест Люшера) • уровня тревожности (тест Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен) • особенностей самооценки • понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках (Методика Агафоновой И. Н.) Изучая индивидуально - психологические особенности наших детей, мы увидели, что они имеют нарушения в коммуникативной сфере, трудности в узнавании и передачи эмоций, высокий уровень тревожности, страхи, проблемную самооценку, снижение эмоционального фона, низкую работоспособность, повышенную эмоциональную возбудимость, раздражительность, двигательную расторможенность, сензитивную зависимость от окружающих. В ходе нашей проектной деятельности, мы использовали: • просмотр видеосюжетов и мультфильмов, с последующим обсуждением; • проведение мастер класса совместное с родителями, изготовление подарков для друзей; • проведение педагогических мастерских, как совместных детско-родительских, так и разделенных на группы; • презентации по теме; • использование сказкотерапии в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников, благодаря которой ребенок переживает и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героем. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах; СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 45 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 • использование арт – технологий, а именно лепки, рисования, конструирования из природных материалов; • чтение произведений детской литературы с последующим обсуждением, например, Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг». Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Его можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. Рефлексивный круг с детьми проводился по пятницам с использованием специальных хвалебных медалек. Воспитатели раздавали детям медали, комментируя за что ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой. Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями; • коммуникативные игры и упражнения, которые широко использовались нами с целью формирования эмоционального интеллекта. Например: ✔ игра «Зеркало», которая происходит в парах. Дети стоят друг напротив друга и повторяют движения и эмоции. Дошкольники учатся определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений. Воспитывают доверительные отношения друг к другу. ✔ игра «Поделись улыбкой с другом». Дети сидят в кругу и передают друг другу, прищепками, веселый смайлик, делясь таким образом, хорошим настроение со своим другом. Игра несет в себе положительный эмоциональный фон, заряжает хорошим настроением и энергией. ✔ игра «Менялки» проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.) ». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим ✔ игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя – узнай! Педагог молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 46 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру. ✔ игра «Ходим кругом». Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего: Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что Коля (Нина, Саша и т.д.) нам покажет, Будем дружно повторять! Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает как лягушка, принимает смешную позу и т.п.). Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим. Игра развивает внимания, согласованности движений с партнером по совместному действию. ✔ игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Игра способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. ✔ игра «Мыльные пузыри». Описание: Ребята, кто играл в мыльные пузыри? Сейчас мы с вами отправимся в праздничный, летний парк, где выступает клоун и выдувает мыльные пузыри. (Педагог - ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети, подняв руки вверх и сделав вдох, произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.) Осторожно – пузыри… - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - Блестят! - Отрываются! - Летят! После команды «Лопнули» дети опускают руки – выдох. Игра формирует у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе, формирует правильное физиологическое дыхание. Используя коммуникативные игры в нашей работе с детьми, мы попытались сформировать у них эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, дети приобрели знания, умения и навыки, необходимые для адекватного поведения в обществе. Что, в дальнейшем, позитивно повлияет на построение социальных контактов, которые важны для физического и психологического здоровья человека. На последнем этапе проекта, особенно показательна заключительная диагностика индивидуально - психологических особенностей детей. В результате нашей работы, мы увидели, что дети стали более дружными, нормализовалась самооценка и эмоциональный фон, ушел высокий уровень тревожности. Дети приобрели навыки распознавания и контроля негативных эмоций, у большинства детей сформировалась способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 47 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 Литература: 1. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста /сост.: С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая, СПб Детство-Пресс 2011. 2. Крюкова С.В., Слободник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста. М.,2002. 3. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...
Перспективный план по теме самообразования "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка....
«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...
«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Знакомство с играми, направленными на коммуникативное развитие....
Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно да...