ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Щербатова Ирина Германовна,

воспитатель МАДОУ № 209

Библиографическое описание: Щербатова И.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник дошкольного образования. 2023. № 28 (246). Часть 4. URL: https://files.sba.ru/publ/vestnik-do/2023/246-4.pdf. Поскольку дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в формировании эмоциональной сферы, одним из направлений нашей работы, мы взяли развитие эмоционального интеллекта детей. Эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент — чувственный аппарат эмоционального интеллекта, который ориентирует детей относительно ценности всего, с чем они непосредственно взаимодействуют. Когнитивный компонент корректирует эмоциональные переживания детей посредством оценочных суждений и понятий. Поведенческий компонент проявляется посредством эмоциональной саморегуляции, вербальному и невербальному проявлению эмоций у детей. Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта мы решили комплектно и разработали долгосрочный проект для детей старшей группы под названием: «Познаем мир эмоций». Первый этап проекта предполагал диагностику индивидуально - психологических особенностей детей, которая включала в себя исследование: • эмоционального состояния детей (Цветовой тест Люшера) • уровня тревожности (тест Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен) • особенностей самооценки • понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках (Методика Агафоновой И. Н.) Изучая индивидуально - психологические особенности наших детей, мы увидели, что они имеют нарушения в коммуникативной сфере, трудности в узнавании и передачи эмоций, высокий уровень тревожности, страхи, проблемную самооценку, снижение эмоционального фона, низкую работоспособность, повышенную эмоциональную возбудимость, раздражительность, двигательную расторможенность, сензитивную зависимость от окружающих. В ходе нашей проектной деятельности, мы использовали: • просмотр видеосюжетов и мультфильмов, с последующим обсуждением; • проведение мастер класса совместное с родителями, изготовление подарков для друзей; • проведение педагогических мастерских, как совместных детско-родительских, так и разделенных на группы; • презентации по теме; • использование сказкотерапии в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников, благодаря которой ребенок переживает и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героем. Работа проводится в фронтальной, группой и индивидуальной формах; СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 45 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 • использование арт – технологий, а именно лепки, рисования, конструирования из природных материалов; • чтение произведений детской литературы с последующим обсуждением, например, Корнелии Спилман с применением педагогической технологии «рефлексивный круг». Рефлексивный круг является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Его можно назвать и «атмосферным явлением», потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично. Рефлексивный круг с детьми проводился по пятницам с использованием специальных хвалебных медалек. Воспитатели раздавали детям медали, комментируя за что ребёнок ее получает. Позднее дети научились самостоятельно анализировать свое поведение и поступки, отмечать те или иные поступки товарищей, за которые их следует поощрить медалькой. Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. В нашей группе ежедневные рефлексивные круги стали традицией, дети любят общаться, высказывать свои мысли, делится переживаниями; • коммуникативные игры и упражнения, которые широко использовались нами с целью формирования эмоционального интеллекта. Например:  игра «Зеркало», которая происходит в парах. Дети стоят друг напротив друга и повторяют движения и эмоции. Дошкольники учатся определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений. Воспитывают доверительные отношения друг к другу.  игра «Поделись улыбкой с другом». Дети сидят в кругу и передают друг другу, прищепками, веселый смайлик, делясь таким образом, хорошим настроение со своим другом. Игра несет в себе положительный эмоциональный фон, заряжает хорошим настроением и энергией.  игра «Менялки» проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.) ». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим  игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят: Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя – узнай! Педагог молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 46 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.  игра «Ходим кругом». Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего: Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что Коля (Нина, Саша и т.д.) нам покажет, Будем дружно повторять! Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает как лягушка, принимает смешную позу и т.п.). Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим. Игра развивает внимания, согласованности движений с партнером по совместному действию.  игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Игра способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.  игра «Мыльные пузыри». Описание: Ребята, кто играл в мыльные пузыри? Сейчас мы с вами отправимся в праздничный, летний парк, где выступает клоун и выдувает мыльные пузыри. (Педагог - ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети, подняв руки вверх и сделав вдох, произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.) Осторожно – пузыри… - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - Блестят! - Отрываются! - Летят! После команды «Лопнули» дети опускают руки – выдох. Игра формирует у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе, формирует правильное физиологическое дыхание. Используя коммуникативные игры в нашей работе с детьми, мы попытались сформировать у них эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, дети приобрели знания, умения и навыки, необходимые для адекватного поведения в обществе. Что, в дальнейшем, позитивно повлияет на построение социальных контактов, которые важны для физического и психологического здоровья человека. На последнем этапе проекта, особенно показательна заключительная диагностика индивидуально - психологических особенностей детей. В результате нашей работы, мы увидели, что дети стали более дружными, нормализовалась самооценка и эмоциональный фон, ушел высокий уровень тревожности. Дети приобрели навыки распознавания и контроля негативных эмоций, у большинства детей сформировалась способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 47 ВЫПУСК № 28 (246) 2023 Литература: 1. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста /сост.: С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая, СПб Детство-Пресс 2011. 2. Крюкова С.В., Слободник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста. М.,2002. 3. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно да...