"Вместе тесно, а врозь скучно"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Перова Елена Анатольевна

Технологическая карта  занятия по развитию речи для детей старшей руппы компенсирующей направлености. Целью занятия является прежде всего развитие у детей всех компонентов устной речи. Кроме речевых задач на занятии  решаются задачи других образовательных областей: социально - коммуникативной, художественно - эстетической и физической. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №75 комбинированного вида

Приморского района Санкт - Петербурга

Технологическая карта

непосредственно – образовательной деятельности

по речевому развитию

«Вместе тесно, а врозь скучно»

Автор: Перова Елена Анатольевна


 Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Вместе тесно, а врозь скучно»

Возрастная группа: старшая, компенсирующей направленности (ЗПР)

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: развитие у детей всех компонентов устной речи.

Программные задачи:

Речевое развитие

  1. Развивать у детей монологическую форму речи, через умение пересказывать близко к тексту небольшой рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», опираясь на план – схему.
  2. Формировать умение придумывать новое окончание рассказа.
  3. Формировать у детей умение отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением.
  4. Совершенствовать у детей умение согласовывать слова в предложении.

Социально – коммуникативное развитие

  1. Формировать у детей понятие «Дружба».
  2. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, желание вместе играть.
  3. Способствовать развитию умения определять состояние человека по его эмоциям.

Художественно – эстетическое развитие

  1. Упражнять детей в умении закрашивать рисунок цветными карандашами аккуратно, не выходя за контур.
  2. Формировать умение правильно держать карандаш, регулировать силу нажима во время закрашивания.

Физическое развитие

  1. Развивать координацию движений и речи, мелкую моторику рук.

Способы организации детей: в кругу, сидя на стульчиках полукругом, за столами

Оборудование:

  • Картина «Строим дом» из серии «Мы играем»
  • Картинка с изображением детей в ссоре «Жадина»
  • Пиктограммы «радость», «грусть»
  • Текст рассказа для пересказа
  • Мнемокарточки – подсказки для пересказа
  • Сердечко, вырезанное из бумаги, на каждого ребёнка 
  • Цветные карандаши

Предварительная работа:

  • Беседа о дружбе
  • Рассматривание картинок об играх детей
  • Д/И «Мы играем»
  • Заучивание стихотворения «Подружки» А. Кузнецова

Ход НОД:

№ п/п

Этапы НОД

Длительность

Формы работы,

приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый

результат

1.

Вводный

3 мин.

Игровое  упражнение

Воспитатель собирает детей в круг:

- Ребята, вы знаете, что такое «дружба»?

- А вы дружные ребята?

- Покажите мне, пожалуйста, какие вы дружные ребята.

«Собрались ребята в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Дети встают в круг.

Высказывают своё мнение.

Дети берутся за руки, идут по кругу вместе с воспитателем и произносят слова, в конце все улыбаются друг другу.

Дети получают положительный эмоциональный настрой

2.

Основной

8 мин

Рассматривание сюжетных картинок

Беседа по содержанию картинок с опорой на наглядный материал

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и обращает их внимание на 2 картинки.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите: -«Кто изображён на этих картинках?

- Что делают дети?

- Посмотрите на детей на первой картинке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Строители» из серии «Мы играем»

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что делают дети?

«Строим дом многоэтажный,
Ряд за рядом выше башня.
Стала очень высока -
Достает до потолка»

- Скажите, как играют дети, изображённые на этой картинке?

- Какое у них настроение?

Воспитатель вешает рядом с картинкой пиктограмму «радость»

- А теперь посмотрите на детей на второй картинке.

- Что вы скажите про этих детей?

- Что с ними произошло? Почему дети грустные?  

- Как вы думаете, почему поссорились дети?

Воспитатель вешает рядом с картинкой пиктограмму «грусть»

- Сейчас я прочитаю вам маленький рассказ, а вы мне потом скажете: к какой картинке он подходит.

Воспитатель читает рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь, скучно»

- К какой картинке подходит этот рассказ?

- О ком я прочитала рассказ?

- Какая игрушка была у брата, а какая у сестры?

- Почему поссорились брат и сестра?

- Из-за чего детям стало скучно?

Воспитатель предлагает детям показать, какие они дружные и приглашает и встать в рассыпную

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом. Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя

На картинках дети.

Они играют

Играют со строителем, строят башню

Хорошо. Весело и дружно.

Весёлое, радостное.

Они грустные.

Дети поссорились.

Они не поделили игрушки

Рассказ подходит ко второй картинке

Рассказ про сестру и брата

У брата был волчок, а у сестры – куклы

Они не хотели делиться игрушками.

Одному играть не интересно.

Дети выходят на середину группы, встают в рассыпную.

Совершенствуется грамматическая правильность речи

Дети способны определять настроение человека по выражению лица

3.

Динамическая пауза

1 мин.

Игровое упражнение

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

- пальцы рук соединяют в замок несколько раз

- сжимают руки в кулачки

- соединяют пальцы, начиная с мизинца

разъединяют пальцы, начиная с большого, опускают руки низ, встряхивают кисти рук.

Способны координировать движения с речью.

Улучшается развитие мелкой моторики.

4.

Практическая работа

8 мин.

Выполнение практической работы: пересказ

Воспитатель предлагает детям пройти и сесть на свои места и вспомнить прочитанный рассказ с помощью мнемокарточек – подсказок.

- Как начинается рассказ?

- Найдите карточку, на которой начало рассказа.

- Что было потом?

- Чем закончился рассказ?

Воспитатель предлагает детям самостоятельно пересказать рассказ.

- Ребята, давайте подумаем, как можно закончить этот рассказ, чтобы брат и сестра стали дружные и весёлые.

 

Дети садятся на стульчики и вместе с воспитателем поясняют значение мнемокарточек, находят мнемокарточки начала рассказа, продолжения и конца рассказа.

Дети пересказывают рассказ

Дети предлагают свои варианты окончания рассказа.

Развивается монологическая форма речи

Формируются предпосылки к умению составлять рассказы творческого характера

5.

Заключительный

5 мин.

Оценка деятельности детей

Сюрпризный момент

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня справились со всеми заданиями и даже смогли подружить брата и сестру. Теперь они всегда будут делится игрушками.

- Посмотрите, что я для вас приготовила.

Воспитатель показывает детям вырезанные из бумаги сердечки и предлагает их раскрасить, чтобы потом подарить своему другу.

Дети садятся за столы и раскрашивают сердечки. Затем дети обмениваются сердечками (дарят).

Дети положительно относятся к сверстникам, проявляют дружеские взаимоотношения

Совершенствуют навыки владения карандашом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Вместе тесно, а врозь - скучно"

При подготовке развлечения необходима предварительная работа по разучиванию стихотворений, песен, пословиц, поговорок, разыгрываию театральных миниатюр и изготовлению масок для персонажей...

Педагогический проект "Вместе тесно,а врозь скучно"

В   современном мире очень актуальным является развитие  таллерантности и терпимости в общении между людьми.Воспитание таких качеств как: дружеское отношение друг к другу,умение совместной к...

Педагогический проект "Вместе тесно,а врозь скучно"

В   современном мире очень актуальным является развитие  таллерантности и терпимости в общении между людьми.Воспитание таких качеств как: дружеское отношение друг к другу,умение совместной к...

«Вместе тесно, а врозь скучно».

Программное содержание:Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять дру...

Методическая разработка сценария развлечения по произведениям К.Д. Ушинского. "Вместе тесно, а порознь - скучно".

Методическая разработка сценария развлечения по произведениям К.Д. Ушинского. "Вместе тесно, а порознь - скучно".Цель:         Развитие личности ...