Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Редькина Полина Евгеньевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

Тема НОД: Дикие животные наших лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

Тема НОД: Дикие животные наших лесов.

Связь с образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Согласование числительных с существительным
  2. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Закрепить умение составлять описательный мини - рассказ о животных, опираясь на схему.
  4. Закреплять умение отвечать полным ответом.

Коррекционно - развивающие:

  1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  2. Способствовать развитию просодической стороны речи.
  3. Способствовать развитию фонематического восприятия.
  4. Развитие навыка связной речи.
  5. Автоматизация поставленных звуков.
  6. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, координации речи с движением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровьесберегающие: гимнастика для глаз.

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Оборудование:

  • Шарик с письмом.
  • Фланелеграф.
  • Демонстрационный материал: картинки с изображением диких животных и их детенышей, мнемотаблица для описательного рассказа; звуковые домики и изображения животных к ним; мнемотаблица для составления сказки, театр на фланелеграфе – теремок;

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки “Теремок”
  2. Рассматривание иллюстраций о животных
  3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края
  4. Пополнение номинативного, предикативного, глагольного словаря по теме: дикие животные

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

     Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Сегодня к нам в садик прилетел шарик с загадочным конвертом, но только от кого оно не написано. Давайте посмотрим, что в нём лежит, может тогда узнаем от кого оно. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки (мышь)           Надеть маску мышки Лизе.

Воспитатель: как ты догадался, что загадка о мышке?

Ребенок: короткие ножки, боится кошки.

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве в дупле.                               Надеть маску белки Арине.

Воспитатель: как ты догадалась?

Ребенок: живет в дупле.

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)                             Надеть маску зайца Арзу.

Воспитатель: как ты догадался, что это заяц?

Ребенок: большие уши.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней (лиса)                   Надеть маску лисы Маши.

Воспитатель: как ты поняла, в загадке о лисе говориться?

Ребенок: самая хитрая.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный (волк)                          Надеть маску волка Егору.

Воспитатель: как вы догадались, что в загадке говориться о медведе.

Ребенок: злой.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)              Надеть маску медведя Мише.

Воспитатель: зимой спит.                              

  1. Сообщение темы занятия

Воспитатель: о ком эти загадки?

Дети: о диких животных.

Воспитатель: ну, вот теперь мы знаем от кого это письмо. Из какой сказки эти герои?

Дети: Эта сказка - теремок.

Воспитатель: сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Закроем глазки и скажем волшебные слова: «раз – два – три – вокруг себя повернись и в сказке окажись».

     На фланелеграф вывешивается теремок.

Воспитатель: А сейчас сядем на стульчики, и внимательно будем слушать сказку.

Воспитатель: стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

Лиза: Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

Логопед: пущу, если назовете диких животных ласково.

Дети: мышь-мышка, заяц-зайчик, белка-белочка, волк-волчок, лиса-лисичка, медведь-мишка.

 Воспитатель: вошла мышка и стала там жить. Прискакала к терему белочка. Увидела Теремок и сказала:

Арина: кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Логопед: пущу, если скажете, как называются детеныши диких животных (и как их ласково называет мама)

 Дети: у мышки-мышонок, у белки-бельчонок, у зайца-зайчонок, у лисы -лисенок, у волка-волчонок, у медведя-медвежонок.

Воспитатель: вошла белочка и стала там жить.

Воспитатель: бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.

Арзу: кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Логопед: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5.

Дети: 2 мышонка и 5 мышат; 2 волчонка и 5 волчат; 2 лисёнка и 5 лисят; 2 зайчонка и 5 зайчат; 2 бельчонка и 5 бельчат; 2 медвежонка и 5 медвежат.

Воспитатель: теперь давайте отдохнём.

                 Лисенок

Лисенок проснулся (Потянулись.)

И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

Он вежливым был.

Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

Пойду поищу-ка

Свободные лужи! (Ходьба на месте.)

Воспитатель: бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:

Маша: Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Логопед: пущу, если вы назовете, какие животные в лесу спрятались?

     Дидактическая игра «Чьё это?»

Дети: это заяц.

Логопед: как ты догадался?

Дети: за кустом я вижу заячьи уши, заячий хвостик, заячью спинку.

Логопед: кого вы еще нашли.

Дети: я нашла белку.

Логопед: где ты ее увидела?

Дети: на дереве, я вижу беличий хвост.

Дети: я вижу за елкой волка, видны волчий хвост и волчья морда.

Логопед: а еще кого вы нашли?

Дети: я увидел за деревом лисью морду, там лиса.

Дети: а в берлоге медведь, выглядывает медвежья морда.

Воспитатель: Вошла лисичка и стала там жить. Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:

Егор: Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Игра круги «Луллия»

Логопед: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова. Давайте вспомним, сложное слово-это слово, где живут два слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она, какая?  – тонколапая,

У зайца уши длинные, то он какой? – длинноухий,

У белки рыжий хвост, то она какая? – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост, то он какой? – короткохвостый.

У ежа острый нос, то он какой? – остроносый,

У зайца косые глаза, то он какой? – косоглазый,

У лося длинные ноги, то он какой? – длинноногий.

Воспитатель: вошел волк и стал там жить.

Воспитатель: шёл мимо медведь. Увидел теремок и прорычал:

Миша: Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Логопед: пущу, если ребята смогут закончить предложение.

     Дид. игра « Закончи предложение»
Логопед:
Начало предложения у меня есть, нужно закончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.
Заяц зимой  белый, а летом …
У зайца хвост  короткий, а уши …
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а лиса в …
Лиса хитрая, а заяц…
Заяц пушистый, а еж…
Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель: вошёл медведь в теремок и стал там жить.

Воспитатель: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать?

Дети: Медведю.

Воспитатель: Давайте расскажем о медведе поподробнее по схеме - цепочкой.

 Дети: это медведь и т.д.

Логопед: молодцы ребята а теперь пора каждому в свой домик возвращаться.

Логоритмическое упражнение.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (идут по кругу друг за другом)

За мамой мышкой бежал мышонок (легкий бег)

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

За мамой белкой скакали бельчата (двигаются прыжками)

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

За мамой зайчихой косые зайчата (прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою зайчат (крадутся большими шагами)

Все мамы и дети напиться хотят (поворачиваются лицом в круг и делают дыхательные движения)

Логопед: ведь в наших лесах живут и другие животные. Давайте вспомним.

Дети: куница, ёж, лось, кабан, рысь, волк. (картинки вывешиваются на фланелеграф)

Логопед: у нас есть шесть домиков, мы должны их заселить. Каждого животного в свой домик будем расселять по звуковым схемам.

Дети по очереди заселяют животных предварительно прохлопав количество слогов.

Дети: теперь все звери живут в своих домах.

Воспитатель: правильно. А теперь попробуем сочинить свою сказку и зарисовать последовательность событий. Давайте разделимся на две команды. (дети разделились и вытягивают жетоны: кто будет рисовать, кто придумывать, кто рассказывать.)

Воспитатель: Сначала выберем главного героя, на чем он мог отправиться путешествовать, куда, что с ним случилось, кто помог, и чем все закончилось. (помогаю детям)

Дети рассказывают свои сказки.

Воспитатель: Ребята, вот наша сказка и закончилась. Нам пора возвращаться в группу.

Логопед: а сейчас встанем в круг и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и снова в группе окажись». О каких животных мы сегодня говорили? Какие задания нам задавал теремок? Вам понравилось наше занятие? Вы все молодцы, замечательно занимались.  А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...