"Речь развиваем в игре"
статья по развитию речи (старшая группа)
Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Объясняется это тем, что речевая и двигательная зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Соответственно тренировка пальцев стимулирует развитие речи и способствует подготовке кисти к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_razvivaem_v_igre_statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь развивается в игре»
Лысенко Светлана Васильевна
воспитатель группы компенсирующей направленности
Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Объясняется это тем, что речевая и двигательная зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Соответственно тренировка пальцев стимулирует развитие речи и способствует подготовке кисти к письму.
В работе с дошкольниками все чаще используют обычные пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. Во время занятий прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.
Главной целью использования прищепок в работе является развитие тонких движений пальцев рук дошкольников.
Для того чтобы этот вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным занятием, можно озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворениями, потешками и сопровождать их разнообразными игровыми приемами.
На начальном этапе педагог знакомит детей с прищепками: рассказывает о применении прищепок в быту, предлагает взять прищепки в руки, рассмотреть их внимательно, поиграть с ними. Педагог показывает детям, как правильно держать прищепку, как прикрепить ее к краю картонной коробки. В это время можно сопровождать свои действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Потом можно показать, как прищепка открывает и закрывает «ротик». Затем педагог предлагает детям самостоятельно раскрыть и закрыть «ротик» прищепке. Если у ребенка не получается, то педагог должен помочь ребенку.
Прищепка может превратиться в волка, педагог и ребенок ритмично открывают и закрывают «волчью пасть» и приговаривают:
Серый волк – зубами щелк,
Не боимся тебя, волк!
В следующей игре при произнесении последней строчки стихотворения прищепка «кусает» за палец левой руки:
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь – вот ее рубашка.
Поплывет – и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора,
Цап – и схватит комара.
Но еды ей не хватило:
Цап! Меня за пальчик схватила!
И. Лопухина
Можно усложнить занятия и провести игры с прищепками. Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Дети с удовольствием играют в игры с прищепками.
Вариантов применения прищепок в игре множество. Можно сделать яркие, красочные, не требующие больших затрат игрушки и пособия.
Например, игрушка «Солнышко»
Нужно подготовить желтый круг из картона и отдельно на подносе положить желтые прищепки.
Ребенку предлагается описать солнышко – какое оно? Желтое, лучистое, доброе, теплое, веселое, круглое и т.д. На каждое слово-признак следует прикрепить к кругу одну прищепку-лучик.
Игра «Ежик»
Ребенку предлагается помочь ежику найти свои иголки-прищепки и сосчитать их. Для усложнения игры можно предложить к каждой прищепке-иголке подобрать слово со звуком [ж] (жираф, жук, лыжи, ужи и т.д.)
Игра «Поможем маме»
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки.
Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
Игра «Слова с прищепками»
Педагог произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать в ладошки.
Игра «Баночка».
Детям предлагают нацепить прищепки по верхнему краю жестяной (картонной) баночки. Можно усложнить задание – баночки могут быть разного размера и формы, дети могут работать левой рукой или поочередно левой рукой надевать одну прищепку, правой – другую.
Варианты заданий к игре «Баночка»:
«Кто быстрее «оденет» баночку?» (даны прищепки одного размера).
«Надень прищепки, чередуя: красную и белую, две синих – одну желтую и т.п.
«Надень прищепки, чередуя большую и маленькую».
Игра «Ёлочка»
Педагог предлагает игру «Елочка» и говорит:
Предлагаю вам загадку:
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Красивую, зеленую
Принесли к нам в дом.
Дети отгадывают, что это ёлочка. Педагог отвечает, что да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, ёлочка! Мы тебе поможем. Педагог раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» ёлке её иголочки.
Можно предложить ребенку придумать целый сюжет – собрать солнышко, посадить елочку и отправить прогуляться на полянку ежика. А можно украсить полянку цветком, подсолнухом и пригласить кошку, ежика, гусеницу.
Игры и игрушки с прищепками могут помочь любому педагогу эффективно решать коррекционные задачи. А также эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Список использованной литературы:
- Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи / М. Аксенова // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать С.Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
- Сагитова А.Ф. Чудо-прищепки / А.Ф. Сагитова // Логопед. – 2015. - №1. – С. 37-42.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т.Б. Уварова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. игры с прищепками: творим и говорим / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина, И.И. Жилина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
«День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори
Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Речь развиваем, про игру не забываем» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Форма проведения: семинар-практикумЦель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Форми...
Проект по речевому развитию «Речь развиваем в игры играем»
Цель проекта:Создать условия для развития речи детей посредством игры. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи проекта:повысить уровень педагогиче...
Проект " Речь развивается, когда игра игрой сменяется"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоп...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...
Проект «Речь развиваем в игры играем»
Развитие речи через игровую деятельность, долгосрочный проект для детей среднего возраста....