Консультация «Формирование связной речи у детей средствами театрализованной деятельности в домашних условиях»
материал по развитию речи (средняя группа)

Ирина Викторовна Тюрина

В театрализованной игре дети лучше усваивают не только содержание произведения, но и логику событий, их последовательность и причинную обусловленность, что способствует развитию мышления.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart.docx100.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование связной речи у детей средствами театрализованной деятельности в домашних условиях»

Следует отметить, что развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы.

Разберем чем же обусловлено развитие связной речи.

Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевидение и эта тенденция постоянно растет. Поэтому увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной темой в нашем обществе. Однако, в литературе по данной проблеме практически не освещены вопросы использования нетрадиционных форм и приемов работы, например, таких как театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Игра – это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Следует отметить, что театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В театрализованной игре дети лучше усваивают не только содержание произведения, но и логику событий, их последовательность и причинную обусловленность, что способствует развитию мышления.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией.

С самого начала в театрализованную деятельность, для обучения детей средствам речевой выразительности можно использовать интонационные упражнения. Например, произнести с разной интонацией слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).

Необходимо обозначить, что не все дети умеют выразительно и артистично передавать особенности предложенных образов. Поэтому нужны упражнения на развитие эмоции детей, например, развитие у детей выразительности в процессе выполнения этюдов на воспроизведение настроения и отдельных черт характера, сопоставление разных эмоций, этюды на выразительность жеста. Работая с этюдами, дети учатся понимать чувства других людей. Детям нравится играть в сказки, потому что для них сказка - это, прежде всего, игра, зрелищность, возможность реализовать свой скрытый потенциал, преодолеть собственные недостатки.

По классификации Л. В. Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика.

Обозначим, что игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Список литературы

  1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Формирование связной речи у детей через игровую деятельность

Развитие речи у детей становится актуальной проблемой в современном обществе.Важно уделять больше внимания работе по воспитанию правильного звукопроизношения у детей для их умственного и речевого разв...

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»А. С. МакаренкоСегодня развитие связной речи у старши...

Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...

Консультация -отчет «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Консультация - отчет«Развитие творческих способностей детейсредствами театрализованной деятельности»"Театрализация – это волшебный мир, в которомребенок радуется, играя, а играя...

Отчёт работы по самообразованию в старшей группе «Сказка» «Формирование нравственно – патриотических представлений детей средствами театрализованной деятельности»

Свою работу по проведению недели «Театр для дошкольников» проводили согласно плану, цели, задачам.Обогатили игровую среду в группе по театральной деятельности с детьми:изготовили театральн...

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности....