Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности.
учебно-методический материал по развитию речи

Борычева Ирина Сергеевна

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Усадовский д/с комбинированного вида  «Дубок»

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности.

Составитель: Борычева Ирина Сергеевна

учитель-логопед

2017 год

  Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  

Одной из задач нашей коррекционной Программы является овладение детьми

самостоятельной,  грамматически правильной речью.

При изучении и  наблюдении за детьми с  ОНР, я заметила следующие закономерности в несформированности  грамматического строя речи:

1.Неспособность правильно использовать окончания у существительных, прилагательных и местоимений.

2. Проблемы с употреблением окончаний у числительных.

3. Проблемы с согласованием глагола с местоимениями и существительными.

4.Проблемы употребления окончаний у глаголов, имеющих прошедшее время.

5.Проблемы с использованием предложно-падежных фраз.

  Активизировать речевое развитие нам поможет театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Дети  смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

  Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Участвуя  в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, соответственно  старается грамматически правильно проговорить, пропеть данную роль. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование правильного грамматического строя речи.

Мои наблюдения показывают, что исполняя  роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. 

Для развития грамматического строя речи ребенка, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1.Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3.Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4.Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

- режиссерские игры,

- игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести

- настольный театр картинок

-теневой театр,

-театр на фланелеграфе,

К играм-драматизациям дошкольников относятся

- игры-драматизации с пальчиками 

 -драматизации с куклами бибабо 

-  импровизация

Театрализованная деятельность должна пронизывать все учебные и режимные моменты. В работе над формированием   грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”, “Лисичка какая?” Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – “Голова чья?” – заячья, волчья, медвежья, лисья. “Хвост чей?” – заячий, волчий, медвежий, лисий.

   При  обыгрывании кукольного театра «Репка»  можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”. Использование пальчикового театра или театра теней в  игре «Один - много». Игра  «Мой, моя, моё, мои» закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями  в роде, числе, падеже можно использовать пальчиковый театр или куклу – перчатку.

Я  считаю, что театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Организовывать театрализованные игры нужно обязательно не только  в сотрудничестве с воспитателями, но и  с родителями. Только работая в тесном сотрудничестве, можно добиться положительных результатов в  работе. Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"

В данном материале отражены особенности применения в современном  образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя ре...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...