Отчёт работы по самообразованию в старшей группе «Сказка» «Формирование нравственно – патриотических представлений детей средствами театрализованной деятельности»
учебно-методический материал (старшая группа)
Свою работу по проведению недели «Театр для дошкольников» проводили согласно плану, цели, задачам.
Обогатили игровую среду в группе по театральной деятельности с детьми:
изготовили театральные ширмы, театр теней, пальчиковые театры, конусный театр «Теремок», маски театральные, костюмы, атрибуты театральные.
Работа проводилась в тесном контакте с музыкальным руководителем, воспитателями группы, родителями в проведении совместных мероприятий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_teat._deya-ti.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»
Отчёт работы
по самообразованию в старшей
группе «Сказка»
«Формирование нравственно – патриотических представлений детей средствами театрализованной деятельности»
Воспитатели: Карпова Т.В.
Раздобарова И.Ф.
Смоленск 2020г.
Свою работу по проведению недели «Театр для дошкольников» проводили согласно плану, цели, задачам.
Обогатили игровую среду в группе по театральной деятельности с детьми:
изготовили театральные ширмы, театр теней, пальчиковые театры, конусный театр «Теремок», маски театральные, костюмы, атрибуты театральные.
Работа проводилась в тесном контакте с музыкальным руководителем, воспитателями группы, родителями в проведении совместных мероприятий с детьми.
День первый «Мы пришли в театр».
1.В первую половину дня познакомили детей с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий) и с разными видами театров (музыкальный, драматический, теневой, кукольный, пальчиковый, театр зверей и др.)
2.Развивая интерес к театральной деятельности детей, знакомили с разными сказочными героями.
3.Познакомили с театральными профессиями (артист, художник, гримёр, парикмахер, музыкант, декоратор, режиссёр, костюмер).
Провели игры-беседы «Что я видел?» (из личного опыта детей о посещении театра). Худ.творчество «Мой любимы герой». Учили в рисунке передавать образ любимого сказочного персонажа.
Во второй половине дня играли в сюжетно-ролевую игру «Мы пришли в театр». Знакомили с правилами поведения в театре, вызвали интерес и желание играть, выполнять разные роли (кассира, артиста, зрителя, билетёра, гримера, парикмахера и. т д.)
Беседовали о правилах поведения в театре «Зрительская культура».
Показали кукольный театр «Кот, петух и лиса».
В работе с родителями оформили информационный стенд (папка-передвижка) «Театр и дети». Беседовали с родителями на тему о значимости театральной деятельности для дошкольников.
День второй «Куклы – артисты».
В первой половине дня познакомили детей с настольным театром, театр кукол би-ба-бо. Рассматривали кукол би-ба-бо. Беседовали с детьми о том, как правильно пользоваться куклами.
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Показали прочитанную сказку с использованием игрушек би-ба-бо.
Провели с детьми «Веселые сочинялки» с использованием кукол би-ба-бо.
Побуждали детей сочинять весёлые истории с героями знакомых произведений. Воспитывали чувство юмора.
Психогимнастика «Разные лица». Развивали умение детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты), переключаться с одного образа на другой.
В самостоятельной деятельности дети в театральном уголке разыгрывали этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказок.
-2-
В работе с родителями провели консультацию «Чтобы сказка не стала скучной». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы.
День третий «Наши руки не для скуки».
В первую половину дня познакомили детей с пальчиковым театром, театром-рукавичкой, театром теней. Дали детям представления об особенностях данного вида театров.
Провели пальчиковую гимнастику: «Птичка», «Сова», «Паучок», «Семья».
Игры-упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, а мы отгадаем», «Узнай по голосу героя». «Придумай весёлый, грустный диалог между лисой и зайчиком». Обращали особое внимание на дикцию детей, разнообразили интонационную выразительность, умение строить диалоги между героями сказок.
В художественном творчестве изготовили игрушки-самоделки. Развивали умение детей изготавливать персонажей к сказкам. Развивали память, фантазию, творчество детей.
Во второй половине дня играли с детьми со звучащими инструментами. Дали детям представление о музыкальном оформлении спектаклей.
Драматизация сказки по ролям «Красная шапочка». Распределяли с детьми персонажей, передавали характерные особенности героев сказки. Изготавливали в совместной деятельности с воспитателями, родителями атрибуты, костюмы к сказке.
День четвёртый «Мы - артисты».
Мастерская актёра.
Работали над постановкой сказки «Красная шапочка».
В первой половине дня «Расскажи сказку «Красная шапочка» с помощью жестов, мимики, пантомимике, голоса. Учили передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений, голоса, передавая интонацию героя сказки.
Психогимнастика. Учили детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо.
Игры: «Передай позу», «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».
Продолжали изготавливать атрибуты к сказке, афишу, костюмы.
Воспитывали аккуратность в работе с тканью, бумагой, картоном.
Во второй половине дня работали над альбомом «Всё о театре».
Учили детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – артисты». Развивали творчество, артистизм, воображение детей в проявлении разных образов.
День пятый. Постановка сказки «Красная шапочка» для малышей
Первая половина дня.
1 Подготовка к спектаклю:
- 3 –
* Декорации к сказке,
* костюмы,
* украшение музыкального зала,
* музыка.
Ритмопластика. Этюды на движение: «Волк идёт», «Пляска героев сказки». Следить за выразительностью образа, речи.
Игровые упражнения на развитие голоса, речи.
Вторая половина дня.
Показ сказки «Красная шапочка» малышам.
Свободная деятельность детей с разными видами театров.
Загадывание загадок по мотивам разных сказок.
В результате проделанной работы по тематической недели «Театр для дошкольников» развили способности детей средствами театрального искусства, совершенствовали артистические навыки и исполнительские способности, развили интерес к театральному искусству. Дети научились выразительным средствам (интонации, мимике, пантомимике). Расширили словарный запас детей, совершенствовали звуковую сторону речи, расширили образный строй речи.
Развили творческую активность, память, воображение, мышление, повышение самооценки детей средствами театральной деятельности.
Совместно с родителями оформили выставку творческих работ.
Составили фотоотчёт за неделю по театральной деятельности.
действа. Необходимо, чтобы маленькие актёры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Знакомство детей с театрализованными играми можно начинать с ясельного возраста. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам снять напряжение, расслабиться, создаёт радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, необходимо стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждает их общаться с куклой, хорошенько её рассмотреть, стремление поиграть с «актёрами». Участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
Начиная со 2-ой младшей группы и до выпуска, необходимо последовательно знакомить детей с различными видами театров. Для этого используются этюды, игровые упражнения, которые удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Параллельно в каждой возрастной группе можно обучать детей основам актёрского мастерства. Для этой цели хорошо использовать этюды для развития внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Важно также развивать навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе можно объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Он интересен тем, что одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая – в качестве актёров драматического театра. Дети сами могут выбирать вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе дети чаще всего
предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребёнок стремиться спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
Дети, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, обычно хотят участвовать в спектакле в качестве актёров театра.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов, активно любят участвовать в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, сложными для разработки мизансценами, в них действуют, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы.
Театрализованные игры в совместной деятельности воспитателя с детьми дают детям возможность применить полученные знания, проявить познавательные, речевые, творческие способности в различных видах деятельности.
Следует избегать назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребёнок талантлив от природы, каждому надо помочь раскрыть свои способности
Важно поддерживать в активных детях инициативу, а пассивных детей заразить интересом к театрализованной деятельности.
Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определённую сознательность и некоторые усилия. А порой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя.
Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.
Совместная словесная импровизация воспитателя с детьми. Воспитатель предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными её героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, главная цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Уникальный период для приобретения свойств личности, развития познавательных интересов связной монологической речи.
Навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать и в повседневной жизни.
Работа в группе проводилась по составленной рабочей программе МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш» в старшей группе 5 - 6 лет (воспитателями группы) на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; парциальные программы: «Край мой Смоленский» (региональная программа) Т. М. Жарова, В. А. Кравчук, С. Н. Николаева «Юный эколог», «ОБЖ» Р. В. Стёркина, Н. Д. Князева.я. Использовали в работе с детьми элементы примерной основной образовательной программы дошкольного образования вдохновение.
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми проводилась по темам программы.
Занятия по дополнительному образованию кружки: «Развитие мелкой моторики», «Театрализованная деятельность».
Большое внимание уделяли в работе с детьми сохранению и укреплению физического и психического здоровья. Проводили под руководством медицинских работников комплексы закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с
физическими упражнениями.
Расширяли представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни, о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Наметили цели и задачи образовательной деятельности в группе в соответствии с образовательными направлениями. Комплексно-тематическое планирование проводили с использованием следующих областей:
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
В начале года и в конце года провели диагностику развития детей.
Начало года: Конец года:
Познавательное развитие:
в. – 30%, 50%
ср. – 59%, 50%
н. - 0%
Социально-коммуникативное развитие
в. – 52%, 54%
ср. 26%, 46%
н. – 22% 0%
Речевое развитие:
в. – 30%, 65%
ср. – 37%, 35%
н. – 33% 0%
Художественно-эстетическое развитие:
в. – 30%, 69%
ср. – 55 31%
н. – 5% 0%
Физическое развитие:
в. – 63%, 58%
с. – 22%, 42%
н. – 5%
0%
Диагностика показала в конце года хорошую динамику развития детей.
Наша группа активно участвовала в праздниках и мероприятиях ДОУ: «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «8 Марта», «Весна пришла», «Бессмертный полк» и в следующих мероприятиях ДОУ:
Конкурс творческих работ «Я горжусь, что живу в Смоленске», выставка работ «Осенняя фантазия», «Неделя здоровья», выставка «Новогодние самоцветы», конкурс «Лучшая снежная постройка», экологическая акция «Лучшая кормушка», «Неделя иммунизации», выставка рисунков «Любимая мамочка моя», « День здоровья», работа с детьми по гражданско- патриотическому воспитанию « Знакомство с Республикой - Беларусь», подготовка и участие родителей, детей, педагогов в театрализованном представлении по мотивам белорусской народной сказки «Пых», огород на подоконнике (семена цветов и овощей), смотр-конкурс цветников.
В конце года наши дети стараются договариваться со сверстниками о выполняемой работе, самостоятельно обслуживают себя, оказывают друг другу помощь, умеют дежурить по столовой и занятиям
Соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения
в детском саду и на улице.
У детей сформированы навыки учебной деятельности, действуют по предложенному им плану, а также самостоятельно планируют свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10ДО «Радуга»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...
Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности" подг.гр.
Работа по данной теме позволяет научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить театр....
План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....
План работы по самообразованию в средней группе Тема : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
План работы по самообразованию в средней группе...
План по самообразованию в старшей группе на тему " Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у старших школьников"
План по самообразованию на 2024 - 2025 учебный год...