Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (по программе «Социокультурные истоки»). Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному  развитию (по программе «Социокультурные истоки»). Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudroe_slovo_1.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному  развитию (по программе «Социокультурные истоки»). Старшая группа

Тема: «Мудрое слово».

Источник:

Цель: знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

Задачи:

Образовательные: 

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

Побуждать детей выражать своё отношение к конкретному поступку героя, видя в нем сочетание большого знания, жизненного опыта, доброго начала.

Развивающие:

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, к сказке, пословицам, как источнику мудрости;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде и уме

Воспитательные: Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

Словарная работа:  

Активизация словаря: «мудрость»

 Методы и приемы: Словесные: вводная беседа, рассказ, использование художественного слова, логические рассуждения, вопросы, речевая игра «Мудрые слова»

 Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказкам, пословицам. Игровые: дидактическая игра «Мудрые слова», хороводная игра. Практические: выполнение заданий.

Материалы и оборудование: Пуфики, шкатулка, корзины телевизор, иллюстрации к сказкам, пословицам, ватман с нарисованным деревом, клей, разнос с картинками, влажные салфетки, распечатанные картинки с изображением пословиц.

Предварительная работа: Чтение: Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Петушок золотой гребешок и жерновцы », «Скорый гонец». Стихотворения «Сова», «На базаре мудрость продавали», «Семья», «Отец сказал однажды мудрые слова». Пословицы, поговорки). Художественное творчество: Рисование иллюстраций по сказке «Белая уточка». Ручной труд «Никита Кожемяка». Беседы о мудрости.

Ход занятия: 

Здравствуйте мои дорогие! Как добрались? Не устали ли? Не торопились? А то дурной торопится, а мудрый во время идет. Да что я вас на ногах то томлю, в ногах правды нет. Сядем кружком да поговорим ладком. ( Дети садятся на пуфики).

 Русская речь, как ручеек льется, так как народной мудростью полна.

 Ребята, а вы знаете, что такое  мудрость? (умный, грамотный). Какие молодцы!

 А слова мудрые знаете? (знаем). Я сейчас проверю, как вы знаете мудрые слова.

 Как вы думаете, мудрые слова и добрые одинаковы? (ответы детей). Конечно, мудрые слова и добрые похожи. Добрым словом, мудрым словом можно вылечить, а злым погубить. Из поколения в поколение русский народ передавал свою мудрость от старших младшим.

  Как вы думаете, как  он это делал? (в сказках, пословицах, поговорках). Правильно в сказках, пословицах, поговорках, притчах. Заговорили вы меня совсем. Я хотела проверить, как вы слова мудрые знаете. Вставайте в круг, вот моя  волшебная шкатулка, в нее мы соберем пословицы и поговорки. (Дети называют пословицу и «складывают» в шкатулку).

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба как стекло: разобьешь, не сложишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

Одна голова хорошо, а две лучше.

С умным разговаривать, что меду напиться.

Век живи, век учись.

Воспитатель: полным, полна моя шкатулка мудрых слов. Закроем ее.

Основной этап

Отправляемся друзья

В чудо-сказку вы и я

Здесь экран волшебный есть

Сказок тут не перечесть. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним эти сказки. На экране иллюстрация к сказке  «Никита Кожемяка». Как называется эта сказка? («Никита Кожемяка») .

- В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки? (Никита Кожемяка обхитрил Змея, отправил его делить море пополам и утопил его).

Какие пословицы  раскрывают смысл сказки? («За правое дело стой смело», «Кто за правое дело стоит, тот победит»). Давайте эти мудрые слова положим в шкатулку «Мудрости народной».

Воспитатель: Как называется следующая сказка? («Белая уточка?») В чем заключается  князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не проживешь » (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).

- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов : «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (Хотя ведьма перехитрила княгиню, но любовь и верность помогли сохранить семью и спасти ее от всех невзгод).

Воспитатель: Как вы считаете, как называется следующее произведение? (стихотворение « Сова»). Кто хочет прочитать стихотворение? (2-3человека). Какую пословицу, вы выберете для этого стихотворения? (Молчание – золото). Давайте и эту пословицу мы поместим в шкатулку.

Вот какие мудрые стихи, сказки, пословицы, поговорки, как многому они нас учат.

Хороводная игра: «Где был Иванушка».

Творческое задание: составление коллажа «Дерево мудрости»

Воспитатель:  Ребята, ваши мудрые слова превратились в картинки, на этих картинках нарисованы поговорки, выберите себе понравившуюся картинку и наклейте ее на наш коллаж.

Заключительная часть:

У нас с вами получилось замечательное «Дерево мудрости», мы покажем его родителям, а вы назовете все пословицы и поговорки, которые вы здесь поместили.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, ответили на все вопросы. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по раннему валеологическому образованию для детей старшей группы Тема: «Кровеносная система»

Закрепить знания детей о строении кровеносной  системы.  Продолжать учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Развивать свя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы. Познавательно речевое направлениеОбласть познание  Изоде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.

Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...

Конспект образовательной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (средняя группа)

Конспект активного занятия с детьми  в рамках программы "Социокультурные истоки",  тема осваиваемой   категории : Семья....