Проект для детей старшего дошкольного возраста "Наши сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_skazki.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «НАШИ СКАЗКИ»
Автор проекта: Маркова Оксана Сергеевна, воспитатель
Продолжительность проекта— сентябрь — январь
Тип проекта — творчески-игровой
Участники проекта:
– Воспитатели;
– музыкальный руководитель;
– логопед;
– 15 детей с общим недоразвитием речи;
– родители воспитанников
Возраст детей: 5 — 6 лет (старшая группа)
Проблема, значимая для детей: желание узнать, что случилось с героями сказок
Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками
Задачи проекта:
- для детей:
– слушать и смотреть любимые сказки;
– играть с любимыми персонажами;
– научиться показывать сказку самостоятельно
- для педагогов:
- научить детей слушать и любить сказки и понимать их содержание;
- развивать интерес и любовь к книге;
- вызвать желание пересказывать знакомый сюжет, разыгрывать сценки; развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей;
- развивать эмоционально-творческую активность детей;
- научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения;
- научить детей дружить, помогать друг другу; познакомить с культурой и бытом русского народа через знакомство с русскими народными сказками;
- организовать посещение «русской избы» с целью знакомства с бытом и традициями русского народа, обогащения активного словаря детей (ИЗБА, ПЕЧЬ, КОЛЫБЕЛЬ т.п.)
- организовать показ спектаклей детьми для родителей и воспитанников других групп
● для родителей:
– помочь детям полюбить русские народные сказки;
– проводить совместный досуг в кругу семьи за чтением, рассказыванием, просмотром сказок;
– беседовать с ребёнком по содержанию сказки, об отношении к тому или иному герою сказки;
– учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки;
– помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам
- для социальных партнёров:
- помочь в организации выставки книг;
- помочь в организации и проведении творческих выставок по русским народным сказкам; - организовать для детей просмотр русских народных сказок в условиях детского сада.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальный спектакль
Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие по сказкам»
Продукты проекта:
- для детей: музыкальная сказка
- для педагогов: презентация проекта
- для родителей: творческие работы, выполненные совместно с детьми
- для социальных партнёров: Спектакль
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
- Знают и умеют рассказывать и показывать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок»;
- Узнают сказку по герою на картинке или отрывку;
- Раскрашивают картинки к сказкам;
- Рисуют иллюстрации к сказке, изготавливают героев из разных материалов, доступными возрасту средствами и материалами;
- Сочиняют свои собственные сказки
● для педагогов:
- Дети научились слушать литературные произведения;
- Любят книги, проявляют к ним интерес в свободной деятельности;
- Самостоятельно обыгрывают знакомые сюжеты, примеряют на себя роли любимых героев;
- Дети стали уверенны в себе, творчески активны, самостоятельны;
- У детей активизировался и расширился словарь;
- Научились строить и поддерживать диалоги в игровой и самостоятельной деятельности; - Развивается монологическая речь, следствием чего становятся творческие работы: рифмовки, стихи, сказки;
- Совместная работа над спектаклями сплотила детей, они научились дружить, меньше возникает конфликтов;
- У детей развивается чувство любви и гордости за свою Родину
● для родителей:
- Понимают значение книги и литературы в жизни ребёнка;
- Учатся общаться с ребёнком, понимать его потребности и желания;
- Приобщаются к жизнедеятельности детей в детском саду, участвуя в постановках, досугах, викторинах, помогая в их подготовке и проведении
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «НАШИ СКАЗКИ»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнёров |
Подготовительный 1. Выявление проблемы у детей 2. Создание проблемной ситуации 3.Выбор темы проекта 4. Постановка цели проекта 5. Выделение подтем проекта (в соответствии с названием произведения) 6. Подготовка материалов к исследовательской работе 7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем 8. Планирование деятельности | 1. Выполнение диагностических заданий – «Книжкин дом» – «Кто здесь живёт?» – «Моя любимая сказка» – «Расскажи любимую сказку» 2. Нахождение «дома-книги» для героев сказок 3. Выбирают вариант помощи героям 4. Хотят вернуть героев в сказки 5. Рассматривают книги — сказки, иллюстрации к ним 6. Приносят найденные с родителями книги, иллюстрации, раскраски … 7. Разыгрывание сценок с помощью настольного театра, масок и т.п. Иллюстрирование прочитанного произведения с помощью доступных средств и методов 8.1.Самостоятельный, и с помощью взрослого, выбор необходимых игрушек и материалов для игр по сказкам. 8.2. Включение в игровую ситуацию, предложенную педагогом 8.3. Выбор раскраски для самостоятельной работы 8.4. Выбор технических средств для реализации поставленной ближайшей цели | 1. Диагностика детей: – изучить наличие и особенности «сказочного» опыта детей; – выявить наличие интереса к сказкам; – определить уровень элементарных знаний р.-н. сказок 2. Д.И. «Сказки перепутались» (Сказочные загадки) 3. Предлагают варианты помощи героям 4. Мотивирование детей на знакомство с русскими народными сказками 5. Составление плана ознакомления детей с русскими народными сказками (от простого к сложному) 6. Подбор книг, аудиоспектаклей, мультфильмов, иллюстраций, игр, занимательного материала к каждой подтеме 7. Итоговая викторина Коллективная работа Сюжетно-ролевая игра по произведению Спектакль 8.1.Изучение темы проекта, имеющихся материалов. 8.2.Составление плана работы с детьми. 8.3.Составление плана работы с родителями. 8.4. Создание игровой ситуации с помощью развивающей среды. 8.5.Создание проблемной ситуации по каждой подтеме с опорой на личный опыт детей. 8.6. Создание атмосферы сотворчества с детьми и их родителями при помощи творческих заданий. 8.7. Подбор адекватных способов и методов реализации проекта для данной возрастной группы детей. | 1. Ознакомление с результатами диагностики 2. Обсуждение с ребёнком вариантов помощи героям ненайденных сказок 3. Передают воспитателю тему проекта и варианты помощи героям 4.Знакомство с целью проекта, поддержка мотивации детей 5. Помощь детям и воспитателям в подборе сказок 6. Помощь в подборе материалов для исследовательско-познавательной деятельности детей 7. Совместная творческая работа с детьми Помощь в подготовке костюмов и атрибутов 8.1. Выставка книг — «Русские народные сказки» 8.2. Конкурс работ « Наши любимые сказки» 8.3. Чтение и рассказывание русских народных сказок 8.4. Помощь в подготовке спектакля, досуга или праздника Сказки |
Деятельностный 1.Реализация проекта. | 1. 1.Рассматривание иллюстраций в книгах, оформленных разными художниками. 1.2.Рассматривание репродукций картин художников на темы сказок 1.3.Просмотр мультфильмов по произведению. 1.4.Прослушивание произведения. 1.5. Определение эмоционального состояния героя в разных ситуациях 1.6. Разгадывание загадок о герое сказки 1.7.Составление описательного рассказа о герое сказки с опорой на схему или мнемотаблицу (в соответствии с возрастом) 1.8. Игры по сказкам с кубиками, пазлами и т.д. 1.9. Работа с раскрасками. 1.10. Иллюстрирование произведений. 1.11. Разучивание отрывков из сказок. 1.12. Разыгрывание сценок из сказок. | 1. 1.Чтение и рассказывание детям русских народных сказок 1.2.Прослушивание аудиозаписей в исполнении профессиональных артистов. 1.3.Показ мультипликационного фильма по произведению. 1.4. Подготовка разрезных картинок, лабиринтов, пазлов, кубиков по сказкам. 1.5. Подбор загадок о героях сказки, доступных возрасту 1.6.Совместная деятельность по сказкам. 1.7. Совместные и индивидуальные игры и занятия с детьми. 1.8. Работа с родителями: – Консультации «Для Вас, родители!» – «Гостиная для родителей» – Игра — викторина «А знаем ли мы сказки?» 1.9. Диагностика достижений детей. | 1. 1. Выполнение рекомендаций, данных педагогами. 1.2. Помощь детям в решении проблемных ситуаций. 1.3. Совместная работа над творческими заданиями. 1.4. Участие в мероприятиях, предложенных педагогами 1.5. Помощь в подготовке «Праздника сказки». |
Завершающий 1. Оформление результата. 2. Рефлексия | 1. Коллективное изготовление коллажа «Наши добрые сказки». 1.2.Показ музыкальной сказки для малышей и родителей 2.1.Беседа «Мои любимые сказки» 2.2.Беседа «Зачем нужна сказка?» 2.3.ТРИЗ «Хороший — плохой» (Бывают ли плохие герои? Почему?) | 1.1. Совместное изготовление коллажа «Наши добрые сказки» 1.2. Музыкальный спектакль 1.3. Презентация «Наши сказки» 2.1. Обсуждение результатов диагностики детей. 2.2. Анализ проекта. 2.3. Выбор темы следующего проекта с учётом ошибок. | 1. Помощь в подборе материалов и изготовлении атрибутов. 2.1.Отзыв о проекте. 2.2. Впечатления от достижений детей. 2.3. Предложения и рекомендации на будущее. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «НАШИ СКАЗКИ» (старшая речевая группа)
Задачи | Совместная организованная деятельность | Самостоятельная деятельность | Совместная деятельность, игры | Работа с родителями |
Создание положительного эмоционального настроя; Вызвать желание рассказывать знакомые стихотворения; Работаем над чёткостью дикции, правильной артикуляцией; Выработать навыки, необходимые для правильного общения ребёнка с книгой Эмоциональное раскрепощение детей; Формирование диалогической речи; Соотношение глагола с обстоятельством (куда? Зачем?); Образование глагола по звукоподражанию (пищать) Помочь усвоить последовательность действий с помощью модели; Учить выделять и называть характерные признаки персонажей; Воспитывать интонационную выразительность речи; Развивать диалогическую речь; Формировать положительные качества, умение сопереживать; Развивать речевой слух; Знакомство с понятиями «автор», «писатель» Учить эмоционально воспринимать сказку; Учить запоминать и интонационно выразительно воспроизводить текст сказки; Развитие силы голоса и речевого дыхания; Учимся правильно использовать предлоги; Познакомить с понятиями «Художник детской книги», «иллюстрация» (В.Сутеев) Учить, используя метод моделирования, запоминать действующих лиц и последовательность событий; Обучение элементарному пересказу; Учить внимательно относиться к образному слову; Развивать внимание, воображение и мышление; Совершенствование диалогической речи; Сравнение двух сказок. Побуждать участвовать в рассказывании сказки; Продолжать вырабатывать умение подражать; Учить согласовывать свои действия с действиями других; Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; Подвести к пониманию образного содержания пословиц Учить выражать свои впечатления в связных высказываниях; Работать над формированием правильного физиологического и речевого дыхания; Совершенствовать интонационную выразительность речи; Поощрять игры со словами, звуками, рифмами Учить отличать рассказ и сказку ; Учить пересказывать текст; Учить подбирать определения к заданному слову, находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; Пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; Формировать умение составлять рассказ из 4-5 предложений. Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; Учить интонационно-выразительно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; Закрепить умение изменять силу голоса, учить говорить тише и громче; Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; Учить интонационно точно передавать песенки из сказки; Стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов сказки; Продолжать вовлекать детей в совместные виды деятельности; Познакомить с особенностями русской волшебной сказки; Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. | Рассказывание стихотворений А.Барто «Игрушки» «Я учусь обращаться с книгой» (тематическое занятие) Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра Русская народная сказка «Репка» В. Сутеев «Яблоко» (из книги «Сказки и картинки») «Как создаётся книга» (тематическое занятие) » «Маша и медведь» В. Сутеев «Под Л.Толстой «Три медведя» Р.Н.сказка «Теремок» Украинская нар. Сказка «Рукавичка» «Книги моей домашней библиотеки» (тематическое занятие) грибом» В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок» К.Чуковский «Цыплёнок» Р.Н.сказка «Курочка Ряба» Е.Чарушин «Курочка» Р.Н.сказка «Волк и козлята» Р.Н. сказка «Колобок» Правила поведения в театре. Р.Н.сказка «Кот, петух и лиса» Р.Н.сказка «Лиса, заяц и петух» Р.Н. сказка «Гуси-лебеди» | Игры с мягкими игрушками
Книга «Игрушки» Раскрашивание картинок «Игрушки» Перчаточный и настольный театр Книга «Курочка Ряба» в оформлении разных художников Перчаточный театр Маски по сказке «Репка» Рассматривание книги «Репка» в разном оформлении Р.Н.И. «Огуречик» Разыгрывание настольного театра «Маша и Медведь» Изготовление мебели для медведей из любых материалов Рассматривание книг СРИ «Библиотека» П.И. «Цыплята и коршун» (М.Ю. Картушина с.102) Настольная игра «Лабиринт»; «Узнай по контуру и раскрась»; П.И. «Через мост мы идём» П.И. «Замри!» (М.Ю. Картушина с.141) П.И. «Жил-был зайчик» «Разрезные картинки» «Разрезные картинки» Пазлы и кубики «Гуси-лебеди» Раскраски Настольный и перчаточный театр по сказке | Дыхательное упражнение «Шарик мой воздушный…» Артикуляционное упражнение «Лошадка» Массаж пальцев «Дружба» П.И. «Кто скорее возьмёт погремушку» Беседа «Почему Курочка Ряба утешала Деда и Бабку» Отработка чистого произношения в звукоподражаниях. Игра «Курочка-Рябушечка» (с.71 А.Г.Арушанова) Р.И. «Расскажи сказку» (с использованием моделей) Рисование и аппликация по сказке «Репка»: «Кто какой?» Д.И. «Позови на помощь» (стимуляция речевых реакций) Мини-спектакль «Репка» Беседа «Кто самый сильный?» Р.Н.И. «Огородник» (с.113 Арушанова А.Г.) Р.И. «Чего не стало?» (с.107 Арушанова А.Г.) Упражнение «Узнай по запаху» Пальч. игра «Капуста» Хоровод «Огородная-хороводная» Динамич.упр. «Яблоки» (М.Ю. Картушина с.33) Ритм. Упр. «Ёжик и барабан» Беседа по содержанию сказки Разыгрывание сценки «Мишка несёт пирожки» Беседа «Правила поведения в лесу» Игра «Эхо» Массаж пальцев «Малина» (М.Ю. Картушина с.9) Упр. «Бабочка и грибок» Дин. Упр. «Мишка нёс домой малину» (М.Ю. Картушина с.20) ОРУ «Грибы» (М.Ю. Картушина с.40) Рассматривание обложки книги. Беседа по содержанию сказки. Р.И. «Какой? Какая?» Просмотр мультфильма «Три медведя» по сказке Л.Толстого. Игра «Чьи следы?» (размер) Игра «Назови ласково» «Мебель для медведей» (лепка) Игра «Постучи в калитку» (отстукивание двусложных слов. Мимическая и артикуляционная гимнастика Рассказывание сказки по мнемотаблице. Инсценировка сказки. П.И. «У медведя во бору» Р.И. «Теремок» (с.57 Арушанова) Массаж пальцев «Рукавицы» (М.Ю. Картушина с.36) Р.И. «Подумай и ответь» Р.И. «Попробуй, найди» Р.И. «У кого, сколько?» Р.И. «Короб прохудился» (переплёт) Р.И. «Закончи фразу» Мимическая гимнастика «Герои сказки» П.И. «Курочка, цыплята и коршун» (М.Ю. Картушина с.113) Массаж пальцев «Цыпа» Д.И. «Не умеют читать» (С.87 Арушанова) Р.И. «Подумай и ответь» Р.И. «Угадай, чей голосок?» Р.И. «Закончи фразу» Р.И. «Найди инструмент» Р.И. «Угадай, где?» Р.И. «Чьи следы?» Мимическая гимнастика «Герои сказки» Совместное рассказывание сказки. Инсценировка сказки. Д.И. «Потерялись» (Кто где?) Р.И. «Подумай и ответь» Р.И. «Сосчитай» Р.И. «Закончи фразу» Р.И. «Попробуй, найди» Р.И. «Чьи следы?» Р.И. «Чей голос?» Упр. Для мышц шеи «Петушок» (М.Ю. Картушина с.67) Пальч.И. «Вышел котик погулять» (М.Ю. Картушина с.70) «Страшный зверь» (с.116 Арушанова) Совместное рассказывание сказки с помощью моделирования. Рассказывание сказки по мнемокарте. Р.И. «Театр эмоций» Р.И. «Чей голос?» Р.И. «Что сначала, что потом?» Инсценировка сказки для показа малышам | Адаптация Адаптация Сделать поделку из овощей, Нарисовать любимый овощ и фрукт, придумать о нём сказку. Перечитать сказку В. Сутеева, нарисовать к ней иллюстрацию. Рассмотреть другие иллюстрации в книге. Прочитать сказку. Придумать новое окончание сказки. Нарисовать иллюстрацию или слепить героев. Прочитать дома сказку «Рукавичка». «Что случилось с рукавичкой?» - придумай сказку. Принести в группу любимую книгу; Изготовление костюмов для инсценировки сказки «Цыпленок» К.Чуковского Показ сказки «Колобок» родителями на совместном досуге Изготовление пальчикового театра «Кот, петух и лиса» Помощь в изготовлении декораций и костюмов к сказке |
Литература:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.
2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.
Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Проект:краткосрочный, групповой, творческий.Цель:Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Сказка за сказкой"
Реализация проекта "Сказка за сказкой" прошла в рамках театральной недели....
Творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
Из своей педагогической практики педагоги знают, что театрализованные представления привлекают детей дошкольного возраста. Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологич...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки!».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13930844","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13930...
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме:" В гостях у сказки"
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: "В гостях у сказки"...
Творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Сказка для мамы"
В период формирования личности ребенка на педагогов детского сада возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом на...