Семинар - практикум для родителей "Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (средняя группа)

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.

2. Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей,

3. Организовать совместную игровую деятельность ребенка с родителями, направленную на развитие речи детей.

4. Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.

5. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей средней группы

«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.

2. Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей,

3. Организовать совместную игровую деятельность ребенка с родителями, направленную на развитие речи детей.

4. Содействовать обмену опытом родителей в развитии речи детей в семье.

5. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация Microsoft PowrPoint «Организация работы по развитию речи детей в группе»; памятка для родителей «Развитие речи детей в семье»; схема (набор карточек) для составления описательного рассказа.

Предварительная работа:

  1. Подготовка памятки «Развитие речи детей в семье».
  2. Создание презентации «Организация работы по развитию речи детей в группе»

План проведения:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.
  3. Представление семейного опыта по развитию речи детей.
  4. Практикум «Составление описательного рассказа о животном».
  5. Рефлексия.

Ход мероприятия.

Вступительное слово педагога: Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи детей среднего дошкольного возраста. Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной.  

Немаловажное значение имеют условия, в которых происходит речевое развитие ребенка. Самое главное условие – это грамотная, насыщенная, эмоциональная речь окружающих взрослых: родных и близких – дома,  педагогов - в детском саду. Огромное значение имеет и целенаправленная систематическая работа, направленная на развитие всех сторон речи ребёнка.

Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.

Сегодня я расскажу о том, как мы организуем работу по речевому развитию  детей в группе.

 «Работа по развитию речи детей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи мы учим детей правильно произносить звуки, образовывать и изменять слова, обогащаем словарь, учим составлять описательные рассказы; в игровой деятельности - развиваем умение вступать в общение, побуждаем к речевому взаимодействию, закрепляем навыки, полученные на занятиях; в художественно-продуктивной деятельности, в ходе восприятия художественной литературы  мы знакомим детей с разными фольклорными жанрами, обогащаем тем самым  речь детей живыми, образными выражениями;  в театрализованной деятельности - развиваем эмоциональность, интонационную выразительность речи.

В оформленном в группе Центре речевого развития имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам: предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, разнообразные книги для чтения и рассматривания.

В общении с детьми мы, воспитатели, младший воспитатель, другие педагоги детского сада демонстрируем образцы правильной, красивой, вежливой, эмоционально окрашенной речи.

 Но актуальными для нас с вами остаются следующие направления развития речи детей:

Наибольшее беспокойство у нас вызывает, что у половины детей не поставлены звуки и не в полной мере развит грамматический строй предложения. В этом возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные и  согласные звуки.

Мы в группе упражняем детей в четком и правильном произнесении звуков, развиваем речевое дыхание, используем в совместной деятельности с детьми чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения. Для развития интонационной выразительности речи мы регулярно организуем в группе выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, потешек, игровые упражнения на имитацию тембра голосов разных персонажей, например, «скажи, как мышка, как медведь», на передачу разных эмоциональных состояний, например, «Скажи грустно, скажи удивленно и т.п.», театрализованную деятельность по знакомым сказкам, например, «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят» Для развития речевого взаимодействия детей со взрослым организуем игры драматизации, в которых они передают ролевой диалог персонажей знакомых им произведений.

Для формирования  грамматически правильной речи детей мы используем с детьми упражнения, в которых они учатся строить сложно сочиненные («Зайка боится волка и лисы, он трусишка») и сложно подчиненные (зубная щетка нужна для того чтобы чистить зубы)предложения.
Но у многих детей остаются проблемы с  использованием предлогов.
 (игры в памятке)

Развитию мелкой моторики мы уделяем большое внимание – в совместной деятельности используем пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, шнуровками, лепим, раскрашиваем, рисуем.

К концу пятого года словарный запас ребенка достигает 2500 - 3000 слов. Чтобы обогатить и активизировать словарь мы организуем познавательно-исследовательскую деятельность, экспериментируем с предметами и веществами . На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках проводятся различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова определяющие качества и свойства. (примеры в памятке) Ежедневно мы предлагаем детям для совместного и самостоятельного рассматривания сюжетные картинки, познавательные мультфильмы о жизни домашних и диких животных. В процессе рассматривания картин и предметов мы задаем детям вопросы и побуждаем их кроме качеств и свойств описывать расположение предметов относительно друг друга с использованием в речи предлогов над, под, за, перед, в, слева, справа, на. В ходе организованных дидактических и словесных игр с детьми мы закрепляем и активизируем словарный запас, развиваем умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, учим изменять слова, согласовывая их в роде, числе, падеже. С целью расширения активного словаря правильного понимания и употреблению слов мы поддерживаем интерес детей к звучанию речи в результате чего они начинают подбирать рифмованные слова, сочинять небылицы и перевертыши. Во время прогулок, мы проводим наблюдения за ближайшими объектами (снег, лед, песок, деревья, машины, птицы, погода, труд людей), также называем их качества, свойства; организуя игры- эксперименты, подробно комментируем деятельность.

Развивая связную речь, мы даем детям образцы рассказов на различные темы: приучаем детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях (о разбившейся чашке, о поссорившихся друзьях), о проказах животных организуем чтение сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением содержания, пересказом, организуем театрализованные игры.

Обучая детей  составлению  кротких описательных рассказов о животных, об игрушках, о людях, используем для этого наглядный материал (предметные картинки, схемы, видеофильмы, мультфильмы). В этом процессе мы соблюдаем определенный алгоритм: называем предмет, выделяем и называем части, детали предмета с обозначением видимых качеств (цвет, размер, форма), затем предлагаем назвать качества предмета, указывающие на отвлеченные признаки предмета, обращаясь к опыту детей (например, у кого была такая игрушка, собачка и т.п., какая она была?), затем называем действия, совершаемые этим предметом или с этим предметом, место его расположения (например, где он живет, лежит) После обогащения и активизации словаря детей, мы совместно составляем рассказ, например по схеме (набор карточек)- в памятку. Здесь ведущая роль принадлежит взрослому или ребенку с высоким уровнем развития. В ходе составления рассказа мы задаем логическую связь предложений в тексте, используя местоимения, интонационную выразительность речи.

Большое внимание мы уделяем обогащению речи детей фразами этикета и побуждаем их к речевому взаимодействию посредством поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари), демонстрируем образцы обращения ко взрослым и сверстникам в ситуациях общения, в игровых ситуациях (скажи «можно с вами поиграть?», «Имя, помогите, пожалуйста»).

Представление опыта семьи «Как мы развиваем речь своего ребенка в семье»

Родители представляют семейный опыт, сопровождая рассказ презентацией.

Практикум «Обучение ребенка составлению описательного рассказа о животном»

Сегодня я хочу познакомить вас с алгоритмом составление описательного рассказа о животном.

Для организаций этой деятельности мы будем использовать, например, загадки о животном. У меня,  в данном случае,  это будет о кошке. Родители выбирают для себя по одной загадке о животном, а так же символические изображения для схемы (набор карточек)

1.Для мотивации ребенка к совместной деятельности, важно создать игровую ситуацию. Для закрепления ребенком, последовательности описательного рассказа, можно предложить ему позвонить бабушке и рассказать ей рассказ, написать письмо сказочному другу, сделать выступление ребенка перед членами семьи.

2.  Для выделения частей (детали) животного можно задать вопрос ребенку «Что у кошки есть?». (голова, туловище, лапы, хвост и др.). и картинками обозначить на схеме части тела животного.

3. Затем побуждаем ребенка называть детали с обозначением качества, например, «хвост какой? короткий», тем самым активизируем словарь прилагательных, развиваем умение согласовывать их с существительными в роде и числе. Предлагаю родителям назвать детали и качества: хвост какой? ушки какие? глазки какие? шерстка какая? лапки какие? Предлагать  ребенку называть сначала цвет, размер, форма кошки, которая представлена им, а затем цвет, форму, размер, с опорой на опыт ребенка, например у кого-то видел кошку в гостях.(А у бабушкиной кошки лапы какого цвета?)

4.После этого для обогащения и активизации словаря  глаголов можно провести игры. Вы задаете ребенку вопрос «Что любит делать кошка?» (Что умеет делать кошечка?»), и помогаете ребенку назвать все возможные действия, (если ребенок затрудняется, то демонстрируете вместе с ним различные действия кошки), тем самым расширяя и активизируя в речи глаголы. Предлагаю родителям назвать глаголы. Родители называют по очереди свойства игрушки: кошка умеет мяукать, мурлыкать, царапаться, ловить мышей; она любит играть, спать и т.п.

Например, игра «Накорми кошечку». Вы задаете ребенку вопрос «Что любит кушать кошечка?)» - ребенок называет продукты, которыми питается кошка, включая знания из своего опыта. Для актуализации опыта ребенка предлагаю организовать наблюдение за кошкой в гостях, посмотреть познавательные фильмы. (также символически обозначаем на схеме продукты питания кошки)

5. Для определения места, где живет животное, можно предложить детям вспомнить из личного опыта, либо посмотреть иллюстрацию дома кошки, рассматреть вместе с ними и обсудить «дом кошечки» (какой домик? – большой/маленький Из чего она состоит? – крыша, стены, Какая ткань? – мягкая, колючая и т.д.). Спросить у детей дикое или домашнее животное. После чего модно поинтересоваться у ребенка, почему он так считает. Затем символически обозначаем домик кошки, а также дом – как символ домашнего животного.

6. Теперь переходим к составлению описательного рассказа. Здесь ведущая роль принадлежит ребенку, а взрослый выполняет роль помощника. Ребенок в этом возрасте испытывает затруднения в составлении описательного или повествовательного рассказа. Взрослый в игровой ситуации сначала предлагает рассказать свой рассказ, а после дает возможность ребенку самостоятельно описать животное. «Это кошка.(Мне подарили…Ко мне пришла….Жила была….). Ласково ее можно назвать….  У нее есть…. Кошка умеет…. Она любит кушать … Кошка живет в … Она … животное»    
В ходе примерного рассказа взрослый задает логическую связь предложений в тексте, используя местоимения, интонационную выразительность речи, тем самым побуждая ребенка к использованию всех слов, озвученных ранее в ходе словесных игр. Затем предоставляется возможность рассказать ребенку самостоятельно.

Не забываем чаще хвалить малыша, это мотивирует его к дальнейшей речевой деятельности и активности!

 Педагог: Используя предложенный алгоритм составления описательного рассказа, мы можем получить следующий результат, с которым мы хотим вас познакомить. Вашему вниманию представляется краткое видео, на котором ребенок составил описательный рассказ о кошке. Также мы хотим отметить, что данный рассказ является примером, на который необходимо равняться.

Заключительная часть.  Рефлексия.

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии. Остались ли у вас какие – нибудь вопросы?

Родители делятся впечатлениями.

 Педагог: В заключении встречи хотим еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить, что когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!

 Вручение родителям памяток по развитию речи в семье.

Самодиагностика педагога. После мероприятия у педагога всегда возникают вопросы к себе: Что получилось? Что не удалось? Почему не получилось? Какие методы и приемы нужно использовать, чтобы достичь желаемого? Какую оценку я бы поставила себе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Семинар - практикум для родителей "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр...

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование деятельностного метода на занятиях по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста"

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с др...