Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей № 21 «Искорка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Словообразование у детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовила и провела: воспитатель первой
квалификационной категории
Родионова Светлана Валерьевна
Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Например, рыбка - рыбка путем добавления к нему суффикса -к- с вновь приобретенным этим словом значением уменьшительности. Этим словообразование отличается от словоизменения, поскольку при словоизменении смысловое значение не меняется. Так, например, слово «лампа», в каком бы падеже оно не было употреблено (вижу лампу, нет лампы, подошел к лампе…), так и остается «лампой». Но если мы добавим суффикс -очк-, получится «лампочка», то смысловое значение его будет уже иным, то есть это будет уже не словоизменение, а словообразование.
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.
Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.
Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.
На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период.
Самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.
Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке (мама – мамонька, мамушечка, цветушечка, хорошуленька…. или дом – человечник, людильник).
Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы – суффиксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей.
Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка.
Основные способы словообразования однотипны, а это значит, что любой усвоенный ребенком способ свободно переносится и на другие слова, благодаря чему он может в дальнейшем уже самостоятельно образовывать все новые и новые слова. Например, синий – ласково «синенький», слегка синий «синеватый».
Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.
При помощи приставок образование глаголов: выхожу – прихожу - перехожу.
При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.
Деепричастия: выходя – приходя – переходя.
Если ребенок усвоил способы образования новых слов, относящихся практически ко всем частям речи, от какого-то одного глагола, то это автоматически переносится на все другие глаголы.
Иными словами, овладев основными способами словообразования, ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.
Во-вторых, способствует более точному и более глубокому пониманию ребенком смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.
Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:
- Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка). Д/игра «Большие и маленькие».
- Образование глаголов при помощи приставок (ушел – пришел). Д/игра «Скажи наоборот».
- Образование относительных прилагательных (сок березы - березовый сок). Д/игра «Что из чего сделано», «Какой получился сок?», «Вкусное варенье», «Скажи какой дом?».
- Образование притяжательных прилагательных (хвост лисы – лисий хвост). Д/игра «Чей дом?», «Какой лист?».
Нужно упражнять детей, образовывать сложнее существительные на
-ищ-. Например, лапка, а большая … лапище
домик … домище
кот … котище
В работе над словообразованием используйте следующие приёмы:
- Дидактические игры и упражнения.
Д/игры: «Подбери пару», «Дюймовочка и Гулливер»…
Игры с игрушками (образовывают детёнышей животных).
- Демонстрация картин, альбомов, фотографий (парные картинки – уменьшительный суффикс) иллюстрации к сказкам и другим книгам (например, «Заяц – хваста».)
- Художественная литература (потешки, стихи, сказки – способствуют правильному усвоению суффиксов. «Заяц – хваста» - зуб-ищ-е, лап-ищ-и)
- Наблюдение за окружающей жизнью (накопить опыт употребления сходных по значению суффиксов можно в свободном общении с людьми, в играх с игрушками, а также при рассматривании и названии картинок).
- Обогащать словарь ребёнка через музыку, театр.
- Использовать технические средства.
- Применять совместное «чтение» текстов, содержащие пиктограммы (помогают вводить в речь ребёнка слова, содержащие суффиксы; помогает воспитывать активное внимание ребёнка, побуждает к чтению).
5 лет – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.
Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни.
Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте (яблоко – яблоки, много – рук, ложек…) и заканчивается уже в младшем школьном возрасте.
В старшей группе знакомим с разными способами образования слов (сахар – сахарница, соль – солонка…). Упражняем в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – перебежал).
В подготовительной к школе группе совершенствуем умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Работу по словообразованию нужно строить по плану:
1. Формирование интереса (игровая ситуация: волшебная книга, медаль…).
- Разработка приёмов.
- Подготовка необходимых материалов и атрибутов.
- Работа с родителями (для закрепления).
Тогда правильно спланированная работа приведёт к результатам, что:
- увеличится активный словарь детей;
- повысится интерес к словотворчеству;
- речь детей станет грамотной;
- дети научатся отличать выдуманные слова от русской речи.
Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...
Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском сад...
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: • Повышение профессиональной компетентн...
Семинар-практикум для воспитателей "Театральные игры для детей дошкольного возраста"
Театрализованные игры-этюды, творческие задания, игры-путешествия для дошкольников....
Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»....