Семинар - практикум для родителей "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_seminara.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара–практикума с родителями «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр.
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста;
- обогатить педагогический опыт родителей;
Участники: родители, воспитатель, педагог-психолог
Место проведения: помещение группы.
Подготовительная работа:
- подборка и оформление рекомендаций по теме семинара;
- оформление выставки: фотовыставки «Мы играем», папка-передвижка, литература, пособия, игры;
- изготовление «ящика ощущений», схемы.
План:
1. Вступительная часть.
1.1. Создание проблемной ситуации
1.2. Игра «Мозговой штурм»
2. Основная часть:
2.1. Консультация: «Особенности сенсорного развития детей раннего
возраста и его значение».
2.2. Анализ результатов обследования.
2.3. Педагогический всеобуч «Учимся, играя». Практическое задание.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть
1.1. - Добрый вечер, уважаемые родители!
Я предлагаю решить проблемную ситуацию: «узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте)
Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.
Сегодня я предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, играми, и в итоге узнаем, что находится в ящике.
1.2. Для начала игра – разминка «Мозговой штурм».
- Сенсорная система – это?
- Можно ли учить трехлетнего ребе5нка?
- Играет ли малыш когда тянет за веревочку машину?
- Что значить уметь играть?
2. Основная часть
2.1. Консультация: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста и его значение».
Все дети разные, и развиваются они по-разному, но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме.
Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сенсорномоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые учат его воспринимать окружающий предметный мир. Ведущая деятельность детей 1-3 лет – предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе. Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся в группе, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинает накапливаться представления о цвете, форме, величине и др. свойствах предмета. А это значит, что ребенка следует знакомить с шестью цветами спектра (исключит голубой, т. к. дети путают его с синим), белый и черный, а также формы: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками, и др. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, мозаика. Материалы для развития осязания: для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, «книги» с тканью. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Дети 3-го года жизни могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывать мозаику, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала) обучая малыша простейшим продуктивным действиям необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании на втором-третьем году жизни: дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста
Сенсорные игры (сенсорика – чувство, ощущение) - эти игры, дающие опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.
Моторные игры (моторика - это двигательная активность) – это игры, включающие в себя бег, прыжки, лазание.
Игра-возня. учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Именно от года до трех лет формируются образ «телесного Я, они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2, 5 годам, и является отражением поведения взрослых.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
2.2. Анализ результатов обследования.
Каждый родитель знает своего ребенка, но как правило вы обращаете внимание на бросающиеся в глаза знания и умения, не обращая внимание на наиболее важные вещи, которых характеризуют действительный уровень развития ребенка. Для того, чтобы выяснить как ребенок воспринимает цвет, форму, величину предметов, какие имеет представления нужна специальная проверка, которую проводит в нашем детском саду педагог-психолог.
(Педагог-психолог знакомит с материалами методики обследования; с обобщенными результатами детей группы) .
2.3. Педагогический всеобуч «Учимся, играя». Практическое задание.
Предлагается выполнение заданий «Передай по кругу» придумать и записать действия, которые можно совершить с этим материалом для выявления его свойств. (На листе записаны слова: вода, песок, камни, пуговицы, бумага. Упражнение выполняется до тех пор, пока все листы не пройдут полный круг.)
Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы – любимые материалы для игр и занятий детей раннего и младшего возраста. Именно, игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.
- А теперь попробуйте еще раз определить объект по известным нам свойствам (варианты ответов).
И взрослого и у ребенка познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов
3. Заключительная часть.
Благодарю Вас за активное участие и творческую работу. И предлагаю оценить наш семинар по пятибалльной шкале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...
Семинар- практикум "Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста"
Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материа...
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Выступление на семинаре по экологии
Выступление на семинаре по экологическому воспитанию....
Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»
Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...
Семинар-практикум по играм Воскобовича для младшего дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей по играм Воскобовича ...
Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...