Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей
учебно-методический материал по развитию речи

Сикорская Ольга Петровна

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rechevichok.docx126.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Золотая рыбка»                                       г.Минеральные Воды

Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол №1 от___августа 2020г

                          Утверждаю:                                                                            

Рабочая программа                                                                                                              по дополнительному образованию                                                                     творческого объединения                                                                                            социально- педагогической  направленности

 «Речевичок»                                                                                                            для детей  младшей группы

на 2020-21 уч год

Срок реализации : 1 год

Рабочую программу составила:  воспитатель  Сикорская Ольга Петровна

https://fhd.multiurok.ru/9/0/a/90a6d32976923fb4c26fc5cde85fc5c055ed8d0b/kruzhok-riechievichok_2.png 

                                      г,Минеральные  Воды. 2020г

1.Комплекс основных характеристик программы                                                                                      Паспорт программы.

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  творческого объединения «Речевичок»(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель: Сикорская Ольга Петровна

Тип

Образовательная          

Уровень

Развивающий

Форма проведения занятий

Групповая. подгрупповая

Цель программы

Формирование  умений выразительно читать стихи, потешки. Знакомство  с разновидностями пальчиковых игр.

Направленность программы

Социально-гуманитарное

Срок реализации программы

1 год

Система реализации

контроля  за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

1.1.Пояснительная записка.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек,  в которых сочетаются речь и движения ладошек.                                                        

Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании.                                              Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Введение

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.

Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки , сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

I.Комплекс основных характеристик программы

1.1Пояснительная записка

 Направленность Программы  

 «Речевичок » по содержанию является социально- гуманитарной  направленностью . Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы

В настоящее время существует проблема  низкого уровня  речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка

пальцев рук. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается

применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.

Поэтому я решила организовать  кружок для развития речи,  мелкой моторики и артикуляции - «Речевичок», который объединяет такие виды деятельности, как самомассаж пальчиков рук,  пальчиковая  и  артикуляционная  гимнастики, разучивание потешек и песенок русского народа .

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.

Новизна программы данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по развитию связной речи определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность.

Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что программа  направлена  на  развитие  речи  в игровой  деятельности  и   поддерживает  интерес  детей  к  личности  и деятельности  сверстников,  содействует  налаживанию  их  диалогического общения в совместной деятельности.

               Для  организации  кружковой  работы  созданы  все  необходимые  условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач.

              В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого 5развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей

Адресат программы                                                                                            Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая программа творческого объединения  «Речевичок»  раcчитана на обучающихся дошкольного возраста 3-4 года , реализуется в течение года, всего 32 часа в год

Объем и срок освоения программы

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий в год

младшая группа

10 - 15 мин.

1 раз в неделю

4

32

Формы обучения  и методы обучения

Форма проведения занятий:  групповая, подгрупповая

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, мышления (упражнения и игры по методике Монтессори и т.д.)

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, лексико-грамматические игры.

4. Логоритмические упражнения – физминутки (Е. Железнова)

5. Упражнения для формирования и развития графо-моторных навыков Форма проведения занятий: подгрупповая, индивидуальная.

Методы реализации программы  творческого объединения  «Речевичок».

1. Правильный образец педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.                                                                        

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.                                                

       4. Правильный подбор мебели, освещения.                                                                                                          

       5. Гимнастика для глаз.                                                                                                                                          

6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).                                                                                              

7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

      4. Самостоятельные действия ребёнка.

9.  Режим занятий:

День недели

Время работы

Количество детей

Возраст детей

Руководитель

Четверг

15.50-16.05

21  ребенок

3-4 года

Сикорская О.П.

1.2 Цель, задачи Программы

 Принципы программы

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

- Обогащать, активизировать речь детей.

- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

- Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

- Учить подражать движениям взрослых.

- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

 - Повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для речевого развития;

Развивающие:

- развивать речь, коммуникативные качества;

- развивать интерес к народному творчеству;

- воображение, фантазию, мышление, память;

- развивать внимание, зрительное восприятие;

- мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;- любовь к художественным произведениям; - доброжелательные отношения друг к другу.

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа «Речевичок» для младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

Программа основывается на следующих принципах:

  • Доступность:

 - учет возрастных особенностей детей;

 - адаптированность материала возрасту.

  • Систематичность и последовательность:

 - постоянная подача материала от простого к сложному;

 - частое повторение усвоенного материала.

  • Наглядность:

- использование наглядных пособий;

 - учет особенностей мышления.

  • Динамичность:

 - интеграция в разные виды деятельности.

  • Дифференциация:

 - учет возрастных особенностей;

 - создание благоприятной среды.

  • Гуманность:

 - активность и творческий подход к проведению занятий;

 - доброжелательность и непринужденность.

1.3.Содержание программы

  Учебный план

№пп

Тема

пальчиковых мгр

Кол-во часов

Фома контроля

Всего

теория

практика

1

Животные

2

1

1

Игровые практические упражнения

2

Осень

1

0.5

0.5

3

Наш дом

2

1

1

4

Зайка

2

1

1

5

Кошка

2

1

1

6

Друзья

2

1

1

7

Машины

2

1

1

8

День и ночь

1

0.5

0.5

9

Мама

2

1

1

10

Весна

2

1

1

11

Дятел

2

1

1

12

Яголки

2

1

1

13

Насекомые

2

1

1

14

Быстро тесто замесили

1

0.5

0.5

15

Цветы

1

0.5

.0.5

Итого

26

13

13

Наименование  объединения

Уровень  /год обучения

Срок учебного года

(продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Всего академических часов в год

Кол-во академических часов в неделю продолжительность академического часа

Речевичок

1 год

01.10.2020-31.05.2021

1 занятие

26

занятий

1

15 минут

Наименование модуля

в год

                    занятие

Форма занятий

Форма контроля /

аттестации

Теория

Практика

Всего

1

занятия

36

5 мин

10 мин

15мин

Групповые, .подгрупповые

Итого:

36

4

8.

Календарно- тематическое планирование  на 2020-21 учебный год

№ занятия

Содержание

Примечания

   

                                         Октябрь

1

занятие

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Артикуляционное упражнение «Улыбка»

3. Пальчиковая гимнастика «Животные»

Это зайчонок, это бельчонок,                

Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      

Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

4. Упражнение «Помоги зайчику добраться до домика»

Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза

Пальчиком провести дорожку к домику зайчика

2

занятие

1.Массаж пальчиков карандашами.

2. Артикуляционное упражнение «Улыбка» (повтор)

3. Пальчиковая гимнастика «Животные» (повтор)

4.Заучивание потешки «Пекла кошка пирожки»

Пекла кошка пирожки,

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула

- На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.

3.Игры с пробками.

Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах.

 

3

занятие

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2.Артикуляционное упражнение «Качели» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Осень» 

4. Потешка «Пекла кошка пирожки» (повтор)

5. Упражнение «Выложи по контуру»

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох.

4

занятие

1.Массаж пальчиков мячиком-ёжиком.

2. Артикуляционное упражнение «Хоботок»

3.Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

 Этот дом – одноэтажный.              

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом - четырёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

4.Игра «Найди, что спряталось в фасоли»

Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек.

Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью.

Ноябрь

1

занятие

.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». 

3. Пальчиковая гимнастика   «Зайка»

Зайка – ушки на макушке –    

 (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.    

 (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    

(Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

 (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

4. Игра «Разбери пуговицы по цвету»

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

2

занятие

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»

2. Артикуляционное упражнение «Орешки»

3.Пальчиковая гимнастика  «Кошка»

Вот, убрав царапки,    

«Моем руки».

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        

Круговые движения ладонью по лицу.

На своей макушке.      

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.

4.Упражнение «Обведи  по контуру овощи».

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3

занятие

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2.Артикуляционное упражнение «Хоботок» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Наш дом» (повтор)

4.Заучивание потешки «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

5.Упражнение «Собери бусы»

4

занятие

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Зайка» (повтор)

4.Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» (повтор)

5.Шнуровка «Паровозик»

Декабрь

1

занятие

1.Потешка «Снежинки»

С неба падали снежинки,

(пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

(кружимся) И в сугробы превратились

(садимся на корточки)

Вот такие вот высокие,

 (поднимаем руки вверх

Вот такие вот широкие,

(разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Вот такие белобокие

(поглаживаем себя по бокам).

 2.Загадывание загадок о зиме.

3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

2

занятие

1.Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».

(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой

ручкой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать.

(загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.

(загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.

(загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

2. Потешка «Снежинки»(повтор)

3

занятие

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

2. Артикуляционное упражнение «Орешки» (повтор)

3. Пальчиковая гимнастика  «Кошка» (повтор)

4.Заучивание потешки «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить. Зачем ей печь?

Обед варить. Зачем обед?

Гостей кормить. А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

5.Упражнение «Рисуем пальчиком по манке»

    4

занятие

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка»

3.Пальчиковая гимнастика «Друзья»

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу  друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди, догони!        

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

4. Потешка «Идёт лисичка по мосту» (повтор)

5.Упражнение «Поможем Золушке разобрать крупу»

Рот открыт.Кончик языка то высунуть вперёд, то спрятать(8-10раз).

Разобрать крупы фасоль и гороха.

Январь

     1

занятие

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2. Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» (повтор)

3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» (повтор)

4. . Потешка «Идёт лисичка по мосту» (повтор)

5.Упражнение «Сматывание нитки в клубок»

2

занятие

1.Массаж пальчиков карандашами.

2.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Зайка» (повтор)

4.Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» (повтор)

5.Шнуровка «Паровозик».

Февраль

1

занятие

1.Массаж пальчиков поглаживанием в разных направлениях.

2. Артикуляционное упражнение «Заборчик»

3.Пальчиковая гимнастика «Машины»

По шоссе идут машины,      

Крутим воображаемый руль.

По асфальту едут шины.      

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

По дороге не беги,                

Погрозили пальцем.

Я скажу тебе: «Би-би».        

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

4.Упражнение «Обведи предметы по контуру»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10

2

занятие

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» (повтор)

3. Пальчиковая гимнастика «Машины» (повтор)

4.Заучивание потешки « Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

5.Упражнение «Разберём счётные палочки по цвету»

3

занятие

1.Массаж «Сжимание и разжимание кулачков»

2. Артикуляционное упражнение «Часики»

3.Пальчиковая гимнастика «Весна»

Вот уж две недели        

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.        

Снег на солнце тает    

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.        

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

4. Потешка « Курочка-рябушечка» (повтор)

5.Упражнение «Бусы для мамы»

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

4

занятие

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2. Артикуляционное  упражнение «Почистим за нижними зубами»

3.Пальчиковая гимнастика «День - ночь»

Утро – солнце всходит.      

Поднимаем растопыренную ладошку.

Ночь – луна приходит.        

Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».

3.Потешка «На дубочке» (повтор)

4. Стирание ластиком нарисованных предметов.

С силой сжимать резиновый мячик.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Март

1

занятие

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2. Артикуляционное упражнение «Иголочка».

3. Пальчиковая гимнастика  «Мама»

Мамочка хорошая,    

Воздушный поцелуй над ладонью.

Мамочка любимая!    

Поцелуй над другой ладонью.

Очень я её люблю,    

Сдуваем с ладони поцелуй.

Поцелуи ей дарю!    

 Сдуваем поцелуй с другой ладони.

4.Шнуровка «Ёжик».

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

2

занятие

1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2.Артикуляционное упражнение «Иголочка» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика  «Мама» (повтор)

4. Разучивание заклички «Весна, весна красна!»

Весна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

5.Штриховка  «Цветы для мамы».

Перебираем пальчиками фасоль.

3

занятие

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2. Артикуляционное упражнение «Маляр»

3.Пальчиковая гимнастика  «Весна»

Вот уж две недели        

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.        

Снег на солнце тает      

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.        

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

4.Закличка «Весна, весна красна!» (повтор)

5.Игры с прищепками «Солнышко», «Ёлка», «Тучка».

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

4

занятие

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2.Артикуляционное упражнение «Маляр» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Весна» (повтор)

4.Закличка «Весна, весна красна!» (повтор)

5.Игра «Разбери счётные палочки по цвету»

Надеваем и снимаем колечко с пальчика. 

АПРЕЛЬ

1

занятие

1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

2. Артикуляционная гимнастика «Бегемотик  зевает».

3.Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Дятел дерево долбит:          

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит    

Смена рук.

Стук-стук-стук.

4.Составление контуров предметов из счётных палочек.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз.

2

занятие

1.Массаж пальчиков мячиком-ёжиком.

2.Артикуляционное упражнение «Бегемотик зевает» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Дятел» (повтор)

4.Заучивание потешки «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

5.Штриховка «Домик»

3

занятие

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Артикуляционное упражнение  «Вкусное варенье».

3.Пальчиковая гимнастика  «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю,        

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить  каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.          

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,        

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.        

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.

Я поем ещё чуть-чуть,          

Лёгким будет к дому путь!  

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.

4.Потешка «Солнышко» (повтор)

5.Игра с прищепками «Свёкла», «Лук», «Осьминожек».

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

4

занятие

1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (повтор)

3.Пальчиковая гимнастика «Ягодки» (повтор)

4.Потешка «Солнышко» (повтор)

5.Шнуровка «Зайка»

        

Май

1

занятие

1.Массаж пальчиков карандашами.

2. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

3. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,      

«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.

А по лугу ползал жук!          

Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.

4. Составление контуров предметов из счётных палочек.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

2

занятие

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»(повтор)

3. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (повтор)

4.Заучивание потешки «На дубочке»

На дубочке, на дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку...

5.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

Поиск в фасоли мелких игрушек.

3 занятие

1.Массаж пальчиков с помощью сжимания и разжимания кулачков.

2. Артикуляционное упражнение «Лошадка».

3. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Муку в тесто замесили,      

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили      

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,          

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            

Обе ладони разворачивают вверх.

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    

Гладят животы.

4.Потешка «Зайка серенький сидит» (повтор)

5.Игра «Выложи по контуру»

1.Массаж пальчиков массажным колечком.

2. Артикуляционное

4

занятие

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Артикуляционное упражнение «Барабанщик».

3.Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки –                

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

Считать ромашки лепестки.

4.Игра «Самый ловкий».

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Доставание бусинок из стакана ложкой.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

   1.Обогащен активный и пассивный словарь детей;

   2.Знакомы дети  с фольклором;

   3. Проявляют интерес к фольклору, пальчиковым играм;

   4.Развита  мелкая моторика рук.

II.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный план-график

Наименование  объединения

Уровень  /год обучения

Срок учебного года

(продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Всего академических часов в год

Кол-во академических часов в неделю продолжительность академического часа

Речевичок

1 год

01.09.2020-31.05.202

1 занятие

32

1 занятие

15 минут

2.2.Условия реализации программы;

Материально-технические обеспечение программы

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

  Оборудование и дидактические материалы:

 1. Столы детские

2. Стулья детские

3. Мольберт

4. Демонстрационная доска магнитная, магниты.

 Магнитофон, аудиоматериалы, аудиозаписи со сказками и развивающими занятиям.

2.3. Методические материалы

Дидактический материал 

1. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками.

2. Художественная литература . Сказки, рассказы, поэзия, проза.

3. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Короткие слова» )

4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

6. Сюжетные картины, для составления описательного рассказа.

7. Лото, домино, игры- ходилки по изучаемым темам.

8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

11. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», «Назови одним словом»).

12. СД с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений)

2.4.Формы подведения итогов реализации программы

Диагностика.

Диагностическая методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).                                               Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 10 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Ответы ребенка заносятся в протокол (форма прилагается).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам).                                                                                                                                                        3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1);

 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2);

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень.

 (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей  младшей группы.

Словарь. Выявить умения:

1.Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это?

2.Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красный ,красивая) и отвечающие на вопросы Какой? Какая?

3.Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?

4.Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5 Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять)

Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята);

2.Согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка)

3 Составлять простые и сложные предложения по картинам совместно со взрослым.

Фонетика.

1.Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1.Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

2.Выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3.Предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;

4.Выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте)

2.5.Оценочные материалы

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

-кошка с котятами;

-кукла, мяч, машина (игрушки);

-шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата (на одном листе формата А3)

1.   -   3 балла  

2.   -   2 балла

3.   -   1 балл.

Ход обследования.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2.Скажи, какая Марина?

1)Называет два и более слова (красивая, нарядная);

2)называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3.Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это носочки, это платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: «платье, носочки – это…»)

1)Ребенок называет обобщающее слово (одежда, вещи);

2)называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь, аксессуары (туфли, бантики).

6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает куку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово-действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1)Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2)называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3)называет одно действие (играть).

8. Саша, попроси куклу вежливо, чтобы она встала, села.

1)Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);

2)называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

3)называет действия не в требуемой форме (встать, сесть)\

9.Составление совместного рассказа по схеме: «это…(кукла). Она.. (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть…(красное платье, белый бант). С куклой можно…(играть)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2)заканчивает два предложения;

3)называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Картина «Кошка с котятами».

1.Воспитательспрашивает: «Кто это? (кошка). Какая она?»

1) Ребенок самостоятельно отвечает (это кошка. У нее котята. Кошка черная.);

2) отвечает по вопросам педагога;

3)описывает своего кота (из опыта) (у меня есть кот Мартын, он очень толстый ).

2. Как назвать детеныша кошки?

1) Называет правильно (единственное число- котик, котенок);

2)вместо единственного числа называет множественное (котенки, котята);

3)не выполнил задание.

3. Когда детенышей много, как сказать?

1)Называет множественное число (котята, много котят);

2)вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);

3)не выполнил задание.

4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята…(маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий); кошка бегает быстро, а котята…(медленно); кошка мяукает громко, а котята…(тихо)».

1) Ответил на все задания;

2) выполнил 2 – 3 задания;

3)ответил на одно.

5. Совместное рассказывание. «Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит …(своих котят; играть, лакать молоко)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2)заканчивает два-три предложения;

3) называет одно слово.

Задание 3.

1.Как одним словом назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушка);

2) перечисляет названия (Марина, мяч);

3)говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь.

1)Составляет рассказ из личного опыта (у меня дома есть машинки. Их много. Все машинки разные. Я ставлю их в гараж.);

2)перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Задание 4.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку, про курочку Рябу? Расскажи ее».

1)Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;

2)рассказывает по вопросам воспитателя;

3)называет отдельные слова.

Задание 4.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит.

3. Список литературы

1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г.Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.: 2015г.

6. «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

7. « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

8.  «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель  К.М. Скопцов;

10.Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель  Н. Френкель, В. Карасева;

11.«Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»

Е.А.Савельева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию творческой активности детей через овладение навыками анимационных техник для детей 6-7 лет «Мультстудия МультСад»

Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по речевому развитию «Звуковичок»

Актуальность программы:  Актуальность создания кружка «Звуковичок» возникла в результате потребности развития речи, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммун...