Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по речевому развитию «Звуковичок»
рабочая программа
Актуальность программы:
Актуальность создания кружка «Звуковичок» возникла в результате потребности развития речи, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Педагогическая целесообразность: является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет дошкольнику шаг за шагом раскрывать в себе творческий и мыслительный потенциал.
Новизна программы:
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений созвуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте.
Адресат программы:дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sivak_v_n_2022-2024_g.docx | 84.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» __________ 2023 г. Протокол № ___________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _________Ермолаева С.Н. Приказ № ___ от _________ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по речевому развитию
«Звуковичок»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Сивак Виктория Нукриевна, воспитатель
Смоленск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Звуковичок» является программой по речевому развитию дошкольников, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска.
Актуальность программы:
Актуальность создания кружка «Звуковичок» возникла в результате потребности развития речи, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Педагогическая целесообразность: является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет дошкольнику шаг за шагом раскрывать в себе творческий и мыслительный потенциал.
Новизна программы:
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте.
Адресат программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий: 4 раза в месяц продолжительностью 30 минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- Чтение и рассказывание
- Обучение рассказыванию (по картине, по игрушке)
-Пересказ
-Занятия по словарной работе (знакомство с предметами, дидактические игры, экскурсии)
-Письмо
-Беседа
-Игра
Цель программы: создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; подготовить руку к письму.
Задачи
- образовательные:
- учить звуко-слоговому анализу слов;
- обогащение и формирование активного и пассивного словаря;
- совершенствовать стороны речи: - лексический и грамматический строй (согласование частей речи); - звуковая культура речи.
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (тетради).
- развивающие:
- развивать коммуникативные качества личности ребёнка;
- развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
- развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
- развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
- воспитательные:
- воспитывать умение работать самостоятельно при выполнении заданий;
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие
Планируемые результаты
- личностные:
- проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
- метапредметные:
- речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной, речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм;
- проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей и животных, передает свое отношение к окружающему.
- предметные
- знают гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
- умеют произносить слова различной звуко-слоговой структуры, определяют количество звуков в слове, делить слова на слоги: (количество звуков в словах (короткие: мак, с открытым слогом: каша); делят длинные слова на слоги)
-употребляют разные виды предложений (простые, распространенные), конструируют словосочетания
Условия реализации программы:
- групповая комната, оснащенная столами, стульями, учебной доской;
- телевизор;
- рабочие тетради.
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме игры и педагогического наблюдения.
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения творческих работ.
- Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре месяце. Формы проведения: практическое задание.
- Итоговый контроль проводится в мае месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, выполнения практического задания.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 й год обучения
2023-2024
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа | |
Звуковой анализ слов | 14 | 7 | 7 | беседа, выполнение задания в рабочей тетради | |
Составление рассказов | 11 | 5 | 6 | беседа, готовый рассказ | |
Чтение художественной литературы | 8 | 1 | 7 | беседа, рисунок героя по прочитанному произведению | |
Чему мы научились? Подведение итогов года. | 2 | - | 2 | сюжетно-ролевая игра | |
Итого: | 36 | 14 | 22 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 й год обучения
2024-2025
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Общая моторика. Речь с движением. | 9 | 3 | 6 | Беседа, показ | |
Ориентировка в пространстве и на листе бумаги. | 10 | 1 | 9 | беседа, выполнение задания в рабочей тетради | |
Пальчиковые игры. | 5 | - | 5 | заучивание пальчиковых гимнастик и показ | |
Графические упражнения. | 6 | - | 6 | выполнение изображений по образцу и самостоятельно | |
Самомассаж. | 6 | - | 6 | упражнения | |
Итого: | 36 | 4 | 32 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2023-2024 учебный год
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория: Беседа «Что такое речь? Что значит «красиво» говорить?»
Практика: -
Раздел 2. «Звуковой анализ слов»
Теория: Знакомство со звуками [Ф], [Х], [З], [Б], [Д], [Ш], [М] (их символами). Дать понятие гласный звук, согласный звук, мягкий звук, твёрдый звук. Звонкий и глухой звук.
Практика:
Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых. Определение места звука в односложных словах. Определение места звука в двусложных словах. Выделение ударного гласного в словах. Выделение в словах первого гласного звука. Раскрашивание символов в тетради. Написание схемы слова.
Раздел 3. «Составление рассказов»
Теория: Знакомство с понятием «рассказ». Описательный рассказ с использованием наглядного материала. Рассказ из опыта.
Практика: Составление описательного рассказа. Составление рассказа из опыта. Рассматривание репродукции картин, беседа.
Раздел 4. «Чтение художественной литературы»
Теория: Для чего нужны сказки, рассказы и истории?
Практика: Чтение и обсуждение рассказов Н. Калининой «Разве так играют», Е. Чарушина «Лисята», Л. Толстого «Пожарные собаки». Пересказ понравившегося сюжета из рассказа. Литературная викторина по сказкам. Сказка «Вежливый кролик» (мексиканская сказка). Рассказ В. Сухомлинского «Птичья кладовая».
Раздел 5. «Чему научились? Подведение итогов»
Теория: -
Практика: Квест «В поисках звуков и их символов»
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2024-2025 учебный год
Раздел 1. «Общая моторика. Речь с движением»
Теория:
Практика: «Листья», «Дождик» (№ 7, с. 98), «Овощи», «Урожай» (№ 7, с. 98), «Яблоня» (№ 7,с.263), «За малиной» (№ 7, с. 98) , «По ягоды» (№ 7, с. 268), «Помощники» (№ 7, с. 271), «Помощники» (№ 7, с. 271) , «Чайник» (№ 7, с. 281), «Снеговик» (№ 7, с. 286), «Клен» (№ 7, с. 318)
Раздел 2. «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги»
Теория:
Практика:
«Какой листочек и где нарисован?», «Проверка и уточнение представлений о схеме тела», «Упражнения для определения направлений в пространстве», «Разложи картинки», «Определи расположение деталей на одежде», «Собери пары обуви», «Определи расположение игрушек относительно друг друга», «Собери детали посуды», «Соедини снежинки», «Разложи картинки», «Соедини пары игрушек», «Куда едут машины?», «Разложи картинки», «Зеркало», «Собери букет для мамы», «Лабиринт».
Раздел 3. «Пальчиковые игры»
Теория: -
Практика: «Вышел дождик» (№ 7, с. 255), «Осенние листья» (№ 7, с. 98), «Хозяйка» (№ 7, с. 258), «У Лариски – две редиски» (№ 7, с.101), «Компот» (№ 7, с.104), «В лес идем мы погулять» (№ 7, с. 258), «Застегни быстрее», «Новые кроссовки» (№ 7, с. 274), «Зашнуруй ботинки», «Мячик мой» (№ 7, с. 277), «Выложи контур блюда фасолью», «Пирог» (№ 7, с. 286), «Буренушка» (№ 7, с. 290), «Выложи фасолью контур животного», «На елке» (№ 7, с. 297), «Квартира» (№ 7, с.118), «Самолет» (№ 7, с. 302), «Наша группа» (№ 7, с. 306), «Маляры» (№ 7, с. 311),«Кап, кап, кап» (№ 7, с. 151), «Как у нас семья большая» (№ 7, с. 153), «Ракета» (№ 7, с. 329).
Раздел 4. «Графические упражнения»
Теория: -
Практика: «Обведи по точкам кленовый лист», «Выполни штриховку овоща», «Урожай», «Проведи горизонтальные линии - дорожки», «Обведи наклонные линии - елочка», «Раскрась платье», «Выполни штриховку сапог», «Обведи по точкам мяч», «Обведи по точкам чашку и раскрась», «Штриховка варежки», «Соедини линией маму и детеныша», «Выполни штриховку зайца», «Обведи по точкам мешок с подарками», «Раскрась стол», «Рисование дорожек», «Обведи по точкам детский сад», «Вдень нитку в иголку», «Выполни штриховку», «Рисование ручейка волнистой линией».
Раздел 5. «Самомассаж»
Теория: -
Практика: «Солнце», «Ветер», «Пять пальцев», «Пила», «Греем руки», «Катаем шарики», «Посолим суп», «Сорока», «Кролики», «Помощник карандаш».
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2023 – 2024 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
Сентябрь | «Что такое речь? Что значит красиво говорить?» | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Сентябрь | «Звук «Ф» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Сентябрь | «Звук «Ф» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Сентябрь | «Звук «М» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Октябрь | «Звук «М» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Октябрь | «Звук «Х» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Октябрь | «Звук «Х» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Октябрь | «Звук «З» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Ноябрь | «Звук «З» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Ноябрь | «Звук «Д» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Ноябрь | «Звук «Д» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Ноябрь | «Звук «Б» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Декабрь | «Звук «Б» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Декабрь | «Звук «Ш» и его символ» | Беседа, видеоролик | 1 | Наблюдение | |
Декабрь | «Звук «Ш» и его символ» | Игра, письмо | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Декабрь | «Что такое рассказ?» | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Январь | «Описание игрушки» | Беседа | Наблюдение | ||
Январь | «Описание игрушки: Лиса» | Игра, беседа | 1 | Готовый рассказ | |
Январь | «Описание игрушки: Машина» | Игра, беседа | 1 | Готовый рассказ | |
Январь | «Описание игрушки: Матрёшка» | Игра, беседа | 1 | Готовый рассказ | |
«Рассказы из коллективного опыта» | беседа | Наблюдение | |||
Февраль | Рассказ о погоде. | Игра, беседа | 1 | Готовый рассказ | |
Февраль | Рассказ из личного опыта | Игра, беседа | 1 | Готовый рассказ | |
Февраль | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Рассматривание картины | 1 | Беседа | |
Февраль | Описание картины | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Март | Описание картины И. И. Шишкина «Зима». | Рассматривание картины | 1 | Готовый рассказ | |
Март | «Для чего нужны сказки, рассказы и истории?» | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Март | Чтение рассказа Н. Калининой «Разве так играют» | Чтение | 1 | Беседа | |
Март | Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята» | Чтение | 1 | Беседа | |
Апрель | Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | Чтение | 1 | Беседа | |
Апрель | Пересказ понравившегося сюжета из рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | Игра, беседа, | 1 | Пересказ | |
Апрель | Звуковичок и его друзья – Викторина по сказкам | Викторина | 1 | Результаты игровой викторины | |
Апрель | Чтение сказки «Вежливый кролик» (мексиканская сказка) | Чтение | 1 | Беседа | |
Май | Чтение рассказа В. Сухомлинского «Птичья кладовая». | Чтение | 1 | Беседа | |
Май | «Чему научились? Подведение итогов» | Беседа | 1 | Оценка результатов | |
Май | Квест «В поисках звуков и их символов» | Квест | 1 | Результаты квеста |
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2024 – 2025 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
Сентябрь | Осень радует нас | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение | |
Сентябрь | Осень радует нас | Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение | |
Сентябрь | Овощи | Графические упражнения | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Сентябрь | Овощи | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Октябрь | Огород | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Октябрь | Огород | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Октябрь | Сад | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Октябрь | Сад | Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение | |
Ноябрь | Фрукты | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Ноябрь | Фрукты | Графические упражнения | 1 | Наблюдение | |
Ноябрь | Грибы, ягоды, лес | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Ноябрь | Грибы, ягоды, лес | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение | |
Декабрь | Одежда | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Декабрь | Обувь | Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение | |
Декабрь | Игрушки | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Декабрь | Новый год | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Январь | Зима | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | Наблюдение | ||
Январь | Домашние животный зимой | Графические упражнения | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Январь | Мебель | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Январь | Транспорт | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Февраль | Транспорт | Общая моторика. Речь с движением. | Наблюдение | ||
Февраль | Детский сад. Профессии | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Февраль | Профессии | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Февраль | Профессии | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Март | Весна | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Март | Мамин праздник | Графические упражнения | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Март | Насекомые | Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение | |
Март | Насекомые | Самомассаж | 1 | Наблюдение | |
Апрель | Труд | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Апрель | Космос | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Апрель | Космос | Графические упражнения | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Апрель | Почта | Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение | |
Май | День победы | Графические упражнения | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Май | Скоро лето | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги Пальчиковые игры | 1 | Наблюдение, результаты работы в тетрадях | |
Май | Чему мы научились - диагностика | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение | |
Май | Чему мы научились - диагностика | Общая моторика. Речь с движением. | 1 | Наблюдение |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В.В. Гербова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 144 с.
- Азбука-малышка – Уроки тетушки Совы
Источник: - Киселева Г. А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет / Г.А. Киселева. – М.: Солнце, 2011. – 145 с.
Дидактический материал:
Буквы большие, наборное полотно, счётный набор с кружочками, квадратами, образцы схем слов. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп: предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Художественная литература: сказки, рассказы.
Наглядный материал
Игрушки: Лиса, Машина, Матрёшка. Репродукции картин В. М. Васнецов «Богатыри», И. И. Шишкина «Зима». Иллюстрации к рассказам Н. Калининой «Разве так играют», Е. Чарушина «Лисята», Л. Толстого «Пожарные собаки», В. Сухомлинского «Птичья кладовая».
Описание общей методики работы
Структура занятий:
1. Приветствие
2. Введение в тему занятия (чтение рассказов / сказок, рассматривание иллюстраций, беседа)
3. Физкультминутка.
4. Речевые дидактические игры
5. Работа на закрепление изученного (беседа по вопросам, рисование / раскрашивание, письмо в тетради)
Занятие делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала проводиться работа над словарем, грамматическим строем речи. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В дидактических играх дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежных формах, в единственном и множественном числе.
Методы обучения
1. Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос);
#1053;аглядные (рассматривание игрушек, картин, иллюстраций);
#1055;рактические (дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения);
#1053;аблюдение (рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ).
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие;
- игровые,
- ИКТ-технологии,
- Мнемотехника
- Моделирование,
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
- Методика обследования Стребелевой Е.А;
- Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
VI. ЛИТЕРАТУРА
- Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С Ушакова. – М.: Гуманит, 2004. – 144 с.
- Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-Пресс СПб, 2010. – 208 с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. – М.: Мозаика, 2008. – 105 с.
- Жукова О. С. Развивающие игры для дошкольного возраста / О.С. Жукова. – М.: Оникс 21 век, 2012. – 213 с.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Мозаика, 2005 – 152 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 412 с.
- Петраков А. В., Девина И. А. Развиваем внимание / А.В. Петраков. – М.: «Ось – 89»,1999. – 153 с.
- Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме / Т.А. Суборова. – М.: Мозаика, 2010. – 110 с. Логопед.
- Володина Н.В. Пишу красиво: для одаренных детей. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.
- Власова Ж.А. Обобщение педагогического опыта «Развитие пальцевой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (в сокращении). //Логопед в детском саду / № 6 (41), 2009 – с. 12.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с., ил.
- Жукова Н . С . , Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 – 320 с.
- Лесовая О. Зеркальный мир левши. // Мой ребенок / Май, 2006 – с. 8.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
- Новоторцева Н. В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
- Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / Август, 2009 – с. 144.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «словарная мобильность»
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 5-6 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание 1
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,
2 - 3 слова - низкий.
Задание 2
Закончи слова.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? На... " и т. д. Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных
слов.
Слоги следующие:
1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.
Задание 3
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Задание 4
Подбор рифмы.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются.
Слово — это будет "день".
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом - одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание 5
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание 6
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Оценка.
4-5 баллов - высокий уровень,
2-3 балла - средний,
0-1 балл - низкий.
Задание 7
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит,
садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла – низкий.
Задание 8
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на звук "д", сразу хлопнешь в ладоши».
Слова для: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний,
3 и более ошибок - низкий.
Таблица результатов
№ | ФИ ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | У |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 |
Обследование готовности руки дошкольников к письму
Методика: «Дорожки».
Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.
Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи. Уровень выполнения высокий (3 балла), если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз.
Средний уровень (2 балла) – выходы за пределы «дорожки» отсутствуют, но неровная, дрожащая линия, многократное проведение по одному и тому же месту
Уровень выполнения низкий (1 балл) – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту [3].
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Методика «Рисование простых узоров».
Материал: лист линованной бумаги, мягкий карандаш.
Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).
Инструкция: «Нарисуй простой узор».
Начальную часть узора рисует педагог, а ребенок продолжает.
Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит, достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, недостаточны у него также коррекция глаза и руки, зрительный контроль [3].
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – справляется с заданием, но линии нечеткие.
Низкий уровень (1балл) – не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам).
Характеристика уровней готовности руки дошкольников к овладению письмом.
Уровень | Характеристика уровней готовности руки к овладению письмом |
Высокий | Ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии чёткие, ровные; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют. |
Выше среднего | Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют; карандаш отрывается не более трех раз, но линии местами неровные. |
Средний | Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы «дорожек» отсутствуют; линии нечёткие, неровные, дрожащие. |
Ниже среднего | Отмечаются три и более выходов за пределы «дорожек»; неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту. |
Низкий | Ребёнок не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам). |
Требования к уровню готовности руки старших дошкольников к письму.
№ п/п | Контролируемые действия и представления | Контрольная лента | ||||||||||||||
1 | Развитая мелкая моторика Точность выполнения движений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| Подвижность и гибкость кистей и пальцев рук |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2
| Правильная посадка при письме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 | Умение правильно держать орудие письма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 | Умение ориентироваться в пространстве Владение представлениями о схеме собственного тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Владение пространственными взаимоотношениями относительно другого предмета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Владение представлениями о расположении предметов относительно человека, стоящего напротив |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 | Умение ориентироваться на листе бумаги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6 | Владение понятием «разлиновка», ориентировка в ней |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
7 | Умение выполнять графические упражнения Проведение прямых вертикальных и горизонтальных линий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Проведение наклонных линий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Проведение извилистых линий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Выполнение штриховки в разных направлениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Раскрашивание изображений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Рисование простых узоров по клеточкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Рисование сложных узоров по клеточкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Дорисовывание зеркального отображения предмета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Выполнение графических диктантов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Ребятам о зверятах»
Анатация кружка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Программа кружка в средней группе «Ребятам о зверятах»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я познаю мир»
Программа кружка для детей старшего возраста "Я познаю мир"...