Проект на тему "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста".
материал (младшая группа)
"пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возроста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №40" муниципального образования города Братска.
Проект на тему:
«Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста».
Составила: воспитатель
Корнилова Олеся Викторовна
Братск 2022 года
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса развития речи, тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук в комплексе приобретает в работе с детьми дошкольного возраста важнейшее значение.
В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию речи мелкой моторики не является приоритетной, и поэтому мы решили работать в этом направлении.
К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для развития речи и театрализованный деятельности, т. к. театрализованные игры повышают речевой, эмоциональный подъем и жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность и речь ребенка позволяют использовать их, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования речи, элементарных математических представлений, до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Инсценировка различных сказок, потешок, прибауток при помощи
фигурок пальчикового театра способствует:
· развитию речи – так нужно произносить слова, фразы, заучивание реплик героев, тренирует память и речь, обогащается словарный запас.
· развитию мелкой моторики рук-так как нужна точная и скоординированная работа пальчиков.
· развитие творческих способностей ребенка.
· развитие координации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить
· « выступление» своего героя.
· театральные постановки – развивают фантазию и воображение.
· Развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве.
· Развиваются артистичные и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Таким образом, пальчиковый театр является важнейшей задачей воспитания детей. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие : речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает всю познавательную деятельность ребенка и дает возможность ему раскрыться.
Мир пальчиковых кукол – маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, развивает словарь, познает окружающее пространство и самого себя.
Театр « ТОПОТУШЕК» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности( стол, лист бумаги и т. д ). Театр «ТОПОТУШЕК» целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста. Дети умчаться выполнять движения указательными и средними пальчиками. Работа осуществляется только одной рукой.
Принципы работы
В нашей группе мы проводим театрализованно-игровую деятельность несколько раз в неделю примерно по 10 минут. Каждое упражнение проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала малышами. В театрализации пальчиковых игр мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки. Маленькие дети охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. Они могут «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая целые фразы. Это могут быть как фронтальная, так и индивидуальная работа.
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;
- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;
- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Цель: познакомить детей с пальчиковым театром.
Задачи:
1.Формировать у детей умение активно учувствовать в совместных играх, изображать характерные особенности персонажей.
2. Развивает речевую активность у детей через пальчиковый театр.
3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.
Методы: игровой, словесный, творческий.
Ожидаемые результаты
1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
3. Интеллектуальное развитие детей;
4. Пополнение предметно-развивающей среды;
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Ведущая педагогическая идея работы заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.
Содержание работы:
Этапы разучивания:
1. Взрослый сначала показывает сказку или игру малышу сам.
2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. После чего и взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Далее ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Заканчиваем тем, что ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Взаимодействие с родителями:
Оформление папок – передвижек: «Развитие мелкой моторики», «Чем полезна театрализованная деятельность?», «Как воспитать юного театрала».
Организация консультаций для родителей: «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье».
Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.
Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».
Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;
2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;
Материал:
Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка».
Предварительная работа:
Чтение потешки о кошке;
Разучивание игры «Кот и мыши»;
Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка».
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.
- Ребятишки, а вы любите сказки?
- Да любим (ответ детей).
- Вижу, заблестели глазки!
А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.
Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых - пых - пых.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят
Везут, везут вагончики
В сказочку ребят.
- Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.
- Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?
- Нет, отвечают дети.
А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.
Раз - два - три - четыре - пять,
Будем сказку мы искать!
Из какой сказки эти персонажи, кто знает?
Дети называют сказки.
А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.
А знаете почему?
Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.
Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые
Зубки белые.
Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.
Проводится игра «Кот и мыши» - 2 раза
Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?
Тихо, тихо детки
Вы послушайте про репку
Сказка может и мала,
Но про важные дела,
Начинается как надо:
Жили были дед да баба,
Внучка, Жучка, кошка – Мурка,
А в подвале – мышь – норушка,
Рядом деда огород,
Дальше сказочка пойдет…
Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка»).
По окончании сказки слышится гудок паровоза.
Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.
Вот поехал паровоз,
Деток в садик он повез.
Ту – ту – ту.
Конспект занятия по сказке «Теремок» (пальчиковый театр)
Цель: познакомить детей со сказочными героями, развивать инициативную речь детей посредством использования пальчикового театра; развивать выразительность речи и движений, создавать атмосферу радости и веселья.
Материал: пальчиковый театр.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, детки и мамы! Сегодня я вам расскажу сказку о небольшом домике, в котором поместилось много зверей.
О какой сказке идёт речь?
Мамы с детьми: Теремок.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто поселился в теремок?
Мамы с детьми: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и мишка
Воспитатель: Правильно, это Мышка – Норушка, Лягушка – Квакушка, Зайка – Попрыгайка, Лисичка – Сестричка, Волчок – Серый
бочок, Мишка – Косолапый, а сейчас мы с вами отправляемся в лес, на лесную полянку.
Воспитатель: Уселись все удобно. Мы отправляемся в сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Кто- то по лесу бежал и листочками шуршал.
(Показываю Мышку – Норушку)
Мышка:
Кто- кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Тишина и красота
В этом доме жить буду я.
Воспитатель: Мышка – Норушка оказалась хорошей хозяйкой.
Дом чисто подмела.
Пирожков вкусных напекла.
Сидит, смотрит в окошко и чаёк попивает.
Как пищит мышка? Пи-пи-пи
Мамы с детьми : Пи-пи-пи
Вдруг на лесную опушку прискакала тут Лягушка- Квакушка.
(Смотрит по сторонам)
Лягушка:
Стоит на опушке теремок
Не низок и невысок.
Из трубы дымок идёт.
Кто же в домике живёт?
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живём?
(Выглядывает Мышка – Норушка)
Мышка:
Я Мышка – Норушка.
А ты кто?
Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.
Пусти меня к себе жить.
Воспитатель: Поселилась Лягушка жить к Мышке.
Вместе дружно там живут,
Вместе блинчики пекут,
И песенки поют.
Как квакает лягушка? Ква-ква-ква
Мамы с детьми: Ква-ква-ква
Так они живут день,
Живут два.
Вдруг что – то снова зашуршало,
И к теремочку подбежало.
(Выглядывают вместе)
Зайчик:
Бегу, скачу, вижу - стоит на опушке терем- теремок.
Не низок и невысок.
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мышка: Я Мышка – Норушка.
Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.
Вместе: А ты кто?
Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.
По лесу попрыгайчик.
Пустите меня жить.
Как у нас лопочет зайчик? Хрум-хрум
Мамы с детьми: Хрум-хрум
Воспитатель: Стали они вместе жить.
Живут и горя не знают.
Мышка по утрам печь топит и еду готовит,
Лягушка толокно толчёт и о своём болоте беседу ведёт,
А Зайка – Попрыгайка в барабан стучит.
Преподаватель:Как – то летним тёплым днём
К теремочку подошла хитрая кума – лиса.
И тихонечко сказала:
«Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?»
Мышка: Я Мышка – Норушка.
Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.
Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Лиса: Я Лисичка – Сестричка.
Пустите меня к себе жить.
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лиса: Если честно Вам сказать,
Очень я люблю поспать.
Так же я пою, танцую.
В основном живу красиво!
Вместе дружно заживём
И со скуки не помрём.
Бабушка – Сказочница: Переглянулись хозяева, да и пустили Лисичку – Сестричку в свой теремок. Так и стали они жить уже вчетвером.
Как лает лисичка? Гав-гав
Мамы с детьми: Гав-гав
День за днём проходят быстро. Вечерами у них весело. Мышка – Норушка в норке прилегла, Лягушка на брёвнышке устроилась, Зайчик – Побегайчик в барабан бьёт, а Лисичка – Сестричка песни поёт.
Вдруг на лесной полянке появился Волчок, зубками щёлк, щёлк.
Волчок: Что за чудо, что за диво?
Может я нашёл свой дом?
Может он стоит пустой,
И никто в нём не живет?
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Воспитатель: А в ответ тишина.
Все звери притихли.
Волчок: Я Волчок – Серый бочок.
По лесу гуляю, друзей собираю.
Друзей своих не обижаю,
А только их я выручаю.
Воспитатель: Тут в теремочке сразу все бросились к окошку.
Мышка: Я Мышка – Норушка.
Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.
Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.
Лиса: Я Лисичка – Сестричка.
Вместе: А ты, правда, Волчок – Серый бочок?
Волчок: Я Волчок - Серый бочок.
Пустите меня к себе жить.
Звери: У нас и так тесно.
Волчок: А я много места не займу. Днём буду вам по хозяйству помогать, а ночами буду вас оберегать.
Воспитатель: Как воет волк? Уууу
Мамы с детьми: Уууу
Стали жить и поживать.
И друг другу помогать
Вместе терем убирают,
Вместе стол все накрывают.
Но однажды, на ночь глядя
Вдруг в лесу всё загудело,
Всё завыло, зашумело.
Сквозь валежник и траву
К теремку в развалку
Подошёл Медведь – и как начал он реветь.
Р-рррр
Мамы с детьми: Р-рррр
Мишка: Все нашли себе жильё.
Я один брожу в лесу,
Никого не нахожу.
Вот бы мне сейчас
Кровать! И немножечко поспать.
Воспитатель: От такого жалобного рёва, всем стало жалко медведя, который остался совсем один. Пригласили они его к себе жить. Полез Медведь в теремок, да сломал его.
Еле-еле успели из него выскочить Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок – все целые и невредимые. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Список литературы:
«Тропинка к своему я»
« Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»
«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
« Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализация сказок, как средство развития речи у детей раннего возраста».
Разработка для развития речи у детей младшего возраста....
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста
Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило...
Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.
Развитие речи посредством пальчикового театра...
Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста
Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста...
Презентация из опыта работы : "Театр как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Развитие речи у детей дошкольного возраста, по средствам театрализации...
Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.
Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста....
"Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста"
Консультация для родителей "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста"...