Проект на тему "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста".
материал (младшая группа)

Корнилова Олеся Викторовна

"пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возроста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

http://40sad.ru/images/template/logo.png Муниципальное бюджетное дошкольное                  образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №40" муниципального образования города Братска.

Проект на тему:

«Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста».

        

                                                                                         Составила: воспитатель

                                                                              Корнилова Олеся Викторовна

                                                                                     

                                             Братск 2022 года

 Пояснительная записка

В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса развития речи, тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук в комплексе приобретает в работе с детьми дошкольного возраста важнейшее значение.

В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию речи мелкой моторики не является приоритетной, и поэтому мы решили работать в этом направлении.

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для развития речи и театрализованный деятельности, т. к. театрализованные игры повышают речевой, эмоциональный подъем и жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность и речь ребенка позволяют использовать их, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования речи, элементарных математических представлений, до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Инсценировка различных сказок, потешок, прибауток при помощи

фигурок пальчикового театра способствует:

·  развитию речи – так нужно произносить слова, фразы, заучивание реплик героев, тренирует память и речь, обогащается словарный запас.

·  развитию мелкой моторики рук-так как нужна точная и скоординированная работа пальчиков.

·  развитие творческих способностей ребенка.

·  развитие координации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить

·  « выступление» своего героя.

·  театральные постановки – развивают фантазию и воображение.

·  Развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве.

·  Развиваются артистичные и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.

Таким образом, пальчиковый театр является важнейшей задачей воспитания детей. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие : речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает всю познавательную деятельность ребенка и дает возможность ему раскрыться.

Мир пальчиковых кукол – маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, развивает словарь, познает окружающее пространство и самого себя.

Театр « ТОПОТУШЕК» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности( стол, лист бумаги и т. д ). Театр «ТОПОТУШЕК» целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста. Дети умчаться выполнять движения указательными и средними пальчиками. Работа осуществляется только одной рукой.

Принципы работы 

В нашей группе мы проводим театрализованно-игровую деятельность несколько раз в неделю примерно по 10 минут. Каждое упражнение проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала малышами.  В театрализации пальчиковых игр мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки. Маленькие дети охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. Они могут «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая целые фразы. Это могут быть как фронтальная,  так и индивидуальная работа.

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;

- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;

- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.

Цель: познакомить детей с пальчиковым театром.

Задачи:

1.Формировать у детей умение активно учувствовать в совместных играх, изображать характерные особенности персонажей.

2. Развивает речевую активность у детей через пальчиковый театр.

3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Методы: игровой, словесный, творческий.

Ожидаемые результаты

1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

2. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

3. Интеллектуальное развитие детей;

4. Пополнение предметно-развивающей среды;

5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Ведущая педагогическая идея работы заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.

Содержание работы:

Этапы разучивания:

1. Взрослый сначала показывает сказку или игру малышу сам.
2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. После чего и взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Далее ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Заканчиваем тем, что ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Взаимодействие с родителями:

Оформление папок – передвижек: «Развитие мелкой моторики», «Чем полезна театрализованная деятельность?», «Как воспитать юного театрала».

Организация консультаций для родителей: «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений  в семье».

Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.

Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».

Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи:

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;

Материал:

Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка».

Предварительная работа:

Чтение потешки о кошке;

Разучивание игры «Кот и мыши»;

Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка».

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

-  Ребятишки, а вы любите сказки?

-  Да любим (ответ детей).

-  Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р. Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

-  Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

-  Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались? Никого не видно?

-  Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли? Да конечно деда с бабой. Где же они? Да вот они наши дед с бабой. А где же их внучка? И внучка вот она. А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка? Правильно это «Репка». А где же репка? Ребятишки посмотри те, а репку кот Василий спрятал и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Он хочет, чтобы мы с ним поиграли.

Воспитатель подходит и берет кота, читая потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые

Зубки белые.

Воспитатель обращается к коту: «Кот Василий садись в кружок, и мы с тобой поиграем», а мы ребятишки представим, что мы маленькие мышки.

Проводится игра «Кот и мыши» - 2 раза

Воспитатель, вот как славно поиграли Васька кот нам репку отдал, но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось? Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала,

Но про важные дела,

Начинается как надо:

Жили были дед да баба,

Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка,

Рядом деда огород,

Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка»).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.

Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

Конспект занятия по сказке «Теремок» (пальчиковый театр)

Цель: познакомить детей со сказочными героями, развивать инициативную речь детей посредством использования пальчикового театра; развивать выразительность речи и движений, создавать атмосферу радости и веселья.

Материал: пальчиковый театр.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, детки и мамы! Сегодня я вам расскажу сказку о небольшом домике, в котором поместилось много зверей.

О какой сказке идёт речь?

Мамы с детьми: Теремок.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто поселился в теремок?

Мамы с детьми: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и мишка

Воспитатель: Правильно, это Мышка – Норушка, Лягушка – Квакушка, Зайка – Попрыгайка, Лисичка – Сестричка, Волчок – Серый

бочок, Мишка – Косолапый, а сейчас мы с вами отправляемся в лес, на лесную полянку.

Воспитатель: Уселись все удобно. Мы отправляемся в сказку.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Кто- то по лесу бежал и листочками шуршал.

(Показываю Мышку – Норушку)

Мышка:

Кто- кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Тишина и красота

В этом доме жить буду я.

Воспитатель: Мышка – Норушка оказалась хорошей хозяйкой.

Дом чисто подмела.

Пирожков вкусных напекла.

Сидит, смотрит в окошко и чаёк попивает.

Как пищит мышка? Пи-пи-пи

Мамы с детьми : Пи-пи-пи

Вдруг на лесную опушку прискакала тут Лягушка- Квакушка.

(Смотрит по сторонам)

Лягушка:

Стоит на опушке теремок

Не низок и невысок.

Из трубы дымок идёт.

Кто же в домике живёт?

Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живём?

(Выглядывает Мышка – Норушка)

Мышка:

Я Мышка – Норушка.

А ты кто?

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Воспитатель: Поселилась Лягушка жить к Мышке.

Вместе дружно там живут,

Вместе блинчики пекут,

И песенки поют.

Как квакает лягушка? Ква-ква-ква

 Мамы с детьми: Ква-ква-ква

Так они живут день,

Живут два.

Вдруг что – то снова зашуршало,

И к теремочку подбежало.

(Выглядывают вместе)

Зайчик:

Бегу, скачу, вижу - стоит на опушке терем- теремок.

Не низок и невысок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Вместе: А ты кто?

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

По лесу попрыгайчик.

Пустите меня жить.

Как у нас лопочет зайчик? Хрум-хрум

Мамы с детьми: Хрум-хрум

Воспитатель: Стали они вместе жить.

Живут и горя не знают.

Мышка по утрам печь топит и еду готовит,

Лягушка толокно толчёт и о своём болоте беседу ведёт,

А Зайка – Попрыгайка в барабан стучит.

Преподаватель:Как – то летним тёплым днём

К теремочку подошла хитрая кума – лиса.

И тихонечко сказала:

«Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?»

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

Вместе: А ты кто?

Лиса: Я Лисичка – Сестричка.

Пустите меня к себе жить.

Мышка: А что ты умеешь делать?

Лиса: Если честно Вам сказать,

Очень я люблю поспать.

Так же я пою, танцую.

В основном живу красиво!

Вместе дружно заживём

И со скуки не помрём.

Бабушка – Сказочница: Переглянулись хозяева, да и пустили Лисичку – Сестричку в свой теремок. Так и стали они жить уже вчетвером.

Как лает лисичка? Гав-гав

Мамы с детьми: Гав-гав

День за днём проходят быстро. Вечерами у них весело. Мышка – Норушка в норке прилегла, Лягушка на брёвнышке устроилась, Зайчик – Побегайчик в барабан бьёт, а Лисичка – Сестричка песни поёт.

Вдруг на лесной полянке появился Волчок, зубками щёлк, щёлк.

Волчок: Что за чудо, что за диво?

Может я нашёл свой дом?

Может он стоит пустой,

И никто в нём не живет?

Кто – кто в теремочке живёт?

Кто – кто в невысоком живёт?

Воспитатель: А в ответ тишина.

Все звери притихли.

Волчок: Я Волчок – Серый бочок.

По лесу гуляю, друзей собираю.

Друзей своих не обижаю,

А только их я выручаю.

Воспитатель: Тут в теремочке сразу все бросились к окошку.

Мышка: Я Мышка – Норушка.

Лягушка: Я Лягушка – Квакушка.

Зайчик: Я Зайчик – Побегайчик.

Лиса: Я Лисичка – Сестричка.

Вместе: А ты, правда, Волчок – Серый бочок?

Волчок: Я Волчок - Серый бочок.

Пустите меня к себе жить.

Звери: У нас и так тесно.

Волчок: А я много места не займу. Днём буду вам по хозяйству помогать, а ночами буду вас оберегать.

Воспитатель: Как воет волк? Уууу

Мамы с детьми: Уууу

Стали жить и поживать.

И друг другу помогать

Вместе терем убирают,

Вместе стол все накрывают.

Но однажды, на ночь глядя

Вдруг в лесу всё загудело,

Всё завыло, зашумело.

Сквозь валежник и траву

К теремку в развалку

Подошёл Медведь – и как начал он реветь.

Р-рррр

Мамы с детьми: Р-рррр

Мишка: Все нашли себе жильё.

Я один брожу в лесу,

Никого не нахожу.

Вот бы мне сейчас

Кровать! И немножечко поспать.

Воспитатель: От такого жалобного рёва, всем стало жалко медведя, который остался совсем один. Пригласили они его к себе жить. Полез Медведь в теремок, да сломал его.

Еле-еле успели из него выскочить Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок – все целые и невредимые. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

 

Список литературы:

«Тропинка к своему я»

« Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

« Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализация сказок, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Разработка для развития речи у детей младшего возраста....

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило...

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.

Развитие речи посредством пальчикового театра...

Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста

Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста...

Презентация из опыта работы : "Театр как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Развитие речи у детей дошкольного возраста, по средствам театрализации...

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста.

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста....

"Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей младшего возраста"...