Составление рассказа по картинке «Лиса с лисятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Курилова Марина Николаевна

Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке , активизировать в речи слова и выражения , позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9

г.Ярцева Смоленской области

Конспект занятия по коммуникативной деятельности

на тему: Составление рассказа по картинке

«Лиса с лисятами»

(средняя группа)

Воспитатель:

Курилова М.Н.

Ярцево, 2019г.

Цели: упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке , активизировать в речи слова и выражения , позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.

Задачи:

Обучающие: учить подбирать определения к словам «лиса», «лисёнок», зайки».

Развивающие:  продолжать развивать память , внимание , наглядно-действенное мышление.

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них.

Тип занятия: Интегрированное

Форма занятия: фронтальная

Продолжительность: 20 минут

Участники: воспитанники средней группы

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Оборудование и материалы:

Мнемотаблицы «Лиса», «Лисёнок»; игрушка – заяц, морковка (в ней угощения для детей), маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами».

Предварительная подготовка: рассматривание сюжетных картин «Дикие животные», чтение произведений В.В. Бианки, рассказ воспитателя о жизни диких животных, загадывание загадок о лесных обитателях.

Методы и приемы работы с детьми:

1.Наблюдение;

2.Демонстрация наглядных пособий;

3.Словесный.

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Вводная часть

Настроить детей на работу

1-2 минуты

2. Основная часть

Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке

15 минут

3.Заключительная часть

Подведение итогов

2-3 минуты

 Ход занятия:

1.Вводная часть

Дети стоят полукругом.

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Где они живут? Каких диких животных вы знаете?

Дети. Дикие животные живут в лесу. Это волк , лиса , медведь, заяц, кабан, барсук.

Звучит аудиозапись – плач зайки, или педагог «плачет» за зайку.

Педагог. Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-заяц. Дальше педагог будет говорить и за зайку Степашку.

2.Основная часть

Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. А почему ты плачешь?

Степашка. Здравствуйте, ребятки. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на поляне, у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост какой красивый! Потом прибежала его мама и сказала, что, если ещё раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.

Педагог. Ребятки, как вы думаете, про какого животного рассказал Степашка?

Дети. Степашка рассказал про лису.

Педагог. Правильно, это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису. В этом нам поможет наша помощница.

Рассказывание по мнемотаблице «Лиса».(приложение 1)

Степашка. Значит, лиса хотела меня съесть. Спасибо, ребятки, сейчас я знаю, какая лиса ловкая, какая она…, она…

Педагог. Давайте поможем Степашке придумать новые слова – «какая лиса?»

Дети. Лиса большая, весёлая, хитрая, подвижная, обманщица.

Педагог. Не плач, Степашка! Хочешь, ребята расскажут про тебя?

Степашка.  Хочу.

Педагог. Закроем глазки и попытаемся вспомнить нашу помошницу-таблицу «Зайка» (приложение 2). Вспомнили? А сейчас кто хочет рассказать про зайчика без таблицы?

 Рассказывание про зайчика без мнемотаблицы «Зайка».

Степашка. Спасибо, ребятки, я люблю травку, капусту и морковку.

Педагог. Мама-лиса – большая, а лисята – они какие?

Дети. Лисята маленькие, шустрые, резвые, подвижные, глупенькие.

Педагог. Чем отличается мама-лиса от лисёнка?

Дети. Мама-лиса большая, а лисята маленькие. У лисы шерсть рыжая, а у лисёнка – серая. Мама-лиса много знает, а лисята учатся у мамы. Мама-лиса ловит животных, а лисята – нет, не умеют.

Педагог. Давайте расскажем зайке про лисёнка.

Рассказываем по мнемотаблице «Лисенок» (приложение 3).

Степашка. Молодец, Маша, сейчас я всё знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребята покружились, покружились – и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.

Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.

На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула), «лиса» (один из детей в шапочке-маске лисы) – на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».

Педагог.

Зайцы скачут – скок, скок, скок –

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли рыжая лиса?

«Зайцы» выпрыгивают из домиков и разбегаются по группе. Они то прыгают на двух ногах, то, согласно тексту, присаживаются, «щиплют травку» и оглядываются, не идет ли «лиса». Когда воспитатель произносит последние слова – «рыжая лиса», «лиса» выходит из «норы» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в свои «домики», где «лиса» их уже не может настигнуть. Игра проводиться 2 раза.

Степашка. Молодцы, зайчики, быстро убежали от лисы! Покружились, покружились – и в ребяток превратились!

Дети садятся на стулья.

Степашка. Ребятки, расскажите про лису и про лисят ещё раз. Я хочу запомнить ваш рассказ и рассказать своим зайчатам.

Педагог. А в этом нам поможет картина. (Вешает картину «Лиса с лисятами».) Кто изображён на картине?

Дети. Лиса находится в лесу, у своей норы.

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети. Мы так думаем, потому что на картине нарисованы лес, нора, ветки, земля, листья.

Педагог. Подумайте и скажите, как здесь оказался мышонок?

Дети. Мышонок пробегал мимо, мама-лиса принесла его познакомить, поучить лисят.

Педагог. Какой лисёнок вам больше понравился? Расскажите про него. Теперь расскажите про других лисят. А кто расскажет про маму-лису?

Дети рассказывают.

Педагог. Какими словами можно начать рассказ по картине?

Дети. Жила-была лиса с лисятами… В лесу жила лиса с лисятами… Дело было летом… Однажды мама-лиса принесла мышку своим лисятам.

Педагог. Какими словами можно закончить рассказ?

Дети. Мне понравилась эта картина…

Педагог. А сейчас попробуем составить рассказ по картине.

Рассказывание по картине.

Степашка. Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.

3.Заключительная часть

Педагог идёт за ширму и зажигает свечу.

Педагог. Посмотрите на огонёк свечи, подумайте о чём-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонёк! Он вселяет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.

Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Все внимательно слушали музыку, хорошо составляли рассказ, придумывали много красивых слов.

Педагог гасит свечу баночкой.

Степашка. Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайчатам. А вас я угощаю морковкой, кушайте на здоровье. До свидания! 

 

Список литературы:

  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Кроткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. Москва:                                                                                                                 Просвещение, 1978.

  1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1982.

Приложение №1

Лиса

Лиса – не домашнее животное, а дикое. Живёт она в лесу. У неё четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост – большой и пушистый. Своих детёныше выкармливает молочком. Лиса – хищное животное, которое добывает себе еду: кур, петухов, мышей.

Приложение №2

Рассказ «Лисёнок»

Лисёнок – не домашнее животное, а дикое. Он живёт вместе с мамой в лесу, в норке. Мама-лиса большая, а лисёнок – маленький. У него четыре ноги, Тело покрыто ярко-рыжей шерстью. Мама-лиса кормит лисят своим молочком, а потом они начинают есть дичь, которую приносит папа-лис. Маленькие лисята очень весёлые и забавные. Когда лисёнок вырастет, он становится хищником.

Приложение №3

Примерный рассказ по картине «Лиса с лисятами»

    Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный хвост. Своих детёнышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.

    Один лисёнок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые играют с мышкой. Второй лисёнок протягивает лапку, хочет схватить мышку за хвост, третий лисёнок – зубами. Но ничего не получается, мышонок убегает от них.

    Лисята играют друг с другом. Сильный лисёнок кусает слабого, а слабый отталкивает его лапкой, кусается, защищается от него.

    Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапу, и смотрит, как играют её лисята. Вот какая дружная семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Цель: Проверить умение детей придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине. Проверить, поняли ли они, что значит озаглавить картину. Воспитывать интерес к знаниям....

Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема : составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Конспект НОД в  подготовительной группеТема : состав...

НОД "Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»Цель: Формирование умений составлять связный рассказ по сюжетной картине....

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию на тему: " Составление рассказа по картинке " Лиса с лисятами"

Развивать речевое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые. ...