Составление рассказа по картинке «Лиса с лисятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке , активизировать в речи слова и выражения , позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
г.Ярцева Смоленской области
Конспект занятия по коммуникативной деятельности
на тему: Составление рассказа по картинке
«Лиса с лисятами»
(средняя группа)
Воспитатель:
Курилова М.Н.
Ярцево, 2019г.
Цели: упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке , активизировать в речи слова и выражения , позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
Задачи:
Обучающие: учить подбирать определения к словам «лиса», «лисёнок», зайки».
Развивающие: продолжать развивать память , внимание , наглядно-действенное мышление.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них.
Тип занятия: Интегрированное
Форма занятия: фронтальная
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитанники средней группы
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование и материалы:
Мнемотаблицы «Лиса», «Лисёнок»; игрушка – заяц, морковка (в ней угощения для детей), маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами».
Предварительная подготовка: рассматривание сюжетных картин «Дикие животные», чтение произведений В.В. Бианки, рассказ воспитателя о жизни диких животных, загадывание загадок о лесных обитателях.
Методы и приемы работы с детьми:
1.Наблюдение;
2.Демонстрация наглядных пособий;
3.Словесный.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1.Вводная часть | Настроить детей на работу | 1-2 минуты |
2. Основная часть | Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке | 15 минут |
3.Заключительная часть | Подведение итогов | 2-3 минуты |
Ход занятия:
1.Вводная часть
Дети стоят полукругом.
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Где они живут? Каких диких животных вы знаете?
Дети. Дикие животные живут в лесу. Это волк , лиса , медведь, заяц, кабан, барсук.
Звучит аудиозапись – плач зайки, или педагог «плачет» за зайку.
Педагог. Но что я слышу: как будто кто-то плачет?
Появляется игрушка-заяц. Дальше педагог будет говорить и за зайку Степашку.
2.Основная часть
Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. А почему ты плачешь?
Степашка. Здравствуйте, ребятки. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на поляне, у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост какой красивый! Потом прибежала его мама и сказала, что, если ещё раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.
Педагог. Ребятки, как вы думаете, про какого животного рассказал Степашка?
Дети. Степашка рассказал про лису.
Педагог. Правильно, это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису. В этом нам поможет наша помощница.
Рассказывание по мнемотаблице «Лиса».(приложение 1)
Степашка. Значит, лиса хотела меня съесть. Спасибо, ребятки, сейчас я знаю, какая лиса ловкая, какая она…, она…
Педагог. Давайте поможем Степашке придумать новые слова – «какая лиса?»
Дети. Лиса большая, весёлая, хитрая, подвижная, обманщица.
Педагог. Не плач, Степашка! Хочешь, ребята расскажут про тебя?
Степашка. Хочу.
Педагог. Закроем глазки и попытаемся вспомнить нашу помошницу-таблицу «Зайка» (приложение 2). Вспомнили? А сейчас кто хочет рассказать про зайчика без таблицы?
Рассказывание про зайчика без мнемотаблицы «Зайка».
Степашка. Спасибо, ребятки, я люблю травку, капусту и морковку.
Педагог. Мама-лиса – большая, а лисята – они какие?
Дети. Лисята маленькие, шустрые, резвые, подвижные, глупенькие.
Педагог. Чем отличается мама-лиса от лисёнка?
Дети. Мама-лиса большая, а лисята маленькие. У лисы шерсть рыжая, а у лисёнка – серая. Мама-лиса много знает, а лисята учатся у мамы. Мама-лиса ловит животных, а лисята – нет, не умеют.
Педагог. Давайте расскажем зайке про лисёнка.
Рассказываем по мнемотаблице «Лисенок» (приложение 3).
Степашка. Молодец, Маша, сейчас я всё знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребята покружились, покружились – и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.
Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.
На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула), «лиса» (один из детей в шапочке-маске лисы) – на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».
Педагог.
Зайцы скачут – скок, скок, скок –
На зеленый на лужок, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли рыжая лиса?
«Зайцы» выпрыгивают из домиков и разбегаются по группе. Они то прыгают на двух ногах, то, согласно тексту, присаживаются, «щиплют травку» и оглядываются, не идет ли «лиса». Когда воспитатель произносит последние слова – «рыжая лиса», «лиса» выходит из «норы» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в свои «домики», где «лиса» их уже не может настигнуть. Игра проводиться 2 раза.
Степашка. Молодцы, зайчики, быстро убежали от лисы! Покружились, покружились – и в ребяток превратились!
Дети садятся на стулья.
Степашка. Ребятки, расскажите про лису и про лисят ещё раз. Я хочу запомнить ваш рассказ и рассказать своим зайчатам.
Педагог. А в этом нам поможет картина. (Вешает картину «Лиса с лисятами».) Кто изображён на картине?
Дети. Лиса находится в лесу, у своей норы.
Педагог. Почему вы так думаете?
Дети. Мы так думаем, потому что на картине нарисованы лес, нора, ветки, земля, листья.
Педагог. Подумайте и скажите, как здесь оказался мышонок?
Дети. Мышонок пробегал мимо, мама-лиса принесла его познакомить, поучить лисят.
Педагог. Какой лисёнок вам больше понравился? Расскажите про него. Теперь расскажите про других лисят. А кто расскажет про маму-лису?
Дети рассказывают.
Педагог. Какими словами можно начать рассказ по картине?
Дети. Жила-была лиса с лисятами… В лесу жила лиса с лисятами… Дело было летом… Однажды мама-лиса принесла мышку своим лисятам.
Педагог. Какими словами можно закончить рассказ?
Дети. Мне понравилась эта картина…
Педагог. А сейчас попробуем составить рассказ по картине.
Рассказывание по картине.
Степашка. Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.
3.Заключительная часть
Педагог идёт за ширму и зажигает свечу.
Педагог. Посмотрите на огонёк свечи, подумайте о чём-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонёк! Он вселяет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.
Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Все внимательно слушали музыку, хорошо составляли рассказ, придумывали много красивых слов.
Педагог гасит свечу баночкой.
Степашка. Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайчатам. А вас я угощаю морковкой, кушайте на здоровье. До свидания!
Список литературы:
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Кроткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. Москва: Просвещение, 1978.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1982.
Приложение №1
Лиса
Лиса – не домашнее животное, а дикое. Живёт она в лесу. У неё четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост – большой и пушистый. Своих детёныше выкармливает молочком. Лиса – хищное животное, которое добывает себе еду: кур, петухов, мышей.
Приложение №2
Рассказ «Лисёнок»
Лисёнок – не домашнее животное, а дикое. Он живёт вместе с мамой в лесу, в норке. Мама-лиса большая, а лисёнок – маленький. У него четыре ноги, Тело покрыто ярко-рыжей шерстью. Мама-лиса кормит лисят своим молочком, а потом они начинают есть дичь, которую приносит папа-лис. Маленькие лисята очень весёлые и забавные. Когда лисёнок вырастет, он становится хищником.
Приложение №3
Примерный рассказ по картине «Лиса с лисятами»
Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный хвост. Своих детёнышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.
Один лисёнок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые играют с мышкой. Второй лисёнок протягивает лапку, хочет схватить мышку за хвост, третий лисёнок – зубами. Но ничего не получается, мышонок убегает от них.
Лисята играют друг с другом. Сильный лисёнок кусает слабого, а слабый отталкивает его лапкой, кусается, защищается от него.
Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапу, и смотрит, как играют её лисята. Вот какая дружная семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Цель: Проверить умение детей придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине. Проверить, поняли ли они, что значит озаглавить картину. Воспитывать интерес к знаниям....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами" в подготовительной группе...
Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Программное содержание:- обучение детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение отвечать на вопросы воспитате...
Конспект НОД в подготовительной группе Тема : составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Кировского районаСанкт-Петербурга.Конспект НОД в подготовительной группеТема : состав...
НОД "Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»Цель: Формирование умений составлять связный рассказ по сюжетной картине....
Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
развитие речи...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию на тему: " Составление рассказа по картинке " Лиса с лисятами"
Развивать речевое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые. ...