Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
старшая группа
Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.
Образовательные задачи:
- формировать умение рассматривать картину
- формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных.
- развивать умение грамматически правильно строить предложения
- обогащать и активизировать словарь
- воспитывать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.
Материалы: картина "Лиса с лисятами", слайды
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность
- формировать умение отвечать полным предложением
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель загадывает загадку:
Город этот не простой,
Он дремучий и густой...(Лес)
Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в лес.
- Что вам больше всего понравилось в лесу? (ответы детей)
- Сегодня я хочу пригласить вас в лес.
- Хотите?
Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- формировать умение отвечать полным предложением
- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя)
- активизировать словарь
- упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа ( в единственном и множественном числе) названий детенышей животных
- согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже
- Свое путешествие по лесу мы начнем с этой лесной тропинки.
Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
- Ребята, а какие животные живут в лесу? (дикие - лиса, заяц, волк и т.д.)
Игра "Кто у кого?"
Дидактические задачи: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - ... (медвежонок, медвежата)
У белки - ... (бельчонок, бельчата)
У волчицы - ... (волчонок, волчата)
У ежихи - ... (ежонок, ежата)
У зайчихи - ... (зайчонок, зайчата)
У лисицы - ... (лисенок, лисята)
- Кто изображен на картине? (лиса и лисята)
- Как можно назвать их семью? (лисья семья)
- Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? (ответы детей: рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т.д.)
- Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? ( чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)
- А как можно сказать про лисят? какие они? ( рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т.д.)
- А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)
- Давайте рассмотрим картину. Что делает мама лиса? (лиса лежит на поляне, возле своей норы, присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)
- Сколько лисят у лисицы? (у лисы четыре лисенка)
- Расскажите, что делают лисята.(два лисенка пытаются поймать бабочку, один лисенок хочет догнать мышей, еще один лисенок находится за мамой лисой, он только проснулся и наблюдает за другими)
- Скажите, как здесь оказались мышки? (прибежали сами, принесла лисица)
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания
- формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя
-Ребята, а вы знаете кто пишет рассказы? (писатели)
- Давайте с вами превратимся в писателей и составим рассказ по этой картине. Можно приступать к работе и составить рассказ по картине используя последовательно все структурные части.
Возникает затруднение.
- Смогли составить рассказ? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? ( потому что не знаем, из каких частей должен состоять рассказ)
- Значит, что нужно сделать? ( узнать, из каких частей состоит рассказ)
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия
формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий
- развивать образное мышление, воображение, память
- А что можно сделать, если что-то не знаешь? ( спросить у того, кто знает)
Дети обращаются к воспитателю с вопросом : "Из каких частей состоит рассказ?"
Воспитатель:
- У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой ( модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец)).
- Подумайте, что сначала произошло с лисой и лисятами, затем расскажите, что изображено на картине, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть обязательно законченным.
В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.
- Например, начать можно со слов "Жили-были...", "Однажды теплым днем...". А закончить каждый может по-своему..
Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
- формировать умение составлять развернутый рассказ по картине
- развивать умение грамматически правильно строить предложения
Заслушиваются рассказы детей.
После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок. Особое внимание обратить на законченность рассказа.
- Какие же молодцы.
А теперь немного поиграем,
Осмысление
Дидактические задачи:
- формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Понравилось ли вам составлять рассказ по картине?
- Что показалось трудным?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
игра "А что у вас?"
лиса: у меня уши, а у вас?
лисята: а у нас ушки
лиса: у меня глаза, а у вас?
лисята: а у нас глазки
лиса: у меня нос, а у вас?
лисята: а у нас носики
лиса: у меня усы, а у вас?
лисята: а у нас усики
лиса: у меня зубы, а у вас?
лисята: а у нас зубки
лиса: у меня спина, а у вас?
лисята: а у нас спинки
лиса: у меня живот, а у вас?
лисята: а у нас животики
лиса: у меня хвост, а у вас?
лисята: а у нас хвостики
физминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)
Пляшет маленький народ (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год (приседания)
Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)
Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)
Это рыжая лисичка (прыжки на месте)
Пол кусточком лисий дом.
(Дети проходят к столам)
Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У нее длинный хвост. Своих детенышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.
Один лисенок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые ловят бабочку. Второй лисенок хочет схватить мышку. Но ничего не получается, мышонок убегает от него.
Мама-лиса спокойно лежит в стороне и смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: составление описательного рассказа на тему «Моя любимая игрушка»
Конспект описательного рассакза для старшей группы...
Презентация на тему: "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные".
Презентация рассчитана на дошкольников 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР.Связные высказывания детей с ОНР обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рас...
Тема: Составление описательного рассказа по теме: «Кошка»
Закреплять знания детей по данной теме.Развитие монологической речи.Подбор определений к существительным .Работа над словом, словосочетанием.Развитие внимания памяти....
Конспект занятия по теме "Составление описательного рассказа по лексической теме "Рыбы"" в логопедической группе
Совместная образовательная деятельность для детей с ОНР...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".
КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах; ...
Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".
Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....