Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сочнева Юлиана Витальевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisaslisyatami.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""

старшая группа

Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.

Образовательные задачи:

        - формировать умение рассматривать картину

        - формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных.

        - развивать умение грамматически правильно строить предложения

        - обогащать и активизировать словарь

        - воспитывать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

Материалы: картина "Лиса с лисятами", слайды

Введение в игровую ситуацию.

        

Дидактические задачи:

        - мотивировать детей на включение в игровую деятельность

        - формировать умение отвечать полным предложением

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель загадывает загадку:

Город этот не простой,
Он дремучий и густой...(Лес) 

Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в лес.

        - Что вам больше всего понравилось в лесу? (ответы детей)

        - Сегодня я хочу пригласить вас  в лес.

        - Хотите?

        Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

        - формировать умение отвечать полным предложением

        - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя)

        - активизировать словарь

        - упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа ( в единственном и множественном числе) названий детенышей животных

        - согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже

        - Свое путешествие по лесу мы начнем с этой лесной тропинки.

Но сначала давайте вспомним лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

        - Ребята, а какие животные живут в лесу? (дикие - лиса, заяц, волк и т.д.)

Игра "Кто у кого?"

Дидактические задачи: употребление  родительного падежа  существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - ... (медвежонок, медвежата)

У белки - ... (бельчонок, бельчата)

У волчицы - ... (волчонок, волчата)

У ежихи - ... (ежонок, ежата)

У зайчихи - ... (зайчонок, зайчата)

У лисицы - ... (лисенок, лисята)

        - Кто изображен на картине? (лиса и лисята)

        - Как можно назвать их семью? (лисья семья)        

        - Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? (ответы детей: рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т.д.)

        - Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? ( чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)

        - А как можно сказать про лисят? какие они? ( рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т.д.)

        - А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)

        - Давайте рассмотрим картину. Что делает мама лиса? (лиса лежит на поляне, возле своей норы,  присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)

        - Сколько лисят у лисицы? (у лисы четыре лисенка)

        - Расскажите, что делают лисята.(два лисенка пытаются поймать бабочку, один лисенок  хочет догнать мышей, еще один лисенок находится за мамой лисой, он только проснулся и наблюдает за другими)

        - Скажите, как  здесь оказались мышки? (прибежали сами, принесла лисица)

Затруднение в игровой ситуации.        

Дидактические задачи:

        - создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания

        - формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя

        

        -Ребята, а вы знаете кто пишет рассказы? (писатели)

        - Давайте с вами превратимся в писателей  и составим  рассказ по этой картине. Можно приступать к работе и составить рассказ по картине используя последовательно все структурные части.

                        

                                Возникает затруднение.

- Смогли  составить рассказ? (нет, не смогли)

- Почему  не смогли? ( потому что не знаем, из каких частей должен состоять рассказ)

- Значит, что нужно сделать? ( узнать, из каких частей состоит рассказ)

Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

        - фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия

        формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий

- развивать образное мышление, воображение, память

        - А что можно сделать, если что-то не знаешь? ( спросить у того, кто знает)

Дети обращаются к воспитателю с вопросом : "Из каких частей состоит рассказ?"

Воспитатель:

        - У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой ( модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец)).

        - Подумайте, что сначала  произошло с лисой и лисятами, затем расскажите, что изображено на картине, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть обязательно законченным.

 В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.

        - Например, начать можно со слов "Жили-были...", "Однажды теплым днем...". А закончить каждый может по-своему..

Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

Дидактические задачи:

        - формировать умение составлять развернутый рассказ по картине

        - развивать умение грамматически правильно строить предложения

Заслушиваются рассказы детей.

После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

        - Какие же молодцы.

А теперь немного поиграем,

Осмысление

Дидактические задачи:

        - формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь

        

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- Понравилось ли вам  составлять рассказ по картине?

- Что показалось трудным?

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

игра "А что у вас?"

лиса: у меня уши, а у вас?

лисята: а у нас ушки

лиса: у меня глаза, а у вас?

лисята: а у нас глазки

лиса: у меня нос, а у вас?

лисята: а у нас носики

лиса: у меня усы, а у вас?

лисята: а у нас усики

лиса: у меня зубы, а у вас?

лисята: а у нас зубки

лиса: у меня спина, а у вас?

лисята: а у нас спинки

лиса: у меня живот, а у вас?

лисята: а у нас животики

лиса: у меня хвост, а у вас?

лисята: а у нас хвостики

физминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)

Пляшет маленький народ (приседания)

Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

Мы готовы круглый год (приседания)

Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)

Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)

Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

Пол кусточком лисий дом.

(Дети проходят к  столам)

Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У нее длинный хвост. Своих детенышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.

Один лисенок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые ловят бабочку. Второй лисенок хочет схватить мышку. Но ничего не получается, мышонок убегает от него.

Мама-лиса спокойно лежит в стороне и смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные".

Презентация рассчитана на дошкольников 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР.Связные высказывания детей с ОНР обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рас...

Тема: Составление описательного рассказа по теме: «Кошка»

Закреплять знания детей по данной теме.Развитие монологической речи.Подбор определений к существительным .Работа над словом, словосочетанием.Развитие внимания памяти....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".

КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;   ...

Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....