Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые предложения и автоматизировать звуки через речь, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать систему знаний, наглядно-схематическое мышление и связную монологическую речь.Этот материал раскрывает понятие метода наглядного маделирования и как он влияет на развитие связной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
Владение родным языком предполагает не только умение правильно строить предложение, но и умение рассказывать. Ребенок научается не просто называть предмет, но и описывать его, но и рассказывать о каком-либо событии, явлении, или их последовательности и т. п. В этом случае мы будем иметь дело уже со связной речью, а именно с речью содержательной, логичной, последовательной. Именно в формировании связной речи наиболее отчетливо выступает связь речевого (вербального) и интеллектуального развития ребенка, развитие не только мышления, но и наблюдательности, воображения и т. п. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе не только объект рассказа, но и установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение и использовать различные языковые средства для связи слов в предложении и перехода от одного к другому. Очевидно, что формирование подобной развернутой и связной речи способствует и развитию собственно речевых форм мышления и, на определенных этапах развития ребенка, можно говорить о том, что мышление стало речевым, а речь превратилась в собственно мыслительную деятельность. Именно в этих случаях мы говорим о речемыслительной деятельности ребенка. Для того, чтобы успешно развивать эту деятельность предлагается ввести в работу наглядное моделирование.
Моделирование, как наглядно-практический метод, получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста.
Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использования в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Особенности моделирования как метода заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия, свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенным для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию и понятиям.
Доступность метода моделирования для дошкольников показана Запорожцем, Венгером, Поддьяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.
Итак, моделирование – это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных свойств и познать способы функционирования целостной системы (в контролируемых условиях). Модель допускает точный анализ (и математическое описание), перенос полученных выводов в реальные условия. Модель – это заместитель реального объекта.
Чтобы модели, как наглядно-практическое средство познания, выполняли свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- четко отражать основные средства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью; она должна облегчать познание.
Модели бывают разных видов: есть предметные модели. В этом случае модель аналогично предмету воспроизводит его главнейшие особенности. Например, аквариум, он моделирует водную среду, где обитают животные и растения, те связи и отношения, существующие между ними, которые можно рассматривать и изучать. Т. е. аквариум, как модель, дает возможность изучить водную экосистему. Моделью служит макет. Макет используется при ознакомлении с животными, чтоб показать детям мимикрию, т.е. защитные функции животных, приспособления к жизни в окружающей среде.
Модель может быть как предметной, так и схематической.
Моделирование в работе с детьми необходимо т.к. оно помогает ребёнку абстрагировать различные признаки явлений. Например, вышли с детьми на прогулку. В природе много явлений, но нам надо показать, что тепло и греет солнце – потрогать с детьми скамейку, камешки, забор – отметить – теплое, потом это обозначить значком. Модель помогает детям увидеть и выделить существенные признаки, например, у рыб, животных. Моделирование помогает показать ребенку связи и отношения существующие в природе, этим моделирование обеспечивает более высокий уровень освоения знаний, обобщенность знаний, углубляет знания детей. Демонстрация моделей – используется как наглядный метод, как картинка, как демонстрационный материал у педагога.
Моделирование – это и практический метод, заключающийся в том, что дети сами под руководством педагога моделируют признаки объекта, связи и отношения.
Начинать использовать модели можно с младшей группы – это сенсорные модели, обозначающие сенсорные признаки:
1.Признак цвета (цвет можно выделить набором цветных карточек или полосок). Рассматриваем растение, называем зеленый цвет, показываем карточку зеленого цвета.
2. Форма, как признак.
Нарисовать на карточках формы:
Рассматривая листья растений, используем карточки, например у плюща лист похож на , у герани на .
Рассматривая кролика, берем , сравниваем форму туловища с этой геометрической формой.
3. Признак численности объектов.
одно дерево, много деревьев.
- Признак величины.
взрослое животное и детеныш.
- Признак поверхности.
Гладкий, бугристый, шероховатый (берем полоски бумаги: глянцевая – гладкая, бархатная – шероховатая).
Возможно моделирование понятий – птицы, рыбы, насекомые, животные, звери.
Методика использования моделей, работа с моделями.
Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:
- Сначала в процессе наблюдений с помощью обследовательских действий детей учат выделять сенсорные признаки объектов, и каждый признак выделять по отдельности, обозначая его определенным знаком, например, рассматривая листья фикуса, гладим его ладонью, гладим лист глянцевой бумаги и устанавливаем сходство: гладкий, как бумага.
- С помощью готовой модели сенсорных признаков, освоенных уже детьми, детям предлагают в новом объекте найти соответствующие моделям признаки или определить отсутствие этих признаков например, определить, какие листочки гладкие.
- Педагог организует сравнение двух объектов между собой и учит выделению признаков различия и в моделях - схемах эти признаки выкладывают.
- Дети по имеющимся моделям описывают новые растения.
- Учатся находить признаки сходства.
- Сравнивают не 2 объекта, а 3 в подготовительной группе – 4 и моделируют как признаки различия, так и сходства.
Таким образом, использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые предложения и автоматизировать звуки через речь, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать систему знаний, наглядно-схематическое мышление и связную монологическую речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...
«Использование метода наглядного моделирования в развитии связанной монологической речи дошкольников»
Методические рекомендации по развитию речи детей...
Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.
Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
В статье говорится о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
laquo;Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»...