Итоговое мероприятие "Что такое лето?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Николаевна Волохова

На протяжении всего мероприятия закрепляла знания детей о лете и знания полученные в течении года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_meropriyatie_chto_takoe_leto.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное подгрупповое итоговое мероприятие

в  старшей группе для детей с ТНР

 «Что такое лето?».

     Подготовил учитель-логопед МБДОУ №3   Волохова Наталья Николаевна

Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.

Задачи:

1. коррекционно - образовательные:

  • Обогащать знания о летних природных явлениях
  • Учить выделять летние явления, заканчивать предложение, подбирая по смыслу соответствующий глагол;
  • Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Совершенствовать практические умения и навыки детей.

2. коррекционно-развивающие:

  • Развивать лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
  • Корригировать и развивать речевое дыхание
  • развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость).
  • умение устанавливать причинно-следственные связи в  природе
  • корригировать и развивать фонематический слух.

3. коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

4.Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Материал: загадки, фишки,  кроссворд, сопровождающая  презентация к занятию, цветы и бабочки для развития дыхания, мяч, смайлики, призы детям

Ход занятия: 

Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать загадки и сказать о ком или о чем они. Когда мы отгадаем с вами загадки,  мы узнаем,  какое слово зашифровано в кроссворде.

  1. Слушайте внимательно. За каждую правильно отгаданную загадку дети получают фишку.

Я косматая, большая,

По небу медленно ползу,

Веду за собой грозу.  

Туча

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.      

                Радуга

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,Покуда он идет.

        Дождь

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…

Солнце

Дождь прошел, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе

Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня.

Лужа

Ледяной виноград

Летом падает в сад.

Но никто его не любит,

И никто ему не рад:

Он цветы и фрукты губит.

Называется он…

Град

        О чем эти загадки?  Правильно эти загадки о природных явлениях. (вписываем природные явления  под цифрой 1)

  1. Следующие загадки.

Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

 Песню звонкую пою,                                            

Ночью спать вам не даю.(Комар.)

Любит солнечный денек

  Беззаботный... (Мотылек).    

  Он строитель настоящий,                                                              

Деловитый, работящий.                                                    

Под сосной в лесу густомИз хвоинок строит дом.

(Муравей.)

Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

(Кузнечик.)

Я всегда без приглашенья

 Прилетаю за вареньем.                                                                                                  Кто мне есть мешает,  

Вьюсь я, лезу на глаза,  

А зовут меня... (Оса)

В окна, двери залетаем                                

 И назойливо жужжим.                                

Очень нас не любят люди,                          

Потому что им вредим.                                                

(Мухи.)

У нее четыре крыла,                                    

Тело тонкое, словно стрела,                        

И большие, большие глаза.                                              Называют ее...

                           (Стрекоза).

Строим восковыеСебе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед.

                                (Пчелы)

Он большой, лохматый,                              Жилет носит полосатый.                            

В норке под землей живет                            

 И нектар цветочный пьет.                          

(Шмель.)

Я — мохнатый червячок,    

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.

(Гусеница.)                    

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок.            

                              (Бабочка.)

О ком они? Да верно,   эти загадки о насекомых.

(вписываем слово  насекомые под цифрой 2)

  1. Следующие загадки.

В белой шапке стоит дед

Если дунешь, шапки нет!

(Одуванчик.)

Четыре ярко-красныхБлестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

Коробочка засохнет

И лопнет на заре,

А зернышки рассыплются

По утренней траве.

(Мак.)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнет мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовется... (незабудкой).

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо... (василек).

Цветем одно мы лето

И украшаем сад.

На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад.  

(Бархатцы.)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.(Ирис.)

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка.

С середкой ярко-желтой

Что за цветок?(Ромашка.)

Пахучая и нежная,

Она, как королева.

Хоть телом и колючая,

Но средь цветов все ж первая.        

(Роза.)

Все глазками увидеть можем,

На глазки девочки похожи.

Какой расцветки только нет!

Анюте шлем мы свой привет.    

(Анютины глазки.)

Как назвать одним словом то,   о чем вы отгадывали загадки? Верно, это цветы.(Вписываем слово цветы под цифрой 3)

  1. И последняя группа  загадок.

Я и черный, я и белый,        

Я и ловкий, я -и смелый.

Я без лестниц, без ступеньки

На любую влезу стенку.

Ус зелененький завью,

    В грозди солнышко налью,  

И ребятам-малышам

Все до капельки отдам.

Виноград.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет

-Всяк поклон отдает.

Земляника

В сенокос -горька,                                               А в мороз - сладка

Что за ягодка?….   Рябина.

Долгоножка хвалится:

-Я ли не красавица?         

   И всего то- косточка

 Да красненькая кофточка.

Вишня.

Бусы красные висят,         

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы ж медведи.

        Малина.

Черных ягод пышный куст

-Хороши они на вкус!

Смородина.

Низок,  да колюч,

Сладок да пахуч,Ягоду сорвешь -всю рубаху обдерешь.

Крыжовник.

Как назовем отгадки одним словом? Конечно это ягоды.

(вписываем слово ягоды под цифрой 4)

        Е

У нас с вами получился кроссворд с ключевым словом «лето»

А что такое лето? (Презентация)

Слайд 1        Что такое лето?

Что такое лето?

В цвет луга одеты,

Лес шумит зеленый,

А в лесу - грибы.

Зреет земляника,

Просит съесть черника,

Манит ежевика:

- Мимо не ходи.

Лето - это солнце,

Пляж, купанье, отдых,

А на грядках зреют

Овощи рядком.

Фрукты поспевают,

Наливаясь соком.

Все теплом согрето,

Радостно кругом!

                                                                   Е. Алябьева

Слайд 2

Вот и наступило лето!

Солнышко так согрело землю, что кругом растёт травка,

цветут разные цветы, зреют ягоды, вокруг разнообразие насекомых. Деревья стоят зелёные,в их листве громко поют птицы.Летом очень тепло, это самое тёплое время года.Дети целыми днями могут гулять на улице,могут отдыхать у моря, ехать на дачу или в деревню.

Хорошо летом!

Логопед:  Сейчас сядем, отдохнём, выполнять задания начнём (дети проходят на свои места).

- Назовите летние месяцы?

- Скажите, без чего не может быть лета? (лета не может быть без ягод, цветов, насекомых).

Логопед: Посмотрите, у нас тоже здесь бабочки – красавицы. Они хотят с нами поиграть. (Дыхательная гимнастика с тренажёрами «Цветы» и «Бабочки»).

Летела бабочка, летела.
Устала, на ладошку села.
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула.

Логопед: А чего не может быть летом? (Летом не может быть листопада, снегопада, мороза).

Игра: Закончите предложение словом «лето»:

Мы ждали (лето). Долго не было (лета). Мы рады (лету). Мы сняли тёплую одежду (летом). Мы любим (лето). Куда пришло лето? (Лето  пришло  в лес).

В лесу растёт много … деревьев. (Логопед выставляет картинки деревьв) .

Не одна берёза, а много … (берёз) и листья у них … (берёзовые).

И т.д. со словами сосна, ель, дуб, клён, липа, осина.

Летом, как и в любое время года три месяца: июнь, июль, август.

Слайд 3                        

Июнь - начало лета. Уже с утра припекает солнце над головой чистое, безоблачное голубое небо. Стоят длинные, теплые дни, короткие летние ночи. В жаркиедни разражаются грозы с сильными теплыми дождями. Во время дождя или после него, если светит солнце, на небе появляется радуга (разноцветное коромысло над домом повисло). В жаркие дни утром и вечером роса на траве, туманы в полях.

Распускается дуб. Деревья покрылись густой крупной листвой. Цветет липа. На деревьях появляются плоды и семена: у ели, сосны, лиственницы - шишки, у клена - летучки, у рябины - ягоды.Цветут шиповник, травы на лугах.

В лесу начинают поспевать ягоды (земляника) и грибы (лисички, разноцветные сыроежки). Вылетают из гнезд молодые птицы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови действие»

Я буду начинать  предложение, а вы его заканчивать.

Варианты

« Летом цветы на лугах... (расцветают).

«Летом животные своих детенышей... (выращивают, растят, обучают).

« Летом плоды на деревьях... (созревают).

«Летом вода в реке от солнца... (нагревается).

« Летним утром туман над водой... (стелется).

«Летним утром траву роса... (покрывает).

   «Пчелы летом мед... (собирают).

 «Над цветами летом бабочки... (летают, кружатся).

«Летом во время грозы гром... (грохочет).

 «Летом во время грозы молния... (сверкает).

 «Летний теплый дождик все растения... (поливает).

  «Летом на полях сельские труженики зерновые... (убирают).

« После летнего дождика в лесу грибы быстро... (растут, вырастают).

«В реке поутру рыба... (плещется, резвится).

 «В июне день долго... (длится).

«В конце июня день начинает... (убывать).

Слайд 4                        

Июль -  середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. После проливного дождя снова - жара. Особенно жарко в полдень. Солнце висит н небе, как раскаленный шар. В полях отцветают хлеба, но еще цветут гречиха, подсолнечник; на лугах сенокос. В лесу пахнут деревья, цветы, поспевшие ягоды (земляника, малина), в полях — душистый запах сена. Жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки.

        Речь с движением: «Пчела»

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

Машут ладошками.

  А за нею шмель-шмелек

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик

  Пожужжали, полетали,

  Делают кружочки из пальчиков

  подносят к глазам.

От усталости упали.

  Роняют ладони на стол.

Слайд 5                        

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Еще ласково светит солнышко, пригревает, но в тени уже прохладно. Листья желтеют. Зелень деревьев стала тусклой. Но в цветниках и парках еще много цветов: распустились розы, гладиолусы, георгины, астры и др.

В садах собирают смородину, малину, крыжовник. Начинается уборка урожая на полях, огородах. Идет жатва, убирают рожь, пшеницу, овес. В лесу много грибов. Рябина покрывается ярко-красными ягодами, береза роняет свой первый желтый лист.Птицы собираются в стаи.

Вот какое насыщенное лето…….

Упражнение «Порадуем Хомку»

(раздаточный материал)

Давайте накормим хомячка Хомку зерном.

Будем давать ему колоски и называть слова с тем звуком, который я произнесу. С, З, Ж, Р.( по 2 слова каждый ребёнок)

3. Итог занятия (рефлексия)

- Ребята, скажите, вам понравилось играть?

- Что вам больше всего понравилось?

Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то прикрепите свой магнит к весёлому смайлику, а если были трудности то к грустному смайлику.

- Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания.

У меня для вас традиционные подарки -призы. Молодцы!

Подведение итогов, подсчет жетонов. Вручение детям призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. «Что такое бетон»

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. «Что такое бетон»...

Конспект итоговой нод по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Что такое сказка?» для детей подготовительной группы

Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:Обучающие: •углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.•упражнять в словообразовании и слово...

Итоговое родительское собрание в средней группе « Вот такими мы стали»

Итоговое родительское собрание в средней группе« Вот такими мы стали»...

Итоговое занятие с детьми 5-7 лет «Что такое искусство?»

Дать понятие детям о том,что такое искусство? Закрепить название видов искусств. Расширить знания о жанрах живописи. Развивать эмоционально-эстетические чувства....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Итоговое интегрированное занятие "Такие разные бабочки"

Итоговое интегрированное занятие "Такие разные бабочки"...