Комплексы занятий для развития речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_alalikov.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ № 1
ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
- Широко открываем рот, громко поём:
- А-а-а!
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а!
- Округляем губы, громко поём:
- О-о-о!
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
- Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
- У-у-у!
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
- Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
- И-и-и!
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
- Дети заблудились в лесу. Они кричат:
- Ау! Ау!
- Малыш плачет:
- Уа! Уа!
- Ослик кричит:
- Иа! Иа!
ЗАДАНИЕ № 2
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
- Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
- А-а-а!
- - О-о-о! И т.д.
- Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- А-о-у-и!
- У-а-и-о! И т.п.
- Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а!
- Как гудит паровоз?
- У-у-у! И т.п.
ЗАДАНИЕ № 3
РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
- Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
- Как мычит корова? - Как кричит овечка?
- Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
- Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
- Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
- Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
- Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
- Как кричит кошка? - Как лает собака?
ЗАДАНИЕ № 4
РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
- Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
- Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
- Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
- Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
- Как кричит гусь? - Как крякает утка?
- Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
- Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
- Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
ЗАДАНИЕ № 5
РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
- Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
- Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
- Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
- Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
- Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
- Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
- Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
- Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
ЗАДАНИЕ № 6
ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.
- Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
- Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
- У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
ЗАДАНИЕ № 7
- Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
- Но! Но! Но! НА-НА-НА
- Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
- Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
- На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
- Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
- Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
- Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
- Как дядя погоняет ослика? называем:
- Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
- Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
- Как капризничает малыш? назвать девочек.
ЗАДАНИЕ № 8
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.
2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут
крыльями.
ЗАДАНИЕ № 9
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в
лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.
- Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,
потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.
ЗАДАНИЕ № 10
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
- Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
- Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
- БИ-БИ. и т.п.
ЗАДАНИЕ № 11
- Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
- Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
- Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
ЗАДАНИЕ № 12
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
- Папа! Ау! - Дядя! Ау!
- Мама! Ау! - Катя! Ау!
- Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
ЗАДАНИЕ № 13
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
- Катя, дай Лялю!
- Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 14
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
- Это Вова. У Вовы би-би.
- Вова, дай би-би.
- Тётя, на би-би.
- Мама, на би-би.
- Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 15
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.
- Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.
5. Ходьба на пятках.
ЗАДАНИЕ № 16
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
- Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
- Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.
ЗАДАНИЕ № 17
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:
- Что я поменяла местами?
Ребёнок показывает и называет.
ЗАДАНИЕ № 18
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
- Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Тра-та-та! Тра-та-та!
- Тра-та-та! Тра-та-та!
ЗАДАНИЕ № 19
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
- Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
ЗАДАНИЕ № 20
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
- Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и
ловить двумя руками.
3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.
ЗАДАНИЕ № 21
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
- Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
- Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
- Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.
ЗАДАНИЕ № 22
Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:
- Пошёл зайчик под кусток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Прыг-скок! Прыг-скок!
Далее проговаривает один взрослый:
- Поймал белку за хвосток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
- Прыг-скок! Прыг-скок!
ЗАДАНИЕ № 23
СЕМЬЯ
Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.
Задавайте ребёнку вопросы:
- Где мама?
- Где папа?
- Где баба? И т.д.
Пусть показывает и называет.
Подберите фотографии для составления простых предложений:
- Мама идёт.
Папа сидит. И т.д.
Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.
Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.
Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.
ЗАДАНИЕ № 24
ИГРУШКИ
Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:
- Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.
Показывайте и называйте:
- Это кубик. Это мяч. И т.п.
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
- Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.
ЗАДАНИЕ № 25
ЗВУКИ [В], [ВЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.
ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.
ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
ЗАДАНИЕ № 26
ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.
ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.
ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.
ЗАДАНИЕ № 27
ЗВУКИ [П],[ПЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.
ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.
ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.
Мама мыла пол. Петя пьёт.
У Паши палка. Поля поёт.
ЗАДАНИЕ № 28
ЗВУКИ [Б], [БЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.
БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!
БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.
БАБА
Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»
БОБИК
У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!
ЗАДАНИЕ № 29
ЗВУКИ [Т], [ТЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.
ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.
КОТ ГОСТИ
У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!
- Кто тут?
- Тут Тоня. Тут Таня.
ЗАДАНИЕ № 30
ЗВУКИ [Д], [ДЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.
ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.
ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.
ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.
ДУДКА ДЫНЯ
У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.
- Дина, дай дыню!
- На, Дуня, дыню!
ЗАДАНИЕ № 31
ЗВУКИ [К],[КЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.
КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.
КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.
КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.
МАК БАНТ
У Кати мак. У Кати косы.
- На, мама, мак. – На, Катя, бант.
- Дай, Катя, мак.
ЗАДАНИЕ № 32
ЗВУКИ [Г], [ГЬ]
ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.
ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.
ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.
На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»
ЗАДАНИЕ № 33
ЗВУКИ [Х], [ХЬ]
ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.
ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.
УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.
УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.
ЗАДАНИЕ № 34
ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»
- – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!
Кур стерегу! Кто там?
- Кто так кричит? - Кто так кричит?
- Как кричит петушок? - Как кричит собачка?
2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!
Снеслась в кустах! Молока кому?
- Кто так кричит? - Кто так кричит?
- Как кричит курочка? - Как кричит корова?
3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!
Пугаю кур! Будет дождь с утра.
- Кто так кричит? - Кто так кричит?
Как кричит кот? - Как кричит ворона?
ЗАДАНИЕ № 35
ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.
Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:
- Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!
Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:
- Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!
А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:
- Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!
ЗАДАНИЕ № 36
РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
- – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!
Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.
- Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!
Паровозами гудим: Потерял пастух дуду!
- У-у-у!
ЗАДАНИЕ № 37
РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
- – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби
В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»
Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»
ЗАДАНИЕ № 38
ОДЕЖДА
Существительные по теме: шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф.
Глаголы по теме: одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.
1. Отрабатываем ответы на вопросы:
- Что надеваешь?
- Шапку. Шубу и т.п.
- Что делаешь?
- Надеваю.
- Что сделал?
- Надел.
- Что снимаешь?
- Шорты. И т.п.
- Игра «Оденем куклу».
Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.
- Игра «Чего не хватает?»
Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то надеть, и спрашивает:
- Чего не хватает?
- Шапки. Шарфика и т.п.
ЗАДАНИЕ № 39
ОБУВЬ
Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.
Глаголы по теме: обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.
- Отрабатываем предложения: 2. Играем в игры:
- Я обуваю тапки. «Что изменилось?»,
Они обувают ботинки. «Что прибавилось?»,
Я снимаю туфли. «Чего не стало?» и т.п.
Он завязывает кроссовки.
Мы застёгиваем сапоги.
Она расстёгивает туфли. И т.п.
ЗАДАНИЕ № 40
ПОСУДА
Существительные по теме: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник.
Глаголы по теме: есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.
- Отрабатываем ответы на вопросы:
- Что ты ешь? - Что ты моешь?
- Я ем суп. – Я мою тарелку.
- Чем ты ешь? - Чем ты режешь?
- Я ем ложкой. - Я режу ножом.
- Что ты пьёшь? - В чём варят суп?
- Я пью чай. - Суп варят в кастрюле.
- Из чего ты пьёшь? - На чём жарят картошку?
- Я пью из чашки. – Картошку жарят на сковороде. И т.п.
- Играем в игры:
«Что прибавилось?»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Что я делаю?» (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.») И т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс занятий по развитию речи "Слово"
Занятия для детей младшей группы по развитию речи. Знакомство детей с существительными, прилагательными и глаголами через игру. Для занятий разработаны практические задания для работы в классе и...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Комплекс заданий для развития речи детей дошкольного возраста
Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания....
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...
Комплекс занятий по развитию речи для детей 5-6 лет
Комплекс из 4 занятий для детей 5-6 лет по лексической теме "Домашние и дикие животные", включающий актуальные задачи речевого развития: работу над звуковой культурой речи; обогащение с...
Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям. Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей. Обувь.
Рекомендации учителя-дефектолога. В помощь родителям.Комплекс домашних занятий по развитию речи у детей по теме "Обувь"В помощь родителям предлагаются коррекционно-развивающие игры и упражне...