Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: «Звуки [а], [у]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: знакомство детей со звуками [а], [у].
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с произношением звуков [а], [у];
- показать артикуляцию звуков [а], [у];
- формировать правильное произношение звуков [а], [у].
Развивающие:
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру речевого общения.
Словарная работа
Обогащение: звуки [а], [у].
Материал: игрушки зайчонок, волчонок, кошка; картинки с изображением звуковичков [а], [у], язычка, медвежонка, осенние листочки; иллюстрации с дикими животными; горка с лесенкой, ширма, микрофон, домик.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zkr_dikie_zhivotnye.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 общеразвивающего вида с деятельностью по познавательно-речевому развитию детей
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
по развитию звуковой культуры речи в средней группе
Тема: «Звуки [а], [у]»
Воспитатель: Кравцова Е.А.
Санкт-Петербург
20.10.2020
Цель: знакомство детей со звуками [а], [у].
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с произношением звуков [а], [у];
- показать артикуляцию звуков [а], [у];
- формировать правильное произношение звуков [а], [у].
Развивающие:
- развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру речевого общения.
Словарная работа
Обогащение: звуки [а], [у].
Материал: игрушки зайчонок, волчонок, кошка; картинки с изображением звуковичков [а], [у], язычка, медвежонка, осенние листочки; иллюстрации с дикими животными; горка с лесенкой, ширма, микрофон, домик.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Ход занятия
Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.
Воспитатель: Дети, вы любите когда к нам приходят гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Но это еще не все гости. К нам скоро придут Звуковички. Ребята, кто такие Звуковички?
Дети: Волшебные гномики, которые поют разные звуки.
Воспитатель: Верно. А какие Звуковички идут к нам в гости? Посмотрите на их губы. Какую песенку поет первый Звуковичок? А второй?
Дети: Звуковички поют [а], [у]. (На фланелеграфе вывешиваются изображения Звуковичков [а], [у])
Воспитатель: Молодцы. А пока что Звуковички зашли в гости к своему другу. Отгадайте к кому?
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказали б ничего.
Дети: Это наш язык. (На фланелеграфе вывешивается изображение Язычка)
Воспитатель: Верно, ребята. Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется.
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть в домик.
Воспитатель: Утром Язычок с нетерпением ждал в гости Звуковичков и постоянно выглядывал из домика в одну сторону и в другую (Упражнение "Часики"). Хорошо потрудился Язычок, устал и лег отдохнуть на нижнюю губу. (Упраженение "Блинчик") Укроем его одеялом. (Пошлепаем верхней губой)
Дети повторяют артикуляционную гимнастику за воспитателем.
Воспитатель: И вот наконец-то Звуковички пришли к нам в гости. Они предлагают нам прогуляться по осеннему лесу. Пойдем с ними?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, какие признаки осени вы знаете? Как меняется осенью природа? Что происходит с птицами, животными? (дети отвечают) Давайте скажем волшебные слова, чтобы попасть в осенний лес:
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять!
Ребята, мы с вами входим в осенний лес. Тихо. Только слышно как шелестит опавшая листва под ногами.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад». (Опускаю и поднимаю листочек)
Воспитатель: Давайте сами устроим листопад. Подул легкий ветерок, а теперь ветер усилился. (выполняют упражнение "Листопад") С какого дерева упали ваши листочки?
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто живет в лесу? (дети перечисляют животных) А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные) А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах) Где же животные? Смотрите, кто это? Я кого – то уже вижу.
Дети: Это зайцы!
Воспитатель: Правильно, это семья зайцев. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, встаньте плечико к плечику. Смотрите какую красивую горку построил зайчонок. Он будет кататься с горки и петь песенку Звуковичка [а]. Поможем ему? (выполняем упражнение "Коротко, длинно")
Воспитатель: Смотрите какая красивая лесная полянка. Давайте встанем в круг.
Физминутка «Звериная зарядка»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз – присядка, (Приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу прогулку по осеннему лесу.
Смотрите, кто это?
Дети: Это волки!
Воспитатель: Правильно, это семья волков. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, смотрите кто выглянул из домика. (волчонок с микрофоном) А зачем ему микрофон? (он хочет петь) А как поют волки? (ууууу) Волк будет петь песенку Звуковичка [у]. Поможем им? (выполняем упражнение "Тихо, громко")
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке,
(хлопайте в ладоши и стучите кулачками по очереди).
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
(правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок,
(погладьте себя по шее),
Кому в платок,
(протяните вперед обе ладони),
Кому в лапочку
(протяните вперед одну, сложенную чашечкой, ладонь).
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу прогулку по осеннему лесу.
Смотрите, кто это?
Дети: Это медведи!
Воспитатель: Правильно, это семья медведей. Как зовут папу? Как зовут маму? Как зовут детеныша? А если несколько детенышей, то как назовем?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, смотрите кто выглянул из домика. (медвежонок) Медвежонок хочет поиграть вместе со Звуковичками [а], [у]. Поможем им? (выполняем упражнение " Звуковички [а], [у]")
Воспитатель: Гуляем дальше. Давайте походим как зайцы, волки, медведи. Ой, смотрите, я нашла листик с посланием от диких животных. Ребята, давайте присядем полукругом на этой полянке и прочитаем что написано на листочке. Вот только некоторые слова пропущены. Вы будете мне подсказывать?
Осенним днем, простой тропой,
Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал….
(зайчонок)
***
За мамой волчицей топал…
(волчонок)
***
За мамой лисицей крался….
(лисенок)
***
За мамой медведицей шел …
(медвежонок)
***
Загадки от Звуковичков [а], [у].
(если останется время)
Полосат и толстопуз,
Слаще сахара… (Арбуз)
Жёлто-розовый бочок,
А размером — с кулачок!
Он на веточке висел,
И под южным солнцем зрел.
И весной, и летом рос,
Очень вкусный… (Абрикос)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
Под дождем она гуляет,
Кушать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это — … (Утка)
Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Настя (Олег, Вика…).
Дети: К нам на занятие сегодня приходили Звуковички. Мы гуляли по осеннему лесу и встретили в нем зайчонка, волчонка и медвежонка. (Ответы детей)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять. Вот мы в садике опять.
Подвижная игра «Ребятки-зверятки»
Воспитатель: Медвежонок-топ-топ (топают)
А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)
А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)
А зайчонок – скок-скок (скачут)
А рысёнок – прыг-прыг (прыгают)
И бельчонок – прыг-прыг
А лосёнок – дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)
А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)
Вот как весело играть с ребятками-зверятками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в средней группе "Звук [с]"
Цель: знакомство детей со звуком [с]....
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе Тема. «Звуки р и рь»
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной...
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»
Конспект комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе
Тема – воспитание звуковой культуры речи: звук [ж]Цель – упражнение детей в правильном и четком произнесении звука [ж].Образовательные задачи:• уметь определять слова со звуком [ж].Ра...
Занятие по формированию звуковой культуры речи в средней группе. Тема: Звук «Н» (закрепление).
Предложенный материал поможет молодым специалистам (учителям-логопедам) при подготовки к занятию по развитию звуковой культуры речи в средней группе....