Занятие по звуковой культуре речи в средней группе Тема. «Звуки р и рь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Гасимова Гульсина Гильмухановна

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой  культуре речи в средней группе

Тема. «Звуки р и рь»

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.

Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

- развивать фонематический слух;

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;

Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.

Ход занятия

I. Организационный момент.Стихотворение «Напоминалочка»

Воспитатель:

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,

Не волчонок, не хорек,

В телефонной будке жил,

И со всеми он дружил.

У него большие уши,

И у Гены друг он лучший,

И смешной, как неваляшка,

Кто же это? ...

Д.: Чебурашка.

В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

Показать детям карту.

II. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

- Водички: с-с-с-с-с…

- Комарика: з-з-з-з-….

III. Знакомство со звуком.

В.: Все молодцы! Пора в дорогу.

В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

IV. Развитие фонематического слуха

В.: Слов со звуком  «Р» много.

Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)

- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а) Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро–ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание, я буду  читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Дети называют слова со звуком «р».

в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.

Знак «Подарок»

В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

Д.: Подарок.

В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.

Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.

Наборы картинок:

ракета                ромашка                  машина                      барабан

роза                    книга                        карандаши                  пирожное

самокат            ручка                        мороженое                 фотоаппарат

робот                гитара                     шары                             пирамидка

V. Физминутка «Бабочка».

В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.

В.:Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.

Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!

В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.

Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».

Рыбки плавали, ныряли

В прятки весело играли.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.

VIII. Итог занятия

  • Какой звук сегодня мы закрепляли?
  • С кем и чем мы встречались на пути?
  • Что вам понравилось на занятии?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дорожная карта.

C:\Users\1\Pictures\вся карта.png

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии

Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»

Тип: Игровое занятие (игра-путешествие).

Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания; использование

художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы;

индивидуальная работа; физминутка; поощрение.

Развивающая среда: предметные картинки; мольберт; речка, сделанная из

полосы бумаги и мостик; гостинцы.

Цель: Формировать звуковую выразительность речи. Учить слышать звук в

слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Учить

дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «р’»; четко и ясно

произносить слова с этими звуками, определять количество слогов в слове.

Обогащать словарь.

Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.

Воспитывать  интерес к окружающему, уважение к старшим и желание

сделать что-то приятное.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил.

-К какой сказке можно отнести эту сказку?

-А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке?

-Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны?

-Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами мы выберем те, в названиях которых слышится звук «р».

-А теперь мы все сядем и выполним задания, которые нам приготовлены. Для начала вспомним, как рычит тигр. Р-р-р-язычок упирается в верхнее небо и издается звук (произносим громко, тихо, шепотом).

Ар-ар-ар-мы поставим самовар, Ра-ра-ра-выпьем чаю мы с утра.

-Ребята, послушайте звук «р» звонкий или глухой? Этот звук звонкий, согласный, он может быть твердым или мягким. Сейчас я буду называть слова, а вы попробуйте определить мягкий или твердый звук слышится? (роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, царь, рис, рынок, рука, перо, янтарь, творог).

-Дети, а теперь вы придумайте слова со звуками «р», «рь» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий.

-А теперь определим, где находится звук -- вначале или в конце слова? (радуга, ветер, река, город, кенгуру, урок, гора.)

-А сейчас я прочту стихотворение, а вы найдите в нем слова со звуком «р» и назовите их.

Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла, Хвостиком виляла, корм себе искала.

Возле берега червяк извивается вот так.

Рыбка подплывает, червяка хватает.

Дернул леску рыбачек, да сорвался червячок.

Рыбка не попалась, с червяком умчалась.

-А сейчас мы вспомним, как кричит ворона, давайте громко покричим

карр-карр-карр, а теперь тихо. А сейчас все тихонько встанем и вспомним

физминутку «Ворона»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.

Каррр-каррр-каррр

Целый день они летали, спать ребятам не давали.

Каррр-каррр-каррр.

Только к ночи умолкают, и все вместе засыпаю.

Каррр-каррр-каррр.

-А сейчас все сядем и выполним следующее задание: я буду называть слова, а вы будете заменять первый звук на звук «р» и увидите какие новые слова у вас получатся (хобот, танец, забота, мычать, пугать, пыжик, нога, макеты, козы, высь, мак, кот, Тома).

-Теперь я попрошу вас тихонько подойти к мольберту. Красная Шапочка хотела что-то нарисовать, но серый волк ей помешал - он напугал ее и она убежала, не дорисовав. Попробуем узнать, что хотела нарисовать девочка? (дом).

-А чего не хватает этому дому? Дорисуем те части в названиях которых есть звук «р» (дверь, крыша, рама, труба).

-А какими цветами можно нарисовать те, в которых есть звук «р» (коричневый, красный, розовый).

-А какая мебель будет стоять в доме? Со звуком «р» (кровать, кресло, телевизор, радио, картина, ковер).

-А что можно нарисовать около дома? (забор, дерево, сирень, роза, ромашка, трава).

-Молодцы, вы справились с этим заданием и мы отправимся дальше. И не забудем гостинцы, которые мы собрали бабушке. Дальше на пути встречается речка - широкая, быстрая, глубокая, синяя -( прилагательные называют дети), а мостик - узкий, длинный. Переходят речку не намочив ноги.

-А вот и домик бабушки - говорит воспитатель. Давайте постучимся в дверь. (Бабушка открывает дверь)

-А вот и детки мои хорошие. Какие же вы умницы, молодцы, помогли моей внученьке, спасибо вам. А за все ваши старания я испекла вам пирогов к чаю, угощайтесь.

Воспитатель:- Бабушка, а мы с ребятами тоже принесли вам гостинцев, угощайтесь.

Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р”.

Логопедическое занятие Ох уж эта буква Р !

«Логопедическое занятие Ох уж эта буква Р !»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Цели и задачи занятия:

  • Автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах.
  • Развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком).
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Работать над словообразованием.
  • Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).
  • Развитие общей моторики.
  • Развивать чувство ритма, быстроту реакции, память, внимание.
  • Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материал и оборудование:

  • Фланелеграф
  • Материал к игре “Собери цветок”
  • Картинки животных и их следов
  • Игрушечный автомобиль, телефон
  • Костюмы вороны и лисы

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом, а перед ними за столом, на котором стоит телефон, сидит ребенок. Ребенок звонит в скорую помощь.

Ребенок:

“Алло! Здравствуйте! Это скорая помощь?

Наши дети, вот беда

Звуки “р” и “рь” не осилят никогда

Вместо слова “хорошо” - говорят “холошо”,

Вместо слова “Марина” - говорят “малина”,

Мы ждем, приезжайте!”

Входит воспитатель.

-Здравствуйте! Вы меня звали? Сейчас мы вылечим эти звуки. Сначала сделаем гимнастику язычку, а то он засиделся в своем домике.

Кончик языка сейчас поработает у нас,

Приготовились к полету (встали)

К запуску моторов,

Глубоко воздух вдыхаем

С силой ветер выдыхаем,

Кончик языка тот час

Завибрирует у нас.

Р-р-р-р-р-р-р-рррррр.

-Вот и заработал наш язычек. Давайте заведем моторчик у самолета, когда он летит высоко в небе “р-р-р”. Молодцы! А сейчас самолет наш пошел на посадку “рь-рь-рь” (дети машут руками, словно крыльями и бегают по кабинету).

Начинается игра, где слова со звуком “ра”? (дети придумывают слова).

Продолжаем мы игру, где слова со звуком “ру”? (и так, со звуком “ры”, “ро”, “ре”, “ря”)

Дети, а вы хотите превратиться в художников? Все что мы будем рисовать, будет со звуком “р”. Мы нарисуем дом во дворе (на фланелеглафе приклеен каркас дома, и все части дома, которые дети будут называть, я приклеиваю на нафланелеграф: крышу, трубу, крыльцо, забор, ворота, гараж, дверь…)

(Дети определяют мягкость и твердость звука “р”).

- Наш дом будет охранять собака! Как мы ее назовем? (дети называю клички со звуком “р”)

-А где она будет жить? (в конуре)

-Около дома есть огород. Какие овощи со звуком “р” мы посадим?

- А чтобы во дворе было красиво, нарисуем клумбу с цветами, но цветы будут расти только со звуком “р”.

- Рядом посадим деревья, в названиях которых есть звук “р”. Какие это деревья?

На фланелеграфе получилась сюжетная картинка.

-Дети, посмотрите какая красивая картинка у нас получилась? Какие же вы у меня хорошие художники! А если сейчас появится солнышко (наклеиваю солнышко) как вы будете радоваться солнышку? (звучит веселая музыка)

Дети улыбаются и танцуют.

-Но вот появились тучи!!! (наклеиваю)

- Вы стали грусными, покажите, как вы грустите? (дети мимикой показываю грусть, садятся на одно калено и образуют руками зонт)

Неожиданно вылетает ворона.

Ворона: -Кра! Крра!

-Кричит ворона!

Ворона: -Кр-р-ажа! Кар-р-аул! Гр-р-абеж! Пр-р-опажа!

Вор прокр-р-ался утром рано!

Брошь украл он из кар-р-мана!

Кар-р-андаш! Кар-р-тонку! Пр-р-обку!

И красивую кор-р-обку!

-Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

Ворона: - Как?

-Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.

Ворона: Что ж вы раньше не сказали?

Кар-ра-ул! Кар-р-ман! Укр-р-али!!!

-Дети, хотите помочь вороне найти карман? Но для этого нужно правильно выполнить задания! (дети идут вслед за мной)

На полу разбросаны лепестки цветов, на каждом лепестке картинка с мягким или твердым звуком “р”.

- Дети, посмотрите, как вы думаете, что обозначает синий круг? А зеленый? (мягкость и твердость звука)

Сейчас мы с вами соберем правильно цветы. К синему кругу соберем все лепестки, на которых нарисованы слова с твердым звуком “р”. А к зеленому, с мягким звуком “р”. Молодцы! Задание выполнили правильно!

- Но еще нет нигде нашего кармана. Но как же узнать, кто его украл? Дети, посмотрите, чьи-то следы (я показывает детям картинки животных и их следы)

- У медведя чьи следы?- медвежьи.

- А у волка? –волчьи.

- У лисы? – лисьи.

- А у зайца? – заячьи.

-Посмотрите на следы, которые остались после того, как у вороны украли карман. На чьи следы они похожи? Правильно это лисьи следы.

-Какая у нас лиса? (хитрая, рыжая, нечестная…)

Вбегает лиса.

-Да, это я стащила карман! Он мне очень понравился. Но так уж и быть, отдам я карман вашей вороне, только поиграйте со мной. Вы же любите играть с песком? Вот в песок то я и спрятала различные игрушки. Но вы мне принесете игрушки, в названии которых имеется звук “р”. И еще вы мне скажете, где спрятан этот звук, в начале, в середине или в конце слова.

Дети выполняют задания. Лиса отдает вороне карман, прощается с детьми и уходит.

В углу зала сидит мальчик и играет с машиной.

-Умеет ли этот мальчик говорить звук “р” или ему нужна наша помощь?

Мальчик есть один у нас.

Как зовут тебя?

Тарас: Талас!

-Сколько лет?

Тарас: Четыле! Пятый!

-Зил - то твой?

Тарас: Он мой, лебята!

- Ты шофер?

Тарас: Шофел! Угу, эл сказать я не могу!

- “Р” Тарас сказать хотел, а выходил эл да эл.

Ну какой же ты шофер?

Как ты скажешь руль, мотор, рама, фара, светофор,

Вот Тарас! Вот так раз!

Призадумался Тарас и однажды поутру удивил он детвору.

Тарас: Я- Тарас! Раздался крик.

Это мой грузовик!

Я шофер! Вот – мотор,

Рама, фара, светофор,

Руль, гараж, дорога, груз,

И морковка и арбуз

-Мальчик есть один у нас,

Как зовут тебя?

Тарас: Тарас!

- Сколько лет?

Тарас: Четыре, пятый!

- Вот такой был разговор! Да, теперь Тарас шофер!

- Вот и Тарас теперь умеет говорить звук “р”!

Вот и вылечила я все ваши звуки! Все уже научились красиво и правильно говорить. Вы меня порадовали сегодня своими ответами (в это время забегает ворона со словами “Забыла, забыла! Хор-рошо! Вы хор-рошо пор-р-аботали! Я вам принесла полный кар-р-ман угощения!”, ворона угощает детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук [ы]

Уточнять произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; учить выделять звук [ы] в словах; упражнять в образовании существительных множественного числ...

Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"

Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»...