Занятие по звуковой культуре речи в средней группе Тема. «Звуки р и рь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gasimova_zanyatie_po_zvukovoy_kulture_rechi_cherez_igru.doc | 864 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе
Тема. «Звуки р и рь»
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Ход занятия
I. Организационный момент.Стихотворение «Напоминалочка»
Воспитатель:
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...
Д.: Чебурашка.
В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту.
II. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
III. Знакомство со звуком.
В.: Все молодцы! Пора в дорогу.
В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
IV. Развитие фонематического слуха
В.: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро–ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Дети называют слова со звуком «р».
в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
Знак «Подарок»
В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Д.: Подарок.
В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
V. Физминутка «Бабочка».
В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В.:Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
В.: Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!
В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.
Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».
Рыбки плавали, ныряли
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор.
VIII. Итог занятия
- Какой звук сегодня мы закрепляли?
- С кем и чем мы встречались на пути?
- Что вам понравилось на занятии?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Дорожная карта.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии
Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»
Тип: Игровое занятие (игра-путешествие).
Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания; использование
художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы;
индивидуальная работа; физминутка; поощрение.
Развивающая среда: предметные картинки; мольберт; речка, сделанная из
полосы бумаги и мостик; гостинцы.
Цель: Формировать звуковую выразительность речи. Учить слышать звук в
слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Учить
дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «р’»; четко и ясно
произносить слова с этими звуками, определять количество слогов в слове.
Обогащать словарь.
Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.
Воспитывать интерес к окружающему, уважение к старшим и желание
сделать что-то приятное.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и обхитрил.
-К какой сказке можно отнести эту сказку?
-А хотели бы вы оказаться на месте Красной Шапочки и отправиться в гости к бабушке?
-Но для этого нам надо будет преодолеть препятствия, которые встретятся в пути. Согласны?
-Тогда для начала мы соберем гостинцы бабушке. Из набора продуктов, которые лежат перед вами мы выберем те, в названиях которых слышится звук «р».
-А теперь мы все сядем и выполним задания, которые нам приготовлены. Для начала вспомним, как рычит тигр. Р-р-р-язычок упирается в верхнее небо и издается звук (произносим громко, тихо, шепотом).
Ар-ар-ар-мы поставим самовар, Ра-ра-ра-выпьем чаю мы с утра.
-Ребята, послушайте звук «р» звонкий или глухой? Этот звук звонкий, согласный, он может быть твердым или мягким. Сейчас я буду называть слова, а вы попробуйте определить мягкий или твердый звук слышится? (роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, царь, рис, рынок, рука, перо, янтарь, творог).
-Дети, а теперь вы придумайте слова со звуками «р», «рь» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий.
-А теперь определим, где находится звук -- вначале или в конце слова? (радуга, ветер, река, город, кенгуру, урок, гора.)
-А сейчас я прочту стихотворение, а вы найдите в нем слова со звуком «р» и назовите их.
Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла, Хвостиком виляла, корм себе искала.
Возле берега червяк извивается вот так.
Рыбка подплывает, червяка хватает.
Дернул леску рыбачек, да сорвался червячок.
Рыбка не попалась, с червяком умчалась.
-А сейчас мы вспомним, как кричит ворона, давайте громко покричим
карр-карр-карр, а теперь тихо. А сейчас все тихонько встанем и вспомним
физминутку «Ворона»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.
Каррр-каррр-каррр
Целый день они летали, спать ребятам не давали.
Каррр-каррр-каррр.
Только к ночи умолкают, и все вместе засыпаю.
Каррр-каррр-каррр.
-А сейчас все сядем и выполним следующее задание: я буду называть слова, а вы будете заменять первый звук на звук «р» и увидите какие новые слова у вас получатся (хобот, танец, забота, мычать, пугать, пыжик, нога, макеты, козы, высь, мак, кот, Тома).
-Теперь я попрошу вас тихонько подойти к мольберту. Красная Шапочка хотела что-то нарисовать, но серый волк ей помешал - он напугал ее и она убежала, не дорисовав. Попробуем узнать, что хотела нарисовать девочка? (дом).
-А чего не хватает этому дому? Дорисуем те части в названиях которых есть звук «р» (дверь, крыша, рама, труба).
-А какими цветами можно нарисовать те, в которых есть звук «р» (коричневый, красный, розовый).
-А какая мебель будет стоять в доме? Со звуком «р» (кровать, кресло, телевизор, радио, картина, ковер).
-А что можно нарисовать около дома? (забор, дерево, сирень, роза, ромашка, трава).
-Молодцы, вы справились с этим заданием и мы отправимся дальше. И не забудем гостинцы, которые мы собрали бабушке. Дальше на пути встречается речка - широкая, быстрая, глубокая, синяя -( прилагательные называют дети), а мостик - узкий, длинный. Переходят речку не намочив ноги.
-А вот и домик бабушки - говорит воспитатель. Давайте постучимся в дверь. (Бабушка открывает дверь)
-А вот и детки мои хорошие. Какие же вы умницы, молодцы, помогли моей внученьке, спасибо вам. А за все ваши старания я испекла вам пирогов к чаю, угощайтесь.
Воспитатель:- Бабушка, а мы с ребятами тоже принесли вам гостинцев, угощайтесь.
Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р”.
«Логопедическое занятие Ох уж эта буква Р !» |
Цели и задачи занятия:
- Автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах.
- Развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком).
- Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- Работать над словообразованием.
- Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).
- Развитие общей моторики.
- Развивать чувство ритма, быстроту реакции, память, внимание.
- Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материал и оборудование:
- Фланелеграф
- Материал к игре “Собери цветок”
- Картинки животных и их следов
- Игрушечный автомобиль, телефон
- Костюмы вороны и лисы
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом, а перед ними за столом, на котором стоит телефон, сидит ребенок. Ребенок звонит в скорую помощь.
Ребенок:
“Алло! Здравствуйте! Это скорая помощь?
Наши дети, вот беда
Звуки “р” и “рь” не осилят никогда
Вместо слова “хорошо” - говорят “холошо”,
Вместо слова “Марина” - говорят “малина”,
Мы ждем, приезжайте!”
Входит воспитатель.
-Здравствуйте! Вы меня звали? Сейчас мы вылечим эти звуки. Сначала сделаем гимнастику язычку, а то он засиделся в своем домике.
Кончик языка сейчас поработает у нас,
Приготовились к полету (встали)
К запуску моторов,
Глубоко воздух вдыхаем
С силой ветер выдыхаем,
Кончик языка тот час
Завибрирует у нас.
Р-р-р-р-р-р-р-рррррр.
-Вот и заработал наш язычек. Давайте заведем моторчик у самолета, когда он летит высоко в небе “р-р-р”. Молодцы! А сейчас самолет наш пошел на посадку “рь-рь-рь” (дети машут руками, словно крыльями и бегают по кабинету).
Начинается игра, где слова со звуком “ра”? (дети придумывают слова).
Продолжаем мы игру, где слова со звуком “ру”? (и так, со звуком “ры”, “ро”, “ре”, “ря”)
Дети, а вы хотите превратиться в художников? Все что мы будем рисовать, будет со звуком “р”. Мы нарисуем дом во дворе (на фланелеглафе приклеен каркас дома, и все части дома, которые дети будут называть, я приклеиваю на нафланелеграф: крышу, трубу, крыльцо, забор, ворота, гараж, дверь…)
(Дети определяют мягкость и твердость звука “р”).
- Наш дом будет охранять собака! Как мы ее назовем? (дети называю клички со звуком “р”)
-А где она будет жить? (в конуре)
-Около дома есть огород. Какие овощи со звуком “р” мы посадим?
- А чтобы во дворе было красиво, нарисуем клумбу с цветами, но цветы будут расти только со звуком “р”.
- Рядом посадим деревья, в названиях которых есть звук “р”. Какие это деревья?
На фланелеграфе получилась сюжетная картинка.
-Дети, посмотрите какая красивая картинка у нас получилась? Какие же вы у меня хорошие художники! А если сейчас появится солнышко (наклеиваю солнышко) как вы будете радоваться солнышку? (звучит веселая музыка)
Дети улыбаются и танцуют.
-Но вот появились тучи!!! (наклеиваю)
- Вы стали грусными, покажите, как вы грустите? (дети мимикой показываю грусть, садятся на одно калено и образуют руками зонт)
Неожиданно вылетает ворона.
Ворона: -Кра! Крра!
-Кричит ворона!
Ворона: -Кр-р-ажа! Кар-р-аул! Гр-р-абеж! Пр-р-опажа!
Вор прокр-р-ался утром рано!
Брошь украл он из кар-р-мана!
Кар-р-андаш! Кар-р-тонку! Пр-р-обку!
И красивую кор-р-обку!
-Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
Ворона: - Как?
-Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.
Ворона: Что ж вы раньше не сказали?
Кар-ра-ул! Кар-р-ман! Укр-р-али!!!
-Дети, хотите помочь вороне найти карман? Но для этого нужно правильно выполнить задания! (дети идут вслед за мной)
На полу разбросаны лепестки цветов, на каждом лепестке картинка с мягким или твердым звуком “р”.
- Дети, посмотрите, как вы думаете, что обозначает синий круг? А зеленый? (мягкость и твердость звука)
Сейчас мы с вами соберем правильно цветы. К синему кругу соберем все лепестки, на которых нарисованы слова с твердым звуком “р”. А к зеленому, с мягким звуком “р”. Молодцы! Задание выполнили правильно!
- Но еще нет нигде нашего кармана. Но как же узнать, кто его украл? Дети, посмотрите, чьи-то следы (я показывает детям картинки животных и их следы)
- У медведя чьи следы?- медвежьи.
- А у волка? –волчьи.
- У лисы? – лисьи.
- А у зайца? – заячьи.
-Посмотрите на следы, которые остались после того, как у вороны украли карман. На чьи следы они похожи? Правильно это лисьи следы.
-Какая у нас лиса? (хитрая, рыжая, нечестная…)
Вбегает лиса.
-Да, это я стащила карман! Он мне очень понравился. Но так уж и быть, отдам я карман вашей вороне, только поиграйте со мной. Вы же любите играть с песком? Вот в песок то я и спрятала различные игрушки. Но вы мне принесете игрушки, в названии которых имеется звук “р”. И еще вы мне скажете, где спрятан этот звук, в начале, в середине или в конце слова.
Дети выполняют задания. Лиса отдает вороне карман, прощается с детьми и уходит.
В углу зала сидит мальчик и играет с машиной.
-Умеет ли этот мальчик говорить звук “р” или ему нужна наша помощь?
Мальчик есть один у нас.
Как зовут тебя?
Тарас: Талас!
-Сколько лет?
Тарас: Четыле! Пятый!
-Зил - то твой?
Тарас: Он мой, лебята!
- Ты шофер?
Тарас: Шофел! Угу, эл сказать я не могу!
- “Р” Тарас сказать хотел, а выходил эл да эл.
Ну какой же ты шофер?
Как ты скажешь руль, мотор, рама, фара, светофор,
Вот Тарас! Вот так раз!
Призадумался Тарас и однажды поутру удивил он детвору.
Тарас: Я- Тарас! Раздался крик.
Это мой грузовик!
Я шофер! Вот – мотор,
Рама, фара, светофор,
Руль, гараж, дорога, груз,
И морковка и арбуз
-Мальчик есть один у нас,
Как зовут тебя?
Тарас: Тарас!
- Сколько лет?
Тарас: Четыре, пятый!
- Вот такой был разговор! Да, теперь Тарас шофер!
- Вот и Тарас теперь умеет говорить звук “р”!
Вот и вылечила я все ваши звуки! Все уже научились красиво и правильно говорить. Вы меня порадовали сегодня своими ответами (в это время забегает ворона со словами “Забыла, забыла! Хор-рошо! Вы хор-рошо пор-р-аботали! Я вам принесла полный кар-р-ман угощения!”, ворона угощает детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.
Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук [ы]
Уточнять произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; учить выделять звук [ы] в словах; упражнять в образовании существительных множественного числ...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе. "Звук Ц"
Занятие по развитию речи "Звук Ц"...
Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....
Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"
Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»...
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуки [К]-[К]»
laquo;Звуки [К]-[К]»...