Презентация. Мнемотехника.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Из опыта работы по теме «Использование приемов мнемотехники
для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.pptx | 1.38 МБ |
rech_k_prezentatsii.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Приемы мнемотехники: Мнемодорожка Мнемотаблица Пиктограмма Опорное моделирование
Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Маша сшила рубашку мишке.
Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация Размер мнемотаблицы зависит от возраста детей: - Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4 (16 клеток).
Пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки.
Моделирование Предметная модель Условные обозначения к сказке «Репка» 1. Репка – жёлтый круг 2. Дед – голубой прямоугольник 3. Баба – красный прямоугольник 4. Внучка – зелёный прямоугольник 5. Жучка – коричневый прямоугольник 6. Мурка – белый прямоугольник 7. Мышка – серый прямоугольник. Сериационный вид модели к сказке «Репка Предметно – схематическая модель используется при описании времён года
Последовательность обучения старших дошкольников приемам мнемотехники. 1 этап. Цель: научить ребенка читать мнемотаблицу. 2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Приёмы мнемотехники с успехом можно применять в любой образовательной области и видах деятельности. Развитие культурно – гигиенических навыков
Безопасность труда
Обучение звуко-буквенному анализу
Опытно-экпериментальная деятельность
Познавательное развитие Рассказывание о временах года, явлениях природы, растительности и животных
Отгадывание и загадывание загадок
Заучивание скороговорок
Пересказ сказок
Использование современных технических средств (проектор, документ-камера) при составлении описательных рассказов (приём пиктограмм)
Проектная деятельность детей и родителей «Весна в мнемотаблицах »
Предварительный просмотр:
Инновационные методики и технологии в инклюзивном образовании.
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В инклюзивном образовании используют разнообразные инновационные методики и технологии. Хочу представить вам опыт работы использования приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников. [Слайд №1].
Ведь проблема развития речи детей актуальна по причинам, которые вы видите на слайде.
Из данных анализа АИС мониторинга развития детей старшей группы комбинированной направленности ДС№14 было выявлено, что процент освоения образовательной области «Развитие речи» составляет менее 50%. Особые проблемы вызывает у детей просьба составить описательный рассказ, пересказать сказку, составить рассказ из личного опыта.
У детей с нарушением речи затруднено формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и памяти. Если не заниматься с таким ребенком, не работать с ним над развитием памяти, то в школе его может ожидать множество проблем с учебой. Ведь как минимум 50% успешности ребенка зависят от хорошей памяти.
Применение мнемотехники - это широкое поле возможностей для ребенка. Во-первых, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Во-вторых, мнемотехника способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста. В-третьих, у ребенка стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий. [Слайд №2]
Выделяют 4 основных приёма мнемотехники. В старшей группе я использую разнообразные приёмы мнемотехники, основываясь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Ведь я занимаюмсь как с чистоговорящими детьми, так и с детьми с ОВЗ, ЗПР.
Каждый из приёмов мнемотехники имеет свои особенности и назначение. Предлагаю Вам, для начала, кратко ознакомиться с каждым из них. [Слайд №3]
Мнемодорожка – это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Хотя этот приём используют в более младших группах, но при индивидуальных занятиях с детьми с ЗПР – это действенный метод. [Слайд №4]
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст. Чаще всего в процессе НОД мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов. Сначала разбираем уловные обозначения таблицы, потом воспитатель задаёт предмет описания, сам описывает предмет с опорой на мнемотаблицу, затем предлагает составить рассказ с опорой на мнемотаблицу детям. [Слайд №5]
Ещё один из часто используемых приёмов мнемотехники – это пиктограмма, суть которой отражена на слайде. Использование пиктограммы будет представлено в опыте работы. [Слайд №6]
Далее вы видите приём мнемотехники – моделирование. Этот приём может использоваться для пересказов сказок, рассказов, описательных рассказов. Метод моделирования я планирую использовать в подготовительной к школе группе. [Слайд №7]
Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным. Этапы представлены на слайде. [Слайд №8]
Я использую приёмы мнемотехники в различных образовательных областях и видах деятельности.
Например, учу детей запоминать правильную последовательность мытья рук. Дети ежедневно при мытье рук смотрят на схему, один из детей проговаривает этапы и правила, опираясь на схему. [Слайд №9]
Также использую схемы для запоминания правил безопасности. На слайде показано, как ребёнок проговаривает, используя схему, правила обращения с ножницами. На каждом занятии по аппликации мы с детьми закрепляем, таким образом, как необходимо пользоваться ножницами. [Слайд №10]
Мнемотаблица облегчает запоминание характеристики звуков. Её я использую на индивидуальных коррекционных занятиях. Дети читают заданное слово и выполняют звуко-буквенный анализ. С помощью таблицы дети характеризуют гласные и согласные звуки – какой это звук, почему это гласный или согласный звук – можем ли мы его пропеть или прокричать, каким цветом мы обозначим его. [Слайд №11]
В опытно-экспериментальной деятельности детям проще запоминать последовательность проведения опытов, ориентируясь на картинку. В группу была оформлена картотека опытов, где в схематической форме и в виде мнемодорожек представлены проводимые в группе опыты и эксперименты. После разбора мнемодорожки с опытом карточка вывешивается в центр экспериментирования для самостоятельного рассматривания детьми. [Слайд №12]
Использую различные алгоритмы в познавательном развитии. Каждое утро один из детей рассказывает, используя алгоритм, о времени года. [Слайд №13]
С помощью мнемотаблиц можно отгадывать и загадывать загадки. Например, я рисую таблицу, мы разбираем с детьми условные обозначения и вместе читаем загадку по мнемотаблице. Также прошу детей самих загадать загадку, изобразив её в виде мнемотаблицы (с помощью воспитателя) [Слайд №14]
Применяя мнемотаблицы мы учим с детьми стихи или скороговорки. Часто я использую мнемотаблицы для заучивания стихов к празднику с детьми, которым трудно запоминать даже небольшой текст. Скороговорки в мнемотаблицах мы учим для автоматизации звуков у детей.[Слайд №15]
Приёмы мнемотехники мы используем на занятиях по развитию речи. Например, чтение и пересказ сказки «Два жадных медвежонка». Воспитатель предварительно читает сказку и рисует мнемотаблицу к занятию, которую разбирает с детьми, пересказывает сказку с опорой на неё и вызывает несколько детей к доске для пересказа сказки. [Слайд №16]
Особо хочется отметить, что при работе с мнемотаблицами я использую современные технические средства. Это вызывает большой интерес у детей. На данном слайде мы учимся составлять описательный рассказ о маме с помощью такого приёма мнемотехники, как пиктограмма. [Слайд №17]
Ещё мы совместно с родителями и детьми создали и реализовали мини-проект «Весна в мнемотаблицах». Дети рассказывали сказки, стихи о весне, скороговорки, загадывали загадки по мнемотаблицам, которые они составляли дома с родителями. Результатом проекта стало создание альбома «Весна в мнемотаблицах». [Слайд №18]
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что мнемотехника - один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях по развитию связной речи и автоматизации звуков. [Слайд №19]
Спасибо за внимание! [Слайд №20]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Мнемотехника"
эту презентацию я использовала в творческом отчете....
презентация мнемотехника
мнемотехника как средство развития речи у дошкольников...
Презентация " Мнемотехника при заучивании стихов"
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем ,таких как :...
Презентация "Мнемотехника в работе с детьми"
Презентацию я сделала для обмена опытом с коллегами...
Презентация "Мнемотехника в логопедической работе"
Презентация "Мнемотехника в логопедической работе"...
Презентация "Мнемотехника"
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи. Мной была разработана презентация по теме "Мнемотехника"...
Презентация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»...