Презентация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация на тему
Презентация
«Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 875.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация
«Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
МБДОУ «ЦРР-
детский сад №189
Воспитатель:
Котельникова В.К.
Воронеж
2018
Пиктография - рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображается с помощью условных знаков – пиктограмм.
Мнемоника – иначе мнемотехника или мнемоника – (искусство запоминания) – совокупность приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов; основана главным образом на законах ассоциации.
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.
На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на внушительном восприятии информации с возможностью последующего её воспроизведения с помощью изображения.
Для чего нужна мнемотехника
дошкольникам.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрение ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащенного словарного запаса и информированию связанной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых приемах . Для навала детей знакомят мнеквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, но которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, но которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
- Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности.
- Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает детям посмотреть на таблицу, затем расшифровывает её. Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
- Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его удивить.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и нуждается в постоянной практике. Она зависит от речи окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с дней жизни малыша.
Большую роль в знакомстве с окружающей действительностью играет художественная литература. Для детей дошкольного возраста заучивание стихов является важным компонентом в развитии психических функций. Рифма, ритм, красочные эпитеты и метафоры остаются в памяти ребенка и развивают его лексику. Стихотворения пользуются популярностью у детей и помогают им познавать этот сложный мир.
Дошкольник, знающий много стихов, впоследствии более успешен в обучении, т.к. именно стихи помогают развить его память. Чем больше стихов сможет запомнить ребенок, тем легче ему будет в школе обучаться новому материалу. Так что заучивание стихов – это своеобразная гимнастика для мозга.
Есть два способа запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное запоминание , является результатом сознательного намерения запомнить. Детей необходимо учить запоминанию, поскольку ребенок дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.
Произвольное запоминание – это интеллектуальная работа, полезная ребенку во многих отношениях: она помогает быстрому обогащению его речи, а также укрепляет его память – и образную, связанную с воображением, и вербальную (словесную), связанную с мышлением.
Стихи, рассказы сказки способствуют развитию вниманию внимания, речи, памяти, мышления. Но как облегчить ребенку процесс их запоминания? В этом помогут пиктограммы – особые опорные рисунки, с помощью которых запомнить рассказать стихотворение или текст будет легче и интереснее. Как пользоваться пиктограммами? Читая стихотворение взрослый показывает соответствующего картинку – схему, и процесс запоминание ускоряется. При воспроизведении ребенком стихотворного текста его глаза видят соответствующую опорную картинку, и происходит взаимодействие слуховой и зрительной памяти,
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легко осваивают правильное построение отдельных предложений, но с трудом овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто дети 4-5 лет, не закончив пересказ одной части текста, переходят к другой, с совершенно новым содержанием. Качество перехода оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Мы возвращаем ребенка к образу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ литературных произведений заметно влияет на речевую деятельность дошкольников. Дети запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они проявляют больше творчества, сочиняя собственные рассказы на заданный сюжет.
Детей дошкольного возраста обучить пересказу короткого текста можно в форме ответов на вопросы с опорой на картинки. Читая рассказ, Взрослый показывает соответствующую пиктограмму. Затем ребенок смотрит на эти картинки и вспоминает услышанное. Данный метод тренирует память ребенка и его воображение.
При пересказе прослушанного текста дети могут опираться на вопросы взрослого. Помимо прямых вопросов с использованием слов: почему, для чего, зачем?
Использованная литература
- «Словарь иностранных слов». М. «Русский язык». 1989г.
- Ю.М. Козлова «Я учусь запоминать». М. «Суфлер», 2013г.
- О.Т. Погладова «Вместе со сказкой «Гадкий утенок» Смоленск. Ассоциац. XXI век 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....
презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....
Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Данную презентацию можно использовать на педсовете для ознакомления воспитателей с мнемотехникой. К презентации добавлен текст....
Презентация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов....
Презентация: "Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста"
Обучение использованию мнемотехнике детей дошкольного возраста в детском саду....
Презентация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность использования мнемотехники для дошкольников в образовательной деятельности по развитию речи обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память...
Презентация "Использование мнемотехники а работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...