Презентация «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация на тему

Презентация

 

«Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx875.18 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

«Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»

МБДОУ «ЦРР-

детский сад №189

Воспитатель:

Котельникова В.К.

Воронеж

2018

   Пиктография - рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображается с помощью условных знаков – пиктограмм.

   Мнемоника – иначе мнемотехника или мнемоника – (искусство запоминания) – совокупность приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов; основана главным образом на законах ассоциации.

   Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием.

   На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на внушительном восприятии информации с возможностью последующего её воспроизведения с помощью изображения.

Для чего нужна мнемотехника

дошкольникам.

   Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная  память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрение ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

   Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащенного словарного запаса и информированию связанной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду.

   Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых приемах . Для навала детей знакомят мнеквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, но которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, но которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.  Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

 

  1. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности.
  2. Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает детям посмотреть на таблицу, затем расшифровывает её. Затем дети воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
  3. Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его удивить.

   Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и нуждается в постоянной практике. Она зависит от речи окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с дней жизни малыша.

   Большую роль в знакомстве с окружающей действительностью играет художественная литература. Для детей дошкольного возраста заучивание стихов является важным компонентом в развитии психических функций. Рифма, ритм, красочные эпитеты и метафоры остаются в памяти ребенка и развивают его лексику. Стихотворения пользуются популярностью у детей и помогают им познавать этот сложный мир.

   Дошкольник, знающий много стихов, впоследствии более успешен в обучении, т.к. именно стихи помогают развить его память. Чем больше стихов сможет запомнить ребенок, тем легче ему будет в школе обучаться новому материалу. Так что заучивание стихов – это своеобразная гимнастика для мозга.

   Есть два способа запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное запоминание , является результатом сознательного намерения запомнить. Детей необходимо учить запоминанию, поскольку ребенок дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.

   Произвольное запоминание – это интеллектуальная работа, полезная ребенку во многих отношениях: она помогает быстрому обогащению его речи, а также укрепляет его память – и образную, связанную  с воображением, и вербальную (словесную), связанную с мышлением.

   Стихи, рассказы сказки способствуют развитию вниманию внимания, речи, памяти, мышления. Но как облегчить ребенку процесс их запоминания? В этом помогут пиктограммы – особые опорные рисунки, с помощью которых запомнить рассказать стихотворение или текст будет легче и интереснее. Как пользоваться пиктограммами? Читая стихотворение взрослый показывает соответствующего картинку – схему, и процесс запоминание ускоряется. При воспроизведении ребенком стихотворного текста его глаза видят соответствующую опорную картинку, и происходит взаимодействие слуховой и зрительной памяти,

   Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легко осваивают правильное построение отдельных предложений, но с трудом овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто дети 4-5 лет, не закончив пересказ одной части текста, переходят к другой, с совершенно новым содержанием. Качество перехода оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Мы возвращаем ребенка к образу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.

   Пересказ литературных произведений заметно влияет на речевую деятельность дошкольников. Дети запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они проявляют больше творчества, сочиняя собственные рассказы на заданный сюжет.

   Детей дошкольного возраста обучить пересказу короткого текста можно в форме ответов на вопросы с опорой на картинки. Читая рассказ, Взрослый показывает соответствующую пиктограмму. Затем ребенок смотрит на эти картинки и вспоминает услышанное. Данный метод тренирует память ребенка и его воображение.

   При пересказе прослушанного текста дети могут опираться на вопросы взрослого. Помимо прямых вопросов с использованием слов: почему, для чего, зачем?

Использованная литература

  1. «Словарь иностранных слов». М. «Русский язык». 1989г.
  2. Ю.М. Козлова «Я учусь запоминать». М. «Суфлер», 2013г.
  3. О.Т. Погладова «Вместе со сказкой «Гадкий утенок» Смоленск. Ассоциац. XXI век 2015г.

F:\апрель май фото 2018\P1090707.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090706.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090705.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090704.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090703.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090702.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090701.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090700.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090699.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090698.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090696.JPG

F:\апрель май фото 2018\P1090694.JPGF:\апрель май фото 2018\P1090695.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Данную презентацию можно использовать на педсовете для ознакомления воспитателей с мнемотехникой. К презентации добавлен текст....

Презентация: "Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста"

Обучение использованию мнемотехнике детей дошкольного возраста в детском саду....

Презентация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использования мнемотехники для дошкольников в образовательной деятельности по развитию речи обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память...

Презентация "Использование мнемотехники а работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...